Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные ограничения. Влияние изменений цен и дохода на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор




Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский подходы к измерению полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства. Условие потребительского равновесия.

Потребительские предпочтения - упорядоченная сис-ма относительных оценок различных наборов благ.

Поведение потребителя лучше рассматривать в 3 этапа:

1) изучение его предпочтений.

2) необходимо учесть, что потребитель сталкивается с бюдж. ограничениями.

3) необходимо совместить потребит. предпочтения с бюдж. ограничениями и определить потреб. выбор

Необходимо учитывать возможности и желания.

Сущ-ет 3 основных предположения относительно предпочтений потребителя:

1) предпочтения сформированы, т.е. потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских товаров;

2) предпочтения транзитивны: если потребитель предпочитает набору А набор В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также набор А набору С;

3) потребители всегда предпочитают большее кол-во товара меньшему.

Мы можем представить потребит. предпочтения с помощью кривых безразличия – это сов-сть потребит-х наборов, к-рые обеспечивают одинак. уровень удовлетв. Потребностей (т.е. яв-ся безразличными). Каждая точка кривой безразличия из комбинации определ-го кол-ва набора благ Х и Y, к-рые для потребителя яв-ся безразл-ми. Св-ва кривой безразличия:

1) Сов-сть кривых безрзличия хар-ет карту безразличия.

2) Кривые безразличия расположенные правее и выше от начала координат яв-ся более предпочтит-ми.

3) Кривая безразличия всегда имеет отриц-ный наклон.

При этом все точки расположенные в рамках 2 квадранта – более предпочтительны чем в 4 => кривая безразличия не може соединять соединять точки расположенные во 2 и 4 квадранте и поэтому кривые безразличия всегда имеют отриц-ный наклон.

 

 

4) Кривые безразличия одного потребителя никогда не пересекаются

Основным понятием в теории полезности яв-ся придельная норма замещения пок-ет насколько м. заменить благо Y на благо X, чтобы сохранить одинаковый уровень полезности. MRS = - ΔY/ ΔX. Отрицательное значение вводится, чтобы MRS была больше 0, т.к. Y – всегда (-).

1 – совершенная взаимозаменяемость Х и Y.

2 – совершенно не взимозаменяемые Х и Y.

3 – хар-ет возможные комбинации Х и Y.

 

 

Сущ-ют различные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из к-рых вытекают различные уровни кол-ной соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистической) и количественной (кардиналистической) функциями полезности.

Порядковая (ординалистическая) ф-ция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в к-ром располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного мн-ва чисел, соответствующих данным классам безразличия т.о., что число предпочтительного класса будет больше числа менее предпочтительного класса безразличия.

Тогда значения такой порядковой (ординалистской) функции полезности и будут выражать только последовательность определенных групп равноценных наборов благ – и не более того: для любых наборов благ А и Б U(А) > U(Б), U(А) < U(Б) либо U(А) = U(Б).

Чаще всего для установления значений ординалистской ф-ии полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с ед-цы, например: U(А) = 1, U(Б) = 2, U(В) = 3 и т.д. При этом сами значения порядковой ф-ии полезности выстраиваются в аналогичную последовательность:

U1, U2, U3…, Un.

U = f(Х), где Х - любой набор благ из данного мн-ва потребления.

С практической точки зрения потребитель с порядковой ф-ей полезности всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Кол-ная (кардиналистская) ф-я полезности – ф-я полезности, возникающая в том случае, когда мы не только не можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения ф-ии полезности, но и их изменения. Это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благосостояния при сравнительном потреблении товаров А и Б больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов В и Г.

Полезность, к-рую потребитель извлекает из дополнительной ед-цы блага, называется предельной полезностью, к-рая по мере увеличения товара убывает. Величина пред. полезности зависит от кол-ва данного т-ра и степени потреб-ти в нем. Уменьшение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных ед-ц конкретного продукта наз-ся законом убывающей предельной полезности. Чем большее кол-во продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных ед-ц этого же продукта (пр. автомобиль).

