Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и методы менеджмента




Сущность любой теории или целенаправленной деятельности проявляется в их функциях, т.е. в совокупности задач, которые они призваны решать. 1) Главной функцией менеджмента считается планирование, рассматриваемое в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и составляет необходимые планы и программы для их реализации. Проще говоря: где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать. Планирование – это прежде всего процесс принятия решения. Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определ2.ением стандартов. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений. 2) Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией. 3) Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. 4) Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники – исполнители и руководители – не будут в этом заинтересованы. Мотивационная функция – заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией. 5) Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Предпосылки реализации контроля: недопущение недопустимого поведения сотрудника, необходимость соблюдения правил и требований, необходимость наблюдения за изменениями внешней среды и адаптации к ней, наблюдение за количественными изменениями и проведение качественных преобразований. Виды контроля: предварительный – проверка готовности организации, ее персонала, системы управления и т.п. к работе; текущий: стратегический – сбор, обработка и оценка информации об уровне производительности труда, внедрении и использовании достижений НТР и т.п. и оперативный – соблюдение общего графика работы, наличие запасов сырья, расходование денежных средств и т.п.; итоговый – оценка выполненной работы.

Организационные методы – необходимы для функционирования организации. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности. К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки общественных мероприятий. 2) Административные – методы властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за успешную или неуспешную работы в виде премий и штрафов. Недостаток этого метода – ориентируется на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. 3) Экономические - рядовой работник на основе материальной заинтересованности сам проявляет инициативу и отвечает за результаты принимаемых им решений. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода выплатами, которые является не просто заслуженными, а заработанными. Но этот метод быстро показал свою ограниченность. 4) Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны – на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет как к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективност

 

2 Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.

1) Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Процессный подход – алгоритм шагов, который можно рассчитать и реализовать. 2) Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Самая популярная теория в рамках системного подхода стала концепция «7-S», разработанная Атосом, Паскалем, Питерсом – это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в англ. языке начинаются с буквы «S»: стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности. Изменения в одной переменной через систему связей оказывают влияние на состояние остальных. 3) Ситуационный подход. Суть в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей применения. Пример пожарная команда: в зависимости оттого, что горит, команда применяет самые различные способы тушения огня: воду, песок и т.п. Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать самому, но и организовывать коллективную работу подчиненных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.