Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость источников собственного капитала. 4 страница




- дифферен­циация - в концентрации усилий предприятия на производстве и реализа­ции продукции, не имеющей конкурирующих аналогов.

Операционные стратегии рассматривают следующие фак­торы:

- ассортимент производимой продукции или услуг;

- ценообразование;

- выбор рынков;

- рекламу;

- эффективность затрат;

- систему сбыта;

- качество обслуживания клиентов.

При первом подходе "лидерство по затратам", когда разрабатываются операционные стратегии, оптимальными являются следующие приемы:

- сокращение доли постоянных затрат путем экономии на администра­тивных и накладных расходах;

- оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной эконо­мии на затратах;

- увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масшта­бах по каждому виду деятельности;

- обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.

Второй подход "дифференциация" в рамках операционной стратегии предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.

Инвестиционные стратегии предусматривают анализ:

- уровня товарно-материальных запасов;

- сбора дебиторской задолженности;

- управления кредиторской задолженностью;

- расширения производственных мощностей;

- планирования капиталовложений;

- продажи активов.

При первом подходе, когда используются инвестиционные стратегии, рекомендуется:

- минимизировать остаток денежных средств;

- стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности;

- минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущер­ба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;

- экономить на использовании основных средств (например, арендуя ма­шины и оборудование, а не покупая их);

- продавать избыточные неиспользуемые активы.

При втором подходе рекомендуется:

- связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факто­рами;

- добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности;

- инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.

Финансовые стратегии в обоих подходах ориентированы на:

- создание оптимальной структуры капитала;

- выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов;

- максимальное сокращение факторов делового риска.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.

Внешние факторы развития бизнеса

Внешнее развитие предприятия основано на купле (продаже) активов, подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля.

Стратегическая цель - повышение стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов; аккумуляция средств на главных направлениях развития бизнеса и сохране­ние корпоративного контроля.

Возможность реструктурирования возникает тогда, когда между стоимо­стью, которой обладает компания в настоящее время (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, которая достижима при изменении ряда об­стоятельств, существует стоимостной разрыв.

Стоимостной разрыв - разница между текущей стоимостью предприя­тия при существующих условиях и текущей стоимостью предприятия пос­ле реструктуризации, представляющая собой чистую текущую стоимость эффекта реструктуризации:

NPVC = [D (PN)i + (EE)i - (I)i + (Т)i] * r,

где D(PN)i - дополнительная прибыль от реструктурирования;

i - период времени после реструктуризации;

(ЕЕ)i - экономия производственных издержек и дополнительная прибыль за счет диверсификации производства;

(I)i - дополнительные инвестиции на реструктурирование;

(Т)i - прирост (экономия) налоговых платежей;

r - коэффициент текущей стоимости.

В качестве базового при расчете стоимости предприятия в целях реструктурирования применяется метод дисконтированных денежных потоков, так как он является единственным, позволяющим учитывать будущие изме­нения в денежных потоках предприятия.

При оценке предполагаемого плана реструктурирования необходимо составить прогноз чистых денежных потоков после уплаты налогов, свя­занных с текущей деятельностью компании, без учета финансовых издер­жек реорганизации. В данном случае реструктуризацию можно рассматри­вать как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожида­емой в будущем прибылью, где добавленная стоимость может формироваться за счет операционного, управленческого и финансового эффектов.

Операционный эффект – это экономия на операционных расходах.

Управленческий эффект – экономия за счет создания новой системы управления.

Финансовый эффект – экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования, приобретения налоговых преимуществ и прочих выгод, за счет усиления интереса к компании со стороны потенциальных инвесторов и обеспечения дополнительных источников финансирования, роста курса акций.

В Российской Федерации реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделе­ния и преобразования (в соответствии с Федеральным законом "Об акцио­нерных обществах" и Гражданским Кодексом)

Причины необходимости поиска источников внешних факторов развития предприятия:

Первая и очевидная причина - потенциал, заложенный в действующем бизнесе, который был определен ранее как стоимостной разрыв. Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста для макси­мальной реализации намеченных планов, а также сохранения компании как действующей, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направ­ление процесса реструктуризации получило название "стратегическое".

Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирова­ния включают:

- расширение (слияние, присоединение);

- сокраще­ние (разделение, выделение),

- преобразование акционерного капитала.

