Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм




Товар – это продукт труда или эк-кое благо, предназначенное для обмена или продажи. Св-ва товара:

1) потребительная ценность (ст-сть) – полезность вещи, способность её удовлетворять те или иные потребности чел-ка благодаря физ-ким или др. св-вам;

2) другим св-вом товара яв-ся то, что товар яв-ся рез-том чел-кого труда;

3) меновая ст-сть – способность товара обмениваться в определенной пропорции на определенные виды товаров.

Сущ-ет 2 теории, к-рые отвечают на вопрос о полезности товара, объясняющие формирование ст-сти товара.

1. Теория трудовой стоимости (А. Смит) – взгляд с позиции товаропр-ля и продавца полезных вещей. Представители этой теории исходят из того, что ст-сть товара определяется общ-но необх-ыми затратами, произведённого на изготовление товара. Общ-но-необх-мые затраты – это затраты, произведённые в средних нормальных условиях, то есть при средней производ-сти труда, при средней умелости работников. Ст-сть товара зависят от кол-ва затраченного на это труда. Ст-сть товара, выраженная в деньгах называется ценой товара.

Сущ-сть трудовой теории ст-ти можно изложить в следующих положениях:

а) Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - ст-ть. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в опред-ой меновой пропорции.

б) Ст-ть всех общ-ых товаров созд-ся общ-м трудом товаропр-ей. Этот труд явл-ся общ-ым потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других. Т.о. ст-ть - воплощенный в товаре общ-ный труд.

в) Сам труд, образующий ст-ть, различается по его ст-ти или кач-ву. Можно выделить простой (не требующий к-л подготовки) и сложный труд (квалифицированный, на к-рое предварительно затрачивается время, усилия чел-ка, чтобы приобрести новые трудовые навыки и знания). Поэтому 1 час сложного труда сводится к нескольким часам простого. Товар м.б. продуктом самого сложного труда, но его ст-ть делает его = продукту простого труда.

г) Труд имеет внутреннее мерило – раб.время. Если труд явл-ся одинаковым по кач-ву, то он кол-но измеряется протяженностью во времени.

д) В каждой отрасли товарного хоз-ва на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают не одинаковое по величине индивидуальное рабочее время, т.к. они имеют различные условия пр-ва, отл-ся по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых условий.

Основной закон товарного хоз-ва: Закон ст-ти – ст-сть товара определ-ся общ-но необх-мым раб.временем (на пр-во продуктов) при условии: а) общ-но нормальное состояние пр-ва; б) средняя квалиф-ция раб-ков; в) средняя интенсивность труда.

По А.Смиту, стоимость товара определяется кол-вом раб.времени, затраченного на его производство.

Д.Рикардо полагал, что сто-сть товара определяется затратами труда, в худших условиях производства.

К.Маркс - ст-сть товара определяется общ-но необх-ми затратами труда, т.е.затратами, произведёнными в средних условиях при средней умелости.

Т.О. трудовая теория ст-ти хар-ет эк-ие связи, к-рые м. схематично изобразить формулой: «товаропр-ль – общ-ный труд – товар – общ-ная ст-сть – рын-ная цена».

2. Теория предельной полезности (Менгер, Визер) взгляд с позиции эк-кой психологии покупателя, потребителя полезных вещей – широко применяется у маржиналистов. Кач-но все потребительные ст-сти отличаются др. от др., т.к. удовлетворяют разным потребностям людей. Вместе с тем, потребительные ст-сти выступают в известной кол-ной определённости. Кол-ная определённость в той или иной потребительной ст-сти показывает её связь с потребностью. Первые кол-ва определённой потребительной ст-ти будут иметь наивысшую (наибольшую) полезность для её обладателя, а последняя наименьшую. Полезность последнего кол-ва используемой ст-ти называется предельной полезностью. А сумма всего кол-ва данной полезности – общей полезностью. Общая полезность потребительной ст-ти равна предельной полезности, умноженной на кол-во данного товара. Осн-ые положения:

1) Полезность нельзя отождествлять с объективными св-вами товара. Она яв-ся субъективной оценкой, к-рую дает покупатель определ-му благу для удовл-ния его личных потребностей.

2) Полезность блага делится на 2 вида: а) имеющиеся в безграничном кол-ве (вода, воздух); эти вещи не считаются полезными для себя, т.к. они имеются в избытке. б) яв-ся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них; именно этим блгам хоз-щие субъекты приписывают ценность.

3) Чел-ек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности. При этом ценность каждого блага б. зависит от: а) важности удовл-ния потребности; б) от степени насыщения.

4) В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.

5) Ценность благ определ-ся предельной полезностью, т.е. субъективная полезность последней добавочной ед-цы блага, удовл-щей наименее настоятельную потребность в данном продукте. Придельная полезность м. возникнуть на разных уровнях потребления блага.

Т.О. теория предельной полезности хар-ет эк-ие связи, к-рые м. схематично изобразить формулой: «потребитель – потребность – полезность блага – его ценность - цена».

Эти теории не нужно противопоставлять, т.к.теория труд.стоимости объясняет объективную основу ценообразования, а теория предельной полезности показывает зависимость цены от субъективного восприятия полезности благ, что в свою очередь зависит от кол-ва благ и степени насыщения потребности в них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.