КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории возможность и действительность, их методологическое значение
Методологическое значение категорий возможность и действительность. Категории ориентируют офицера на выявление всего спектра существующих возможностей развития боевой обстановки, становления и формирования воинского коллектива, функционирования военно-технической системы. При этом нередко интересы дела требуют такого развития событий, которое не является наиболее вероятным. Тогда требуется создание специфических условий, при которых реализуется именно наименее вероятная тенденция. Талант и способности офицера как раз и проявляются через умение создать условия для проявления наименее вероятных тенденций: одержать победу при отсутствии перевеса сил над противником, организовать надежную оборону при неблагоприятных условиях местности и т.д. В философских терминах это означает умение создать условия, при которых нежелательные возможности теряли бы характеристики, которые позволяют им превратится в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность. 67. Сознание — сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальнойсредой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание. Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания. 1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством. 2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой. 3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. 4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания. 5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности. Сознание человека выполняет следующие функции: · познавательную - человек приобретает знания; · целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть; · ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним; · управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач; · коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания); · рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль. 68. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. №69 Структура сознания (основные черты) Сознание, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретное мышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции (непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения). Духовная культура — результат духовной деятельности, облеченной в определенные общественные формы (деятельность писателей, художников, музейных работников, библиотекарей и т. д.). В процессе функционирования культуры создаются духовные ценности (музыка, живопись, поэзия и т. д.). Их процесс создания осуществляется по закону преемственности: новые духовные достижения создаются на основе предшествующей культуры. Постигая ее достоинства, отстоявшуюся веками красоту, художник, мастер, творец формирует оригинальное видение мира и представляет свое произведение публике. Первая стадия, простое накопление новых знаний, пополнение своей суммы знаний. Это ступень понятна каждому. Человек узнает что-то впервые, что-то новое, новые факты, явления и просто запоминает их, накапливает, чтобы затем использовать в следующих стадиях познания, для дальнейшей систематизации и практического применения. Это дальнейшее использование знаний может проходить как бессознательно (вырабатываются рефлексы), так и более эффективно осознанно, с включением своего интеллекта.
76. 1. Философское учение о познании(познавательный оптимизм и агностицизм) 2. Субъект, объект, предмет познания Материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, может быть обнаружена только через ощущения. - онтологический (учение о бытие, фундаментальном принципе существования природы, общества и человека); Субъект - это человек, с его знанием, познающий и действующий. Объект - то, что противостоит в сознании объекта, на что направлена его познавательная и практическая деятельность (природа, общество и человек). 77. ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ (нем. transzendentale Idealismus), термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности. «Трансцендентальная идеальность» пространства и времени есть констатация того, что пространственно-временные качества предметов не присущи им самим по себе (термин «трансцендентальный» означает в данном случае «относящийся к вещам вообще»). Трансцендентальный идеализм — одна из основ критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различение между явлениями и вещами самими по себе. В то же время, концепция трансцендентального идеализма не исчерпывает существо критической философии Канта, так как эта концепция напрямую не связана с центральным вопросом критицизма о возможности априорных синтетических суждений, в особенности, если речь идет о рассудочных суждениях такого рода. Впервые учение о субъективной природе пространства и времени было изложено Кантом в диссертации 1770 «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира», за 11 лет до выхода в свет «Критики чистого разума». В предшествовавший период Кант придерживался принципиально иных взглядов на пространство и время, считая, что они конституируются отношениями между вещами. Поводом для радикального изменения позиции Канта послужило исследование им проблемы так называемых «неконгруэнтных подобий», итогом которого оказалось признание Кантом в 1768 реальности абсолютного пространства, ранее отвергавшегося им. Однако чтобы избежать трудностей ньютоновской теории абсолютного пространства, Кант счел необходимым «переместить» его (а заодно и время) в сферу субъективных познавательных способностей. В «Критике чистого разума» Кант предлагает целую систему доказательств истинности концепции трансцендентального идеализма. Она включает в себя «метафизические» (основанные на непосредственном узрении субъективной и созерцательной природы пространства и времени) и «трансцендентальные» (базирующиеся на том, что если не считать пространство и время априорными формами чувственности, то невозможно объяснить существование строгого математического знания) аргументы. Косвенным доказательством верности данной концепции Кант признает выявленную им «антитетику» чистого разума. Избежать разрушительных противоречий разум может, лишь признав различение явлений и вещей самих по себе (что дает возможным, к примеру, разнести тезисы и антитезисы по разным онтологическим сферам), которое подразумевает принятие идеи трансцендентального идеализма. Трансцендентальный, или «формальный» идеализм противопоставляется Кантом «материальному» идеализму, который может либо признавать реальность только человеческих восприятий и тем самым отрицать различие между вещами самими по себе и явлениями, либо оспаривать, что предметы опыта даны в чувствах непосредственно и вследствие этого ставить под сомнение реальность вещей, стоящих за восприятиями. Это так называемый «проблематический идеализм». В опровержении «материального» и прежде всего «проблематического» идеализма Кант видел одну из заслуг своей критической философии.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |