Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предпринимательства в РФ




Последствия

1. В России произошел переход от социализма к капитализму.

2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

4. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

5. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.

 

 


 

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще на Киевской Руси в торговой форме и виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов.
В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие развитого рынка ценных бумаг. Далее — все возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.
Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют российские предприниматели к нововведениям, не требующим значительных инвестиций.
Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с установленными процентами.
Другая особенность коммерческих банков в России в современный период заключается в том, что в большинстве своем они не обладают возможностями предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России, нередкое их банкротство.
В России только начинает развиваться сфера консультационных услуг, в то время как в промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложение в новое оборудование или передовую технологию. В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их насчитывается более 2000).
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует.
Еще одна нужная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Для Российской Федерации характерны высокие налоги на прибыль и доходы предпринимателей, что подтверждается высоким удельным весом налогов в прибыли юридических лиц. Это обусловлено ставками налога, которые превышают допустимый уровень, и широким охватом налоговых объектов.
Юридические лица страдают в первую очередь от прямых налогов — налога на прибыль предприятий (ставки которого достигают 35% для предприятий и 43% для банков и страховых компаний) и налога на имущество, а также от огромного количества региональных и местных налогов.
Налоговое бремя предпринимателя становится более тяжелым в результате косвенных налогов — НДС, акцизов и таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. К указанным налогам следует отнести страховые взносы в социальные внебюджетные фонды, доля которых достигает 39% фонда оплаты труда. В конечном счете косвенные налоги вместе со страховыми взносами ведут к росту цен на продукцию.
Предприниматель при налогообложении сталкивается со сложностью расчетов, обусловленной нечеткостью формулировок в законе, противоречивостью отдельных статей, большим количеством налоговых льгот.
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

68. Причины и формы теневой экономики.

 

Теневая экономическая деятельность существует и в административно-

распределительной, и в рыночных системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. В общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта. При этом в африканских странах данный показатель достигает 30%.

Внимание российского общества сегодня приковано к феномену теневой экономики.

При этом значительно различаются как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Последние колеблются от 25% ВВП, согласно данным Госкомстата России, до 40-45%, по оценкам правоохранительных органов.

Прямая и стопроцентно статистически достоверная оценка масштабов теневой экономики, конечно, невозможна. Однако в соответствии с утвержденной ООН новой версией национальных счетов все государства стремятся учитывать теневую экономику в объемах производства. Госкомстат России также начал осваивать методы ее отражения. Поскольку имеются расхождения между данными Госкомстата и МВД России, нужно учитывать ряд косвенных индикаторов, к которым относятся следующие процессы и обстоятельства.

Во-первых, общее падение объемов ВВП за годы реформ превысил 50%, тогда как уровень энергопотребления снизился лишь на 25%. Во-вторых, банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, показываемую предприятиями в официальных отчетах. В-третьих, котировки денежных суррогатов сразу же после выпуска последних резко снижаются относительно номинала (нередко на 50-70%), оставляя «черные дыры» для скрытых финансовых комбинаций. В-четвертых, заработная плата по основному месту работы в развитых странах достигает 79-80% всех доходов работников, т.е., служит главным источником обеспечения их нормальной жизнедеятельности.

В России в 1994 г. она составляла45% всех доходов, а ныне приближается к 35% (иными словами, превращается в некое пособие по труду), тогда как по потреблению, скажем, кондиционеров Россия в 1998-1999 гг. вышла на четвертое место в Европе (после Испании, Италии и Греции).

Можно выделить два основных подхода к определению понятия «теневая экономика»: ее рассматривают как деятельность, или скрываемую от прямого статистического

учета, или уводимую из под налогообложения. Одни авторы считают, что корни теневой экономики лежат в неразвитости рыночных отношений и чрезмерно тяжелом налоговом прессе. По мнению других, теневая экономика – это преступный бизнес, с которым необходимо решительно бороться.

Действительно, если подходить к проблеме с сугубо юридической точки зрения, то

«теневая экономика» оказывается сопряженной прежде всего с нарушением правовых

норм. В этом случае в одну и ту же недифференцированную категорию «теневиков» попадают, с одной стороны, «воры в законе» и киллеры, а с другой – добропорядочные, законопослушно настроенные предприниматели, вынужденные уходить «в тень» лишь вследствие жесткого фискального прессинга и других исключительно неблагоприятных условий хозяйствования, создаваемых избранной и последовательно реализуемой с начала 1992 г. государством реформационной моделью.

С правоохранительной точки зрения, структуру экономики можно представить сле-

дующим образом: экономика делится на легальную и нелегальную (криминальную или «черную»); а легальная, в свою очередь, на контролируемую и неконтролируемую (теневую).

Нелегальная экономика – запрещенные виды экономической деятельности (незаконное изготовление оружия, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотиков, выпуск и продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности, мошенничество).

Для признания указанных операций незаконными достаточно самого факта их проведения. Тем самым они отличаются от любых других финансово-хозяйственных операций, которые тоже могут совершаться с нарушением закона, но в принципе легальны.

Под теневой экономикой (неконтролируемой экономикой (теневым бизнесом) пони-

мается совокупность в принципе легальных, но не выявленных открытым проверочным методом финансово-хозяйственных операций.

Теневая экономика – это экономический, а не правовой феномен, однако для борьбы

используется целый ряд уголовного и другого права.

Способы уклонения, не зависящие от вида налога:

1. Сокрытие объектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии). Неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций.

2. Занижение объектов налогообложения.

3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (искусственная дебиторская задолженность, перечисление выручки на счета зависимых структур).

4. Неправомерное использование льгот.

Способы уклонения, характерные для отдельных видов налогов:

5. Занижение налога на прибыль.

6. Уклонение от уплаты и занижение НДС.

7. Уклонение от уплаты акцизов.

8. Уклонение от уплаты подоходного налога.

Последние пять способов (с четвертого по восьмой) не подразумевает сокрытия ни хозяйственной деятельности, ни ее результатов. Они сводятся лишь к неправомерному бухгалтерскому учету. Поэтому данные финансовых операций, хотя и являются способом уклонения от налогообложения, однако, по определению, к теневой экономике не относятся.

К субъектам теневой экономики надлежит причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов, которые вынуждены уходить в «тень», главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. К ним примыкает еще одна группа представленная наемными работниками, причем и физического, и умственного труда, т.е. это мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. В силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона в «тень».

Программа «высветления» теневой экономики требует учета следующих двух обстоятельств. Во-первых, необходимо отграничивать криминальную экономику от обычной теневой, подход государства должен быть дифференцированным. Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. В условиях инвестиционного голода необходимо задействовать данные ресурсы в интересах экономического роста.

Однако в государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминирует два явно ущербных подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый – радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 – начала 1992 гг. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Итогом данного подхода являются критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны госвласти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого и среднего бизнеса, с другой.

Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального подхода. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Минфина России; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее резкое ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.

В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Федерального закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» (№116-ФЗ от 20 июля 1998 г.).

Для достоверного прогнозирования последствий подобных правовых акций необходимо вернуться к причинам разбухания «теневой» части экономики.

Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика отечественных преобразований свидетельствуют, что теневая экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая ставит их в положение жертв правового и экономического беспредела.

Реализация рассматриваемого законодательного акта лишь ужесточит эту систему: под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некие денежные средства сверх мизерных окладов; другими словами, «под прицел» будет поставлен становящийся средний класс России. У воротил же бюрократически-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникает: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь бы значительной она ни была.

Становясь фактором поощрения тотального доносительства, данный правовой документ не дает никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников к уголовникам. В этом контексте возникает и вопрос о его технической реализации: ведь под госконтроль попадает несколько миллионов покупок в год. С таким объемом не справится не только российская налоговая полиция, но и технически оснащенная, имеющая многолетний опыт налоговая служба США. А если так, то госконтроль может быть только выборочным, т.е. субъективным.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Учитывая вышеизложенное, необходимо, с одной стороны, изменить, стоит еще раз

подчеркнуть, общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции здоровой части «теневой» и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-

правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении

обеспечения должных условий развития предпринимательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.