При расширении целью расширения явля­ется увеличение стоимости акционерного капитала за счет:

- приобретения действующих предприятий (легче приобрести действу­ющее предприятие, чем создать новое);

- получения управленческих, технологических, производственных вы­год в случае объединения различных компаний (эффект дополнения, когда система восполняет недостающие элементы);

- возможного эффекта диверсификации и снижения совокупного риска за счет объединения компаний различного профиля деятельности;

- конкурентного потенциала в результате упрочения позиций объеди­ненной компании на рынке;

- синергетического (системного) эффекта, который возникает в том случае, если свойства системы в целом превосходят сумму свойств отдельных элементов.

Слияние и присоединение могут нуждаться в предварительном согласовании с федеральным и территориальным антимонопольными органами. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних. (А+В=С)

Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Вопрос о реорганизации обще­ства в форме слияния выносится на решение общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии, выбирается Совет директоров вновь воз­никающего общества.

Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. (А+В=В)

Общества, осуществляющие объединение, заключают договор, в котором определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества. Вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении выносится на решение общего со­брания акционеров. Все права и обязанности присоединяемого общества переходят к присоединяющему.

Вместо слияния (присоединения) компания может прибегнуть к покупке ак­ций интересующей фирмы и получить контроль над ней; акции можно покупать постепенно, не вызывая повышения цен на них и не имея согласия акционера. (Холдинговой компанией (холдингом) признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций другого предприятия, причем дочернее предприятие независимо от размера пакета его акций, при­надлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинго­вой компании в какой бы то ни было форме.)

Целью сокращения является выбор стратегического направления раз­вития компании с мобилизацией всех возможных внутренних резервов и привлечением внешних источников роста.

Разделением общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Совет директоров реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке, на условиях этой реорганизации и в порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обще­ствам в соответствии с разделительным балансом. (А=В+С)

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без пре­кращения деятельности последнего. Совет директоров реорганизуемого в фор­ме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях осуществления выделения, о создании нового общества, возможности конвер­тации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого обще­ства и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. При выделении из состава одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. (А=А+В)

При преобразовании общества в общество с ограниченной ответствен­ностью или в производственный кооператив к вновь возникшему юриди­ческому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного обще­ства в соответствии с передаточным актом. (АО=ООО или ООО=АО)

 

Второе направление поиска источников внешнего развития предприятия -реорганизация предприятий в случае их неплатежеспособности (банкротства или предприятий, которые столкнулись с серьезными проблемами.)

Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей ме­сто после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней предприятием-должником при его добро­вольной ликвидации. В соответствии с российским законодательством к дол­жнику могут применяться процедуры:

- реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, са­нация);

- ликвидационные (принудительная ликвидация предприятия-должни­ка по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация несостоятель­ного предприятия под контролем кредиторов);

- мировое соглашение.

Главная задача данного направления реструктуризации - сохранить пред­приятие как действующее.

 

Третье направление реструктуризации - предотвращение угрозы захва­та или сохранение собственности и контроля. Привлекательными для зах­вата являются только компании, имеющие потенциал стоимостного разрыва.

Компания, которую хотят поглотить, имеет в своем распоряжении раз­нообразные способы защиты от посягательств на ее независимость.

Система защиты интересов управляющих и акционеров, возводящая барьеры на пути захватов предприятий, должна обеспечить их занятость.

Многие компании заключают со своим управленческим персоналом кон­тракты на управление. В них предусматривается высокое вознаграждение за работу руководителей. Эти контракты известны также под названием "зо­лотой парашют". Их высокая стоимость увеличивает цену компании и мо­жет служить сдерживающим фактором при захвате.

Условие квалифицированного большинства при голосовании вопроса о слиянии (75-80%) означает, что любые изменения в уставе утверждаются большим числом голосов. Вместо обычного большинства, необходимого для принятия решения по другим вопросам, в ситуации слияния для утверждения сделки может требоваться более высокая доля голосов.

Программа выкупа акций - это предложение об обратном выкупе компанией своих акций, т.е. премий по цене, превышающей рыночную, - "зеленая броня". Эта премия может быть выплачена за счет акционерного капитала компании.

Преобразование компании в частную может осуществляться за счет выкупа акций. Преобразование компании в частную посредством скупки акций означает изменение структуры собственности. Для этого использует­ся большое количество инструментов. Наиболее распространенный - наличный расчет с бывшими акционерами и слияние компании открытого типа с частной корпорацией.

 

ВОПРОС 28

Реструктуризация предприятия как способ повышения его рыночной стоимости может предполагать:

• реструктуризацию долгов (кредиторской задолженности) предприятия;

• реструктуризацию активов фирмы, в том числе ее деби­торской задолженности;

• реструктуризацию акционерного капитала предприятия.

Реструктуризация долга фирмы может заключаться по от­дельности или одновременно в:

• отсрочке долга;

• рассрочке кредиторской задолженности;

• конвертации долга;

• продаже долговых обязательств;

• покупке долгов;

• обмене кредиторской задолженности на дебиторскую за­долженность взаимозачет).

Реструктуризация активов предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с:

• продажей избыточных активов;

• приобретением имущества, необходимого для освоения новой продукции взамен продажи активов, которые были нуж­ны для выпуска снимаемых с производства изделий;

• изменением соотношения между реальными и финансо­выми активами предприятия вследствие замещения одних из них на другие; тем же в части соотношения между материальными и нематериальными активами;

• реорганизацией фирмы.

В реструктуризации имущества предприятия особенно часто делают акцент на так называемом «выводе» избыточных активов.

«Вывод» избыточных активов предполагает не только про­дажу таких активов по их низкой ликвидационной стоимости, что зачастую невыгодно с точки зрения увеличения налогового бремени (согласно несовершенному действую­щему законодательству разницу между возможно значительной остаточной балансовой стоимостью реализуемых активов и не­большой ценой, по которой их удается продать, относят на увеличение базы для исчисления налога на прибыль).

«Вывод» избыточных активов может также осуществляться в следующих юридических формах:

• внесение их в качестве имущественного взноса в дочер­ние фирмы;

• списание части избыточного имущества;

• дарение избыточных активов (в том числе в порядке спонсорской помощи с освобождением от налога на дарение);

• передача избыточных социальных активов (объектов со­циально-культурного назначения) на балансы местных органов власти.

Некоторые «условно избыточные» активы целесообразно передавать в возвратный лизинг, что также предпо­лагает снятие их с баланса предприятия.

Реструктуризация акционерного капитала сводится к измене­нию соотношения между количеством обыкновенных акций в составе крупных их пакетов, находящихся в собственности от­дельных совладельцев фирмы, в результате:

• выпуска и размещения на фондовом рынке новых акций (особенно по закрытой подписке, в меньшей мере из-за эмис­сии на фондовый рынок);

• того же в отношении акций, находящихся в распоряже­нии предприятия (ранее им выкупленных или выпущенных, но не размещенных);

• увеличения уставного капитала, произведенного без раз­мещения на фондовом рынке новых акций; того же при уменьшении уставного капитала, осуществ­ленного без выведения акций предприятия с фондового рынка;

• слияний и поглощений;

• приобретения незначительных количеств акций, принад­лежащих третьим лицам, или продаж собственных акций;

• диверсификации инвестиционного портфеля предпри­ятия.

Все виды реструктуризации предприятия следует понимать как стратегические мероприя­тия, которые:

• способны дать отдачу только в качестве средства, обеспе­чивающего более успешное освоение предварительно выбран­ного коммерчески выгодного и перспективного нового продук­та (а также расширение производства уже выпускаемого при­быльного товара, внедрение новых технологий по изготовле­нию более качественной продукции);

• сами по себе не обладают значимой финансовой эффек­тивностью как в долгосрочном плане обеспечения рентабель­ного бизнеса, так и в краткосрочном плане выведения, напри­мер, финансово-кризисных компаний из состояния неплатеже­
способности.

Например, в контексте нацеленного на фи­нансовое оздоровление антикризисного управления реструкту­ризация долга не может рассматриваться иначе как способ изыскать за счет экономии на платежах по обслуживанию кре­диторской задолженности дополнительное финансирование инвестиций по предварительно спланированному (предусмот­ренному в бизнес-плане финансового оздоровления) освоению той продукции, сбыт которой обещает получение предприятием регулярных денежных потоков для систематического покрытия накопившегося долга.

Если реструктуризация долга так не рассматривается, то она не является частью антикризисного управления и представляет собой лишь попытку на короткое время продлить жизнь фи­нансово-кризисного предприятия. Более того, она тогда, нано­сит прямой ущерб кредиторам фирмы, которые упускают воз­можность получить возмещение хотя бы части задолженных им средств из распродажи имущества ликвидируемого предпри­ятия, пока оно не обесценилось еще более или не оказалось утраченным вследствие бесхозяйственности, кражи, разуком­плектования, порчи и т.п.

 

 


То же самое касается реструктуризации активов. Когда она, в частности, осуществляется путем реализации так называемых избыточных активов (не нужных для выпуска неконкуренто­способной и не имеющей спроса продукции), то важно, в ка­ких целях это делается. Одно дело, если выручка от их реали­зации пойдет на финансирование предварительно коммерчески проработанных продуктовых или процессных инноваций. Тогда это важнейший элемент менеджмента, предполагающий, что вме­сто одного имущества будет приобретено другое, необходимое для выпуска и продаж прибыльной продукции. Другое дело, если ука­занные инновации не служат стержнем проводимых мероприятий и выручка от продажи имущества лишь первое время окажется капитализированной в активах фирмы, чтобы быть очень скоро использованной на срочные платежи (в том числе по заработной плате, по погашению кредитов, с которыми при реструктуризации долга можно было бы подождать).

Любые связанные с реструктуризацией акционерного капи­тала формы реорганизации также принесут достаточно быст­рый эффект только тогда, когда они служат поддержкой техно­логических инноваций: создают им лучшие организационные и/или финансовые условия.

Зачастую, например, делают ставку на выделение из состава предприятия фирм, не отягощенных его наиболее критичными долгами и в принципе более способных к развитию (в общем случае) и финансовому оздоровлению (в частном случае). Од­нако если для этих выделяемых фирм не существует предвари­тельно коммерчески проработанного и одновременно осуществляемого на основе соответствующих продуктовых и процесс­ных инноваций бизнес-плана, то:

• или подобный стратегический замысел не успеет реализоваться, не приведя к росту стоимости предприятия и финан­совому оздоровлению материнского предприятия;

• или даже не будет иметь для этого шансов, так как в вы­деляемые фирмы, не имеющие четкого плана внедрения инно­ваций, которые в решающей степени повысят их конкуренто­способность, нельзя будет привлечь целевые сторонние инве­стиции (в виде взносов в их уставный капитал от соучредителей из числа проектных, венчурных инвесторов или в форме инве­стиционных кредитов под проекты этих фирм).

Рест­руктуризация предприятия подразумевает и реструктуризацию его хозяйственных операций, т.е.:

• снятие с производства той продукции, оптимизация объ­ема выпуска и цены по которой в ходе анализа условий безубы­точности и составления вариантов производственно-сбытового плана не приводит к обеспечению прибыльности выпуска и
продаж, если при этом также отсутствуют реальные для осуще­ствления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

• расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

• диверсификацию хозяйственной деятельности, выражающуюся в параллельном с выпуском профильной продукции ос­воении выпуска иных видов товаров и услуг, которые можно выпускать с использованием имеющихся материальных и нематериальных активов;

• освоение новой (дополнительной либо взамен снимаемой с производства) коммерчески перспективной профильной продукции;

• прочие схожие мероприятия.

 

ВОПРОС 29

Оценка бизнеса всегда отвечает на прямой вопрос: «сколько стоит или сколько может стоить бизнес?».

Оценка бизнеса – это:

• некоторая «действительная» стоимость открытой компании (чьи акции размещены и обращаются на фондовом рынке), бо­лее объективная по сравнению с той, на которую указывает фондовый рынок, в случае, если на рынке фирма недооценива­ется или переоценивается из-за того, что участники фондового рынка пользуются неполной либо недостоверной информацией о компании.

• стоимость имущественного комплекса по выпуску некоторого типа продукции, который состоит из со­вокупности материальных и нематериальных активов, заключенных контрактов, а также прав собственности, позволяющих вы­пускать и продавать продукцию данного типа;

• стоимость имущественного комплекса многономенклатурной фирмы по выпуску и
продаже нескольких типов продукции;

• стоимость «бизнес-линии» или «дела» по выпуску и про­дажам той или иной продукции (товара, услуги), включая, в отличие от оценки имущественного комплекса, и обязательства (долги), возникшие либо которые могут возникнуть в связи с
данным «делом»;

Оценка бизнес-линий

Бизнес-линия - совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и конку­рентных преимуществ, специального (по своему возможному применению) и универсального имущества, технологий, а так­же контрактов (по закупке покупных ресурсов, аренде имуще ства, найму работников и сбыту продукции), которые обеспе­чивают возможность получать определенные доходы (поток до­ходов или серию денежных потоков — cash-stream или stream of cash-flows).

