Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема пропущенных значений




 

Социолог постоянно сталкивается с ситуацией, когда значительная часть респондентов не дает ответа на какие-то вопросы анкеты. Если для “исправления” этого положения идти по наиболее простому пути - выбросить анкеты, содержащие хотя бы один пропуск, то мы почти наверняка останемся без репрезентативной выборки, поскольку в ее составе останется слишком мало объектов. Об этом свидетельствует практика социологических исследований.

Неразумно просто исключать из рассмотрения упомянутые анкеты и еще по одной причине. Скажем, зачем нам выбрасывать анкету с неотмеченным возрастом, если мы изучаем связь между доходом респондента и тем, за кого он голосовал на прошлых выборах? Вероятно, имеет смысл, рассчитывая любую статистику, выбрасывать именно те анкеты, в которых отсутствуют сведения, необходимые для такого расчета. Но и здесь мы рискуем отбросить слишком много анкет. Кроме того, у всякого исследователя может возникнуть сожаление о том, что, отбрасывая анкету из-за отсутствия в ней ответа на один из вопросов, он тем самым лишается возможности использовать всю, может быть весьма объемную и полезную информацию, содержащуюся в этой анкете. На помощь в таком случае может придти иной вариант решения проблемы - искусственное заполнение пропусков.

Известно много способов, позволяющих это сделать [Алгоритмы..., 1984; Вапник, 1979; Загоруйко, 1979, с.105-118; Лакутин, 1982; Лбов, 1981, с.38-41,52-55; Литтл,Рубин,1991]. Мы не будем их подробно рассматривать. Отметим лишь следующее немаловажное для социолога обстоятельство.

За каждым методом заполнения пропусков стоит своя модель массива пропущенных данных, свое представление о том, какие именно респонденты допускают пропуски. Применяя тот или иной алгоритм заполнения пропусков, исследователь фактически пользуется заложенной в этом алгоритме моделью, даже если он себе и не дает отчета в этом. Приведем примеры.

Один из самых распространенных способов - заполнение пропуска средним значением рассматриваемого признака (как мы увидим в п.1.2, выбор среднего должен быть согласован с типом используемых шкал). И исследователь должен понимать, что, поступая так, он рискует придать данным более ровный, “серый” характер, чем это имеет место в действительности. Можно поступать по-другому: проанализировать распределение признака для тех респондентов, которые ответили на соответствующий вопрос, и заполнять пропуски таким образом, чтобы получающееся в результате распределение имело тот же характер (этот способ отвечает рассматриваемому в п.2.3.2.3 пропорциональному прогнозу). Этот подход можно улучшать, осуществляя такую операцию не для всех пропущенных данных сразу. К примеру, предположим, что нам надо заполнить пропуски возраста. Распределение по возрасту мужчин может отличаться от аналогичного распределения женщин (имеем в виду людей, ответивших на соответствующий вопрос). Тогда имеет смысл, отобрав мужчин и определив для них вид распределения, далее именно этот вид моделировать при заполнении пропусков, сделанных мужчинами. Затем то же следует проделать для женщин.

В заключение лишь отметим, что существуют интересные работы, посвященные содержательному изучению того, кто именно не отвечает на определенные вопросы, и высказываются гипотезы о том, почему это делается [Клюшина, 1990; Федоров, 1982].

 

11. Меры средней тенденции и отвечающие им модели.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.