Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках




Монополия противоположенность совершенной кон­куренции. Св-ва: наличие ед-ного продавца товара, к-рый не имеет близких заменителей; установление цены-сам; брьеры для вступления в отрасть.В реальной действител-ти чистой монополии почти нет, поэтому этот термин заменяют понятием "рыночная власть".

Степень монополистической власти отдельной фирмы зависит от доли продаж фирмы на рынке от наличия близких заменителей и т.д.

Рыночная власть – способность фирмы влиять на цену с помощью изменения объемов предложения.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой «Рыночной власти» на рынке.

Для измерения степени рыночной власти используется индекс Лернера, пок-ет насколько цена установленная при монополии отличается от цены совершенной конкуренции: IL = PM – MC / PM

Подсчитать индекс Лернера по этой формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек MC. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки AC. Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, а в знаменателе – совокупный доход:

» PM - AC / PM × Q / Q = Pr / TR, т.е. пок-ет долю эк-ой Рr в выручке, где Pr / TR – норма прибыли

Согласно Лернеру, высокая прибыль – признак монопольной власти.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана IHH – показатель распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана определ-ся как сумма квадратьов долей продаж всех фирм отрасли, т.е I HH = S12 + S22 + … + S2n = å S2i, где S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Чтобы обладать монопольной властью, фирма должна иметь кривую спроса с отрицат-ым наклоном. Это значит, что фирма должна снизить цену, чтобы продать больше ед. товара. Из этого следует, что MR(предельный доход) монополиста всегда меньше цены товара, т.е. рис.

Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. Объем произв-ва продукции, обеспечивающий max-зацию прибыли, определяется из равенства MR=MC (предельн доход=предельн издержки)(так же и в совершенной конкуренции). Но процесс ЦО отличен от совершенной конкуренции, т.к. монопол-т может назначать цену, он контролирует объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.