Условие потребительского равновесия. Чтобы определить положение равновесия для потребителя, нужно совместить бюджетную линию и карты безразличия. Бюджетная линия по определению пок-ет все комбинации продуктов А и В, доступные потребителю при данной величине его ден-го дохода и данных ценах на продукты А и В. Из этих доступных потребителю комбинаций он отдаст предпочтение той, к-рая принесет ему наибольшее удовлетворение, или наибольшую полезность. Комбинация, max-ющая полезность, называется положением равновесия потребителя.

Равновесное положение потребителя достигается в т. В, в к-рой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия U3. В этом случае потребитель купит 3 ед-цы товара В и 2 ед-цы А. Точки N и M также показывают доступные данному потребителю комбинации продуктов В и А, однако последним соответствует меньшие совокупные полезности, о чем свидетельствует их расположение на более низких кривых безразличия. В тоже время точка N хотя и соответствует большей величине полезности, чем точка B, но находится выше бюджетной линии и, следовательно, недоступна для данного потребител

Покупателю доступны не все товары, а только те, которые ему позволяет приобрести его доход (I). Т.о., бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество яв-ся доходом человека. Как много можно будет купить на этот доход, зависит от цен на товары, которые хочет иметь потребитель. Доход потребителя и покупательская сила денег определяют бюджетное ограничение. Оно указывает, что общий расход должен быть = I. Пусть потребитель тратит весь свой доход на товары Х и Y и что он не занимает, не сберегает никакую часть дохода. Размер расходов на товары Х и Y должен быть = доходу потребителя.

Пусть I - доход потребителя, Рх - цена товара Х; Рy - цена товара Y.

=> Рх × Х - количество потребляемых товаров Х.

Рy × Y - количество потребляемых товаров Y.

ð бюджетное ограничение: I = Рх × Х + Рy × Y.

Преобразуем это равенство и получим ур-ие бюджетной линии (линии цен):

; .

Если потребитель весь доход I израсходует на покупку товара X, то он сможет приобрести его в количестве I / Рх.

Если весь доход пойдет на приобретение товара Y, то потребитель купит количество I / Py.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу I руб. и являются поэтому доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной ли­нии, стоят дороже и поэтому недоступны для него.

Т.о., бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.

Если I потребителя растет, а соотношение цен не меняется, линия бюджетного ограничения смещается вправо вверх, а если сокращается влево вниз.

Если меняется цена только одного товара, например Х, а доход остается прежним, то меняется наклон линии бюджетного ограничения. Если 2 товара изменяют свою цену в одинаковом направлении, то это равнозначно изменению дохода.

Инфляция, при которой цены и доходы растут одновременно, не влияет на бюджетную линию, но может повлиять на сбережения.

Рациональный потребительский выбор. Потребитель должен совместить свои потребности с рыночной ценой и доходом, который он в состоянии потратить. При фиксированной величине дохода и рыночных ценах, на которые он не в состоянии повлиять, потребитель стремится получить максимум полезности. Это будет оптимальное положение или равновесие в потреблении. Любое отклонение от него уменьшит полезность и ухудшит благосостояние субъекта. Т.о. рац. потребительский выбор означает максимальное удовлетворение покупателя при заданном ограниченном бюджете путем подбора оптимальной корзины потребительских благ

Какой товарный набор выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать (он получит максимум удовлетворения).

Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересе­кает некоторую кривую безразличия U1, так же как и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точ­ку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2, расположенной выше кривой U1.

Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит Хе единиц товара X и Ye единиц товара У.

В точке Е углы наклона кривой безразличия и бюджетной линии совпадают. (Наклон бюджетной линии = Px / Py, наклон кривой безразли­чия = MRSxy. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство

 

Что происходит с оптимумом потребителя, когда изменяется цена товара X?

При снижении Рх до Р'х бюджетная линия повернется против часовой стрелки и займет положение I / P'x. Покупатель теперь может приобрести больше товара X, если израсходует на него весь свой доход.

В то же время ему становятся доступными более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точ­ки Е1 в точку Е2.

Соединяя эти точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой "цена — потребление". Она представляет множество всех оптимальных комбина­ций товаров X и Y при изменении цены товара X. На основе кривой "цена — потребление" можно построить кривую индивидуального спроса (рис.- нижняя часть). Функция спроса выводится из полезности и бюджетного ограничения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.