Бизнес-линию еще называют про­дуктовой линией. В инвестиционном анализе бизнес-линию именуют также инвестиционным проектом.

Цели оценки бизнес-линий:

1) оценить все бизнес-линии фирмы, чтобы суммой их стоимости охарактеризовать подлинную рыночную стоимость данной фирмы как действую­щего предприятия;

2) определить ориентировочную обоснованную максималь­ную цену, по которой держателю составляющих биз­нес-линию контрактов можно продать третьим лицам свою
контрактную позицию в виде контракт­ной цессии;

3) оценить целиком однопродуктовое предприятие (фир­му), цена которого совпадает с оценкой его единственной бизнес-линии;

4) оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рассматриваемой бизнес-линией;

5) установить ориентировочную обоснованную рыночную стоимость уставного капитала предприятия, уч­режденного для реализации планируемого инвестиционного проекта и имеющего для этого решающие конкурентные пре­имущества, но еще не приступившего к реализации оценивае­мого проекта.

Оценка фирм

Оценка фирм и долей в них может отталкиваться также от оценки бизнес-линий, осуществляемых фирмой. Однако мо­жет она производиться и на основе имущества фирмы.

Фирма как предмет особой оценки имеет смысл тогда, когда рынок объективно ее оценить не в со­стоянии. Это происходит в следующих ситуациях:

• оцениваемая фирма является закрытой, т.е. по определе­нию не подвергается оценке на фондовом рынке;

• оцениваемая фирма является формально открытой, од­нако не находится в листинге фондовых бирж, так как не отве­чает их требованиям (по размеру, открытости финансовой от­четности и пр.); в то же время на внебиржевом рынке ее по­стоянная котировка не осуществляется;

• оцениваемое предприятие представляет собой ОАО, котируемое на солидной фондовой бирже, но его акции недостаточно ликвидны, так что реально
наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять;

• весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономиче­ских факторов, результат чего тождествен предыдущему случаю.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Цели оценки фирмы:

1) проверить, насколько объективны текущая рыночная котировка акций той или иной открытой компании с достаточ­но ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении;

2) следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь-либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен;

3) подготавливать предложения по цене купли—продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвид­ными акциями.

Оценка предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой сценарий его развития, т.е. на какой вариант решения по поводу его дальнейшей судьбы, она делается. Любая оценка должна проводиться в расчете на изначально указываемые определения стоимости предприятия, которых может быть два:

1) оценка предприятия как действующего (on-going-concern);

2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (в расчете
на его ликвидацию, подразумевающую прекращение бизнеса).

Существуют следующие подходы к оценке предприятия, в разной мере соответствующие тому или иному определению стоимости бизнеса:

• доходный;

• рыночный;

• имущественный (затратный).

Оценка бизнеса как имущественного комплекса

Оценка предприятия как действующего применительно к оцен­ке имущественного комплекса предполагает, что весь имущест­венный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федераль­ный бюджеты

Суть концепции управления стоимостью предприятия: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму - курсовой де­нежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.

На рыночную стои­мость фирмы и долей в ней могут повлиять конкретные инвестиционные проекты фирмы:

1. Проекты, связанные с созда­нием и освоением продуктовых и процессных инноваций.

Такие инвестиционные проекты по разработке и внедрению новых видов продукции (товаров, услуг), а также новых технологиче­ских процессов и оборудования именуются инновацион­ными проектами. Они способны принести компании дополнительные прибыли и денежные потоки в результате вы­ведения на рынок новых продуктов, повышения качества ранее выпускавшейся продукции и снижения себестоимости продук­ции и операционных издержек предприятия. Но они же, буду­чи достаточно дорогостоящими, из-за маркетинговых и научно-технических ошибок способны принести фирме огромные убытки, причем тем большие, чем более радикально новые продукты или процессы создаются и осваиваются.

2. Проекты по реорганизации (более широко — реструктуризации) компании с целью, например, увеличить степень ее вертикальной и гори­зонтальной интегрированности в отношении выпускаемой профильной продукции либо повысить ее (или выделяемых из нее структур) инвестиционную привлекательность, кредитоспо­собность, надежность в качестве делового партнера.

Эти проекты, которые иногда называют аллокационными (от слова аллокация — размещение, переразмещение ресурсов) ин­новациями или реорганизационными проектами, в силу своей организационной и юридической сложности также могут привести к обратным результатам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.