Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления преобразований в социальной сфере




Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят: социальное обеспечение, образование, здравоохранение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Часть благ социальной сферы поступает населению бесплатно, часть – платно по рыночным ценам, часть – по заниженным ценам (дотации государства).

Необходимость преобразований в социальной сфере в начале экономических реформ

была вызвана отставанием нашей страны от развитых стран по всем показателям уровня и качества жизни. Например, реальный ВВП на душу населения в СССР в 1990 г. Составил 9363 долл., в то время как в промышленно развитых странах эта величина равнялась 20406 долл.

Однако системный кризис не только не дал решить задачу преодоления отставания в

социальной сфере, но, наоборот, ухудшил социальное положение в стране. Из-за спада в производстве, неплатежей, низкого уровня зарплаты особенностью России в 90-е г. ХХ в. стала бедность работающего населения. Недостаточное финансирование социальной сферы сделало еще более настоятельным переход к новым принципам социальной защиты.

Поиск направлений преобразований вызвал интерес как к собственному дореволюционному опыту социальной помощи и страхования, так и к международному опыту социальной защиты.

Знакомство с отечественной дореволюционной историей позволяет сделать вывод о том, что формы социальной защиты в России развивались от простой милостыни и дела призрения бедных церковью и монастырями до страховых товариществ и страхового бизнеса, учитывающих и компенсирующих различные виды рисков.

С развитием промышленности, формированием классов наемных работников и буржуазии появилась необходимость изучения социальных рисков, организации системы социального страхования. На принципах добровольности, самоуправления, страховых методов были созданы больничные кассы, которые объединялись в общегородские профессиональные кассы. В системе больничных касс участвовали наемные работники, предприниматели, государственные органы.

Социальный риск – это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный характер по отношению к отдельно взятому человеку, т.е. это угроза безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д.

После революции изменилась система социальных рисков и способы защиты от них.

Централизованная плановая система стандартизировала благополучие людей на уровне его минимума, но обеспечила устойчивость условий общественной жизнедеятельности. За экономические и социальные риски несло ответственность государство.

Все системы были огосударствлены, сложилась единая система социального обеспечения, включающая в себя собственно государственное социальное обеспечение (пенсии по возрасту, пособия по инвалидности) и так называемое (страховые принципы были формальны) социальное страхование колхозников, социальное страхование рабочих и служащих (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на погребение, на переквалификацию). Здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли тоже

были огосударствлены. Социалистическая (государственная) модель социальной политики и защиты приводила к большой нагрузке на бюджет, низкому уровню социального обеспечения для простых людей, не входящих в состав номенклатуры, к иждивенческим настроениям у некоторой части населения. Такой системе требовалось реформирование.

Суть реформирования была определена как ликвидация уравнительной системы в

распределении материальных благ и услуг, в создании механизма сочетания социально гарантированного минимума с платными услугами. Такую модель называют рыночной. Повышение степени социального риска – закономерный процесс в условиях повышения степени экономической свободы. Рыночная модель социального страхования строится на следующих принципах:

1) учете и анализе социальных рисков на основе статистических данных;

2) распространении социального страхования на социально активное население;

3) самопомощи и самоуправлении участников страховой организации;

4) профилактике и снижении риска;

5) установлении общих правил игры, законов;

6) в аккумулировании и расходовании страховых взносов в страховых фондах и на

строго определенные цели при наступлении страховых случаев.

Другая форма социальной защиты, также существующая в рыночной экономике – это

социальная помощь. Эта помощь носит характер попечительства, поддерживает наиболее уязвимые слои населения, финансируется из бюджета, управляется государством. Мировой опыт свидетельствует о жизнеспособности как социальных моделей, одной из основ которых является «солидаризм» (определенное выравнивание доходов, используемых для личного потребления), так и социальных моделей, в которых главное внимание уделяется гарантированию не выравнивания доходов, а общественно приемлемого уровня жизни социально слабых слоев населения, борьбе не с относительной, а абсолютной бедностью. Многие российские экономисты считают, что для стран с переходной экономикой, столкнувшихся со многими трудностями, более приемлем солидаристский элемент социальной политики, устранение чрезмерного разрывав уровнях доходов различных слоев населения. Этого требуют прежде всего интересы столь необходимой странам политической стабильности. В нынешней России наблюдается сочетание элементов государственной и рыночной моделей с процессами вытеснения государственной модели элементами рыночной. В то же время, констатируя определённое развитие законодательства по формированию страховых механизмов, следует признать и «откаты» назад, связанные, например, с введением «единого социального налога», ликвидацией Фонда занятости или с использованием аккумулированных финансовых ресурсов на другие важные, но явно не страховые цели. Потенциал страховой соцзащиты в России ещё только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составлял на начало 2004 г. всего около 8% ВВП, что в два-три раза ниже, чем в странах ЕС. Поэтому большое значение для уровня и качества жизни населения имеют фактически существующие рыночные механизмы распределения доходов и государственная политика распределения и перераспределения доходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.