Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели социального партнерства зарубежных стран




Социальные инвестиции компании.

Важнейшим индикатором социальной ответственности предпринимателей выступает также их сознательное и целенаправленное участие в решении злободневных социальных проблем, стоящих перед работниками предприятий, жителями территорий в мессах расположения предпринимательских структур, перед государством и обществом в целом, решаемое с помощью социальных инвестиций.

Социальные инвестиции- вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Показателями уровня жизни являются: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции, обеспеченность жильем, количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), структура расходов населения, уровень безработицы. Социальные инвестиции призваны повысить качество жизни.

Конечно, определяющая роль в создании экономики благосостояния отводится государству, но в некоторых отраслях только государственных средств недостаточно, а частные инвестиции связаны с высокими рисками, а

значит, трудно осуществимы (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, экология и др.). Здесь социальные инвестиции являются одним из важнейших инструментов создания социально- ориентированной экономики. Данный вид деятельности сегодня в России осложнен в связи с отсутствием единого представления о социальных инвестициях и бессистемным подходом к социальному инвестированию, а также отсутствием общепринятых стандартов публичной социальной отчетности компаний.

Социальные инвестиции –это добровольный вклад бизнеса в развитие общества. К социальным инвестициям наиболее часто относят: спонсорство и корпоративная благотворительность, попечительство, взаимодействие с местным сообществом, властными структурами, корