Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно




Олигополия - тип рынка, на к-ром несколько фирм контролируют его основную часть. Товар м б одинаковым или значительно дифференцированным. Есть барьеры по входу на рынок новых фирм; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламy, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов. Фирмы в условиях олигополии обладают рыночной властью и ведут себя стратегический, т.е. принимая решение о цене и объеме производства каждая фирма учитывает ответные действия конкурентов и стремиться к своей конечной цели с учетом этой реакции. В условиях олигополии нек-рые или все фирмы имеют прибыль в долгосрочном периоде, т.к. существуют барьеры для входа. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограниче­ние, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти моменты. Сущ-ют 2 вида олигополии. Первый вид предполагает, что не­сколько фирм производят одинаковые товары. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Однако и в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельно­сти. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверня­ка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что по крайней мере некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и, принимая то или иное решение, обязана считаться с этим обстоятельством.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничест­во между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу "всех против всех". В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться не­которых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — как другая крайность — бороться друг с другом вплоть до полного унич­тожения.

Лидерство в ценах. Лидером явл-ся доминирующая по объему производства фирма, к-ая имеет более низкие средние издержки(АС), чем др фирмы. Доминирующее положение - это такая доля продаж фирмы на отраслевом рынке, к-ая обеспечивает ей достаточную рыночную власть путем контроля над ценами, объемами производства.

Доминир-я фирма устанавл-т цену, к-ая максим-ет ее прибыль и считает, что др фирмы на рынке на рынке б-т поддерживать эту цену.

Аутсайдеры оказ-ся в положении конкурирующей фирмы и кривая предложения совпадает с возрастающим участком кривой предельных издержек. Лидер выбирает цену, знает какой объем продукции предложат аутсайдеры по этой цене. Аутсайдеры не идут на снижение цены т.к. бояться ценовой войны (цикл последоват-х уменьшений цен, до тех пор пока фирма не выйдет на нулевой уровень прибыли) и не способны исследовать рыночный спрос.

Картельное соглашение. Картель предполагает сговор фирм с целью установления такого согласованного уровня цен и объемов продаж, чтобы максимизировать прибыль всей отрасли в целом. Как правило это формальный договор, к-ый устанавливает квоты для участников, поэтому картель бывает недолговечным из-за тенденции к извлечению выгоды отдельной фирмы от нарушения условий соглашения. Т.о., чтобы сохранить картель нужно ограничить самостоятельность предприятий, создать механизм наказаний за нарушение соглашений и т.д.Картель выделяет каждой фирме опред-ый V, за к-рый фирмы не имеют право выходить.

Модель Курно. Предположим, что обе фирмы (А и Б) производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают решения одновременно и независимо друг от друга. При принятии peшений каждая из двух фирм исходит из того, что ее конкурент тоже принимает решения относительно объема производства и что конечная цель будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Условием модели является также предположение о постоянном объеме производства конкурента, на основе чего принимается собственное решение объеме выпуска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.