Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа пенсионной системы, ее значение для развития экономики




Первый этап пенсионной реформы относится к началу 90-х гг. Необходимо было ликвидировать малообеспеченность пенсионеров, для чего установить минимальную пенсию в зависимости от прожиточного минимума, решить проблему соотношения между минимумом и максимумом пенсии, определиться с работающими пенсионерами и т.д. В мае 1990 г. был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Однако республики были недовольны этим законом, т.к. его содержание было смещено в сторону интересов высокооплачиваемых работников.

На этом этапе произошло выделение системы социального страхования из сферы бюджетного финансирования. Это было связано с усилением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, с началом приватизации. Была сформирована новая самостоятельная структура – Пенсионный фонд, функцией которого стала аккумуляция средств из всех источников на выплату государственных пенсий. Формально источников средств два: 1) средства работодателей (90%), обязательно страхующих за счет затрат на производство своих наемных работников; обязательное страхование распространяется также на самозанятых (предпринимателей, фермеров); 2) средства госбюджета (пенсии военнослужащим, социальные пенсии и выплаты). Кроме того, государство как работодатель страхует работников бюджетной сферы.

При распределительной системе Пенсионный фонд работает «с колес», т.е. ежеме-

сячные отчисления тут же направляются на выплату пенсий за исключением необходимого резерва оборотных средств (5%) и расходов на управление (0,5%). Отсутствие накоплений прошлых лет, падение доходов плательщиков вследствие спада в экономике, дефицит госбюджета привели Пенсионный фонд к неустойчивому финансовому состоянию. С января 1995 г. ПФ перестал самообеспечиваться. Возник финансовый кризис пенсионной системы. Появилась задолженность по выплате пенсий, которая нарастала.

Причины пенсионного дефицита коренились прежде всего в расходах: 1) увеличении расходов на пенсии, не обеспеченные страховыми ресурсами; 2) неконтролируемом расширении нестраховых видов пенсионных выплат; 3) неотрегулированности финансовых взаиморасчетов федерального и пенсионного бюджетов с Фондом Занятости; 4) росте просроченной задолженности плательщиков.

Объективной причиной является старение населения: численность населения старше

60 лет за последние 40 лет удвоилась. Соотношение между числом получателей пособий и числом плательщиков взносов в 1998 г. равнялось 1:1,74или 1:2,5, если брать численность трудоспособных (бескризисное соотношение по разным оценкам – 1:3 или 1:10). Число работающих граждан сокращается и вскоре может сравняться с числом пенсионеров. В начале 2005 г. в целом по России у 16 работающих граждан находилось на иждивении 10 пенсионеров.

В середине 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, начал осуществляться переход на персонифицированный учет в системе пенсионного страхования. В мае 1998 г. была утверждена программа пенсионной реформы, включающая в себя внедрение индивидуальных накопительных счетов. Суть реформы состояла в переходе от распределительной к накопительной системе, к созданию трехуровневой пенсионной системы. Первый уровеньсоциальная пенсия из госбюджета в размере 80% от прожиточного минимума, ее получает любой гражданин, достигший пенсионного возраста. Второй уровеньстраховая пенсия по обязательному социальному страхованию, ее получают все застрахованные работники. Третий уровеньдобровольные виды страхования работников, например, в негосударственных пенсионных фондах. В зарубежных странах существует целая сеть частных пенсионныхфондов, основное назначение которых – аккумуляция взносов и выгодное их вложение,чтобы к старости каждый участник получил дополнительную пенсию помимо государственной.

В нашей стране негосударственные пенсионные фонды (НПФ) существуют с середины 90-х гг., однако они не получили широкого распространения прежде всего потому, что не существовало реальных гарантий выполнения фондом своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Наиболее распространенной группой НПФ являлись корпоративные фонды, учрежденные крупнейшими корпорациями и обслуживающие их. Из 9 крупнейших НПФ – 4 исключительно корпоративные: «Лукойл», РАО Газпром, РАО ЕЭС, АО «Сургутнефтегаз». Такие фонды созданы не только с целью дополнительного пенсионного обеспечения своих работников, но также для привлечения в свои инвестиционные проекты дополнительных финансовых ресурсов.

В 2003 г. наступил новый этап в развитии пенсионной системы. Пенсионная реформа

касается только ныне работающих граждан – женщин до 45 лет и мужчин до 50 лет. Их страховые пенсионные взносы делятся на две части: большая часть направляется в федеральный бюджет на будущую выплату гарантированной части пенсии, а вторая часть (накопительная) доверяется либо государственному Пенсионному фонду России (ПФР) и его агенту по размещению пенсионных отчислений – Внешэкономбанку, либо частной управляющей компании.

Был проведен конкурс среди управляющих компаний на размещение средств будущих пенсионеров. 54 управляющие компании, выигравшие в конкурсе, заключили договоры с Пенсионным фондом на управление накопительной частью будущих пенсий. Управляющие компании имеют право вкладывать средства в государственные ценные бумаги, как рублевые, так и валютные, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, а также размещать их на счетах в банках. Исключение из этого правила сделано только для Внешэкономбанка (ВЭБ), который инвестирует средства тех граждан, которые не станут переводить свои накопления в частные компании. ВЭБ имеет право вкладывать средства будущих пенсионеров только в государственные ценные бумаги (рублевые и валютные), держать пенсионные накопления на счетах в кредитных организациях, инвестировать в ипотечные ценные бумаги, которые обеспечены государственной гарантией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.