КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные философские направления ХХ века. Общая характеристика
Основные особенности: Р. Барт, Ж. Бодийяр, М. Фуко, Ж. Делез Мир - это текст. (структурализм). - разрабатывал Ролан Барт Гиперреальность - вытеснение реальности знаками реальности. Имидж, пластическая хирургия, косметика, вкусовые заменители. Герменевтика - философское направление, которое положило в основу познания интерпретацию. Г. - искусство понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений. (Дельтей) Герменевтический круг - автор<> текст целое <>части. Понимание целого дает понимание частей, а понимание частей - понимание целого. Да нет наверное. Единство индукции и дедукции. Герменефтический метод - метод интерпретации многозначных явлений: экономический кризис, диагноз болезни, толкование законов. В. Дальтей, Г. Гадамер
Георг Гадамер - понимание всегда исторично и мы не можем понять Платона и Аристотеля, если не будем использовать Объяснение - подведение частного под общее. //понимание - вчувствование, вживание в образ, "живознание" Феноменология Берет свое начало от Платона и средневековой схоластики. intentio prima reflexio intention secunda Рефлексия - направленность сознания на себя. Интенциональность - направленность сознания на объект, который конструируется самим сознанием. Константность восприятия - Интерсубъективность - субъективное ставшее в обществе объективным благодаря действию и мышлению людей. (ПДД, частная собственность) Ф. Брентано, э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс Бергман и Лукман "Социальное конструирование действительности" Дж. Серль два типа фактов: факты физические и факты институциональные. Розов "Социум как волна"
Диатрибутивное мышление - очередь в магазин
Атараксия — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. (ввел Демокрит) Эпохе — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе́ является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии. Осуществляя эпохе́, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. Воздержание от суждения. Агностицизм — объективная действительность не познаваема Гедонизм — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм. (Аристипп) Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии. Аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. (Будда, Диоген) Социоантропоморфизм — боги подобны людям и отношения богов похожи на общественные отношения. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века. Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Фидеизм — превосходство веры над разумом. (Тертуллиан) Теодицея — учение, направленное на оправдание доброты и разумности бога в связи с мировым злом. Теизм — бог находится за пределами материального мира. Книга// икона. Бог в теизме антропоморфен. Деизм — бог находится за пределами материального мира, но не учавствует в делах мира. В эпоху Возрождения. Причина зла - это свобода воли. Пантеизм — бог во всем. Нога// волосы, пальцы. Гегель: если есть только бог, то из чего он сделал мир? Зло от бога. Телеология — (телеос - цель, логос – учение) — все процессы в мире подчинены высшей цели. Телеономические системы - системы, которые сами себя регулируют (кислород, пожары и деревья) Теология — учение о боге Категорический императив — это нравственные правила ради правил. Гипотетический императив - правило ради пользы. Антиномия — появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Понятие «А.» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы нек-рые А., относимые ныне к семантическим («Лжец»). Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие «А.» в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»: 1. Мир конечен - мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира.
Диалектика — мир состоит из противоположностей их борьбы и единства. Законы диалектики: переход количество в новое качество, борьба и единство, отрицание отрицания Априоризм — все знания существуют до опыта. (Кант) Эмпиризм — Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |