Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства




Экономические блага и их классификация.

Рынок: сущность, функции, виды.

 

Рыночная эк-ка имеет двойственное значение:

1) рынок (market) означает сбыт, к-рый осущ-тся в сфере обмена, обращения. 2) рынок – это сис-ма эк-ких отношений м\у людьми, охватывающих процессы пр-ва, распределения, обмена и потребления. Он выступает в кач-ве сложного механизма f-ния эк-ки, основанного на исп-нии разнообразных форм собст-сти, товарно-ден-ных связей и фин-во-кредитной сис-мы. Кроме обращения как такового рынок включает: отношения, связанные с арендой п/п-тий и других стр-р эк-ки; обменные процессы с зарубежными фирмами; процесс найма и использования раб.силы; кредитные отношения; процесс f-ния рыночной инфрастр-ры упр-ния, включая в себя товарные, фондовые, валютные биржи и др. подразделения.

Условия реализации рыночных отношений: многообразие форм собств-ти (частной, кооперативной, акционерной, гос-ной); демократизация пр-ва при сохранении гос. регуляторов (рыночная эк-ка сама по себе не яв-тся саморегул-щейся сис-мой); создание рыночной инфрастр-ры, к-рая объединяет 3 основных эл-та – рынок товаров и услуг, рынок ф-ров пр-ва, фин-вый рынок; законодательно-правовые условия.

Ф-ции рынка:

· ф-ция саморегул-ния товарного пр-ва. Она прояв-ся в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В рез-те пр-во начинает сокращаться.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние наз-ся экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. Блага можно подразделить на следующие разделы:

1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться

2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага

3. Взаимозаменяемые (субституты). Взаимодополняемые (комплиментарные)

5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении эк-кого субъекта.

6. Будущие – создание которых ожидается.

7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие к-л потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага. Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица к-рого м.б. оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю.т.о., каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не м.б.использована бесплатно кем-либо ещё.

Чистое общ-ное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона.

Ограниченность благ. Для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные эк-кие блага – рес-сы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном кол-е, то и все блага, необх-мые для удовлетворения потребностей общ-ва, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей, т.е. для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. Понятно, что блага не могут служить вечно, ведь если бы не нужно было заменять вышедшие из строя блага на новые, то не вставала так остро проблема ограниченности благ. Критерии классификации экономических благ:

1. Конкурентность различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления одного блага одним эк-ким субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим эк-ким субъектом. Неконкурентными же в потреблении яв-ся такие блага, получение выгод от потребления к-рых данным эк-ким субъектом содержит в себе возможность для других эк-ких субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.

2. Исключаемость из потребления различных товаров и услуг. Исключаемыми из потребления яв-тся такие блага, обладание правом использования к-рыми данным эк-ким субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным эк-ким субъектам потреблять подобное благо. Существенным св-вом неисключаемых из потребления благ яв-ся не возможность запрещения к-либо участвовать в потреблении подобных благ. Т.о. сущ-ет по крайней мере 4 класса эк-ких благ:

Очевидно, что одновременно конкурентные и исключаемые блага обладают св-вами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага к-л эк-ким субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. В отличие от чистых частных благ чистыми общ-ными будут считаться такие блага, к-рые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных эк-ких субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общ-ных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на гос оборону. Низкая же исключаемость общ-ных благ означает, что подобные блага потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным эк-ким субъектам. Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает. Иногда общие блага называют также коммунальными.

Обратная ситуация возникает в случае с низкой конкурентоспособностью, но достаточно высокой исключаемости благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными. Под эту особенность попадает такое важное в современных условиях благо, как инф-ция.

· стимулирующая ф-ция. При понижении цен производители сокращают пр-во, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствовании орг-ции труда.

· ф-ция установления общ-ной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта ф-ция может действовать в условиях бездефицитного пр-ва (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в пр-ве, наличия нескольких производителей и состязательности м\у ними)

· регулирующая ф-ция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в эк-ке, в производстве и обмене.

· функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общ-ного пр-ва от эк-ких нежизнеспособных его элементов и за счет этого осущ-тся дифференциация товаропроизводителей.

Рынок имеет сложную стр-ру и охватывает своим влиянием все сферы эк-ки. Стр-ру рынка можно рассматривать по самым различным критериям:

1. По эк-ку назначению объектов рын-ных отношений можно выделить: рынки благ и услуг, рынки средств производства, рынок рабочей силы, финансовые рынки, рынок научно-технических разработок.

2. По товарным группам: рынки товаров пр-ного назначения, товаров народного потребления, продовольственных товаров, рынки сырья и материалов.

3. По пространственному признаку: внутрирегиональные рынки, межрегиональные, нац-ные, международные (мировые) рынки.

4. По степени ограниченности конкуренции: монопольные, олигопольные, межотраслевые

5. По видам субъектов рыночных отношений: рынки оптовой торговли, рынки розничной торговли, рынок гос закупок.

6. С учетом соблюдения законности: легальные (официальные), нелегальные («теневые», «черные»).

Все стр-ные эл-ты рынка взаимосвязаны и в целом рынок не может эфф-вно f-вать, если к-то его элементы, стр-ные образования не сформировались.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг. в эту группу включаются рынки:

· Товаров потребительского назначения – продовольственные и непродовольственные товары;

· Рынки услуг – бытовые, транспортные, коммунальные;

· Рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства: Рынки недвижимости; Орудий труда; Сырья и материалов; Энергетических рес-сов; Полезных ископаемых.

Финансовые рынки:

· Рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки;

· Кредитные рынки;

· Рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами и т.д.;

· Валютно-денежные рынки.

Рынки раб.силы- формы движения трудовых рес-сов, при к-рой раб.сила мигрирует в соответствии с законами рыночной эк-ки.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.