Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса




Эластичность - выраженное в %-тах изменение одной перемен­ной в ответ на выраженное в % изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его ф-ров. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою прод-цию, имеет возможность увеличить выруч­ку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: воз­можна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего со­кращения сбыта.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.

Рассмотрим прямую эластичность спроса по цене.

Ценовая эластичность спроса — это степень воздействия изменения цены на изменение кол-ва продукции, на к-рое предъявлен спрос.

Если обозначить цену через Р, а вел-ну спроса ч\з Q, то пок-­тель (коэф-нт) ценовой эластичности спроса Ed будет равен: , где ΔQ — изменение спроса; ΔР — изменение цены.

В соответствии с законом В коэф-нт эластичности Ed почти всегда имеет «-» знак, но во избежании путаницы в эк.анализе знак "-" опускается.

Сущ-ют 2 способа вычисления коэ-та эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она хар-ет относительное изменение D при бесконеч­но малом изменении P. Это в реальности встречается либо на монопо­лизированном рынке, либо в определенной точке сбыта товара в кратко­ср-ом периоде. Но в зависимости от того, какой из двух уровней цены и кол-ва прод-ции используется при определении второго сомножите­ля, уравнение эластичности имеет, по крайней мере, два решения, позволяющие получить различные рез-ты:

1) ; 2) , где Р0, Р1 — цена прод-ции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках; Q0, Q1 – кол-во продукции соответственно в базисной (началь­ной) и отчетной (конечной) точках.

Во избежание неопределенности в расчетах обычно используют средние для анализируемого периода значения цены и кол-ва прод-ции. Такой способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности.

Формула эластичности при этом принимает вид: .

Смысл дуговой эластичности заключается в следующем.

Если %-ное изменение спроса быстрее чем %-ное изменение Р на данную прод-цию, то спрос считает­ся эластичным и Ed > 1.

Если %-ное изменение спроса медленнее чем %-ное изменение Р на данную прод-цию, то спрос считается неэластичным. Очевидно, что при неэластичном спросе Ed < 1. - продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необх-сти.

Если Ed = 0, то спрос абсолютно не­эластичен, т. е. объем спроса не изменяется при изминении Р. - жизненно важные лекарства.

Если Ed = ∞, то спрос абсолютно эластичен, т. е. объем спроса изменяется бесконечно при незначительном изминении Р.

Если Ed = 1, то единичная эластичность спроса, т.е.. %-ное изменение Р и спроса одинаковое.

 


Основными ф-рами, влияющими на эластичность спроса по цене являются степень необходимости определенного товара для данного потребителя:

· Чем выше степень необходимости блага для потребителя, тем меньше значение коэффициента эластичности спроса по цене.

· Степень заменяемости определенного товара др. благами для данного потребителя. Чем больше кол-во заменяемых благ, тем больше значение коэффициента. Отсутствие заменителей блага являются основой абсолютной не эластичности спроса по цене.

· Чем больше удельный вес затрат на товар в расходах, тем выше эластичность спроса.

· Чем сильнее ограничен доступ к товарам, тем меньше эластичность спроса.

· Чем выше степень насыщения потребности, тем меньше эластичность спроса.

· Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Спрос становится более эластичным с течением времени, т.е. потребителям необходимо определенное время, чтобы переориентироваться на другой товар или найти тот же товар по более низкой цене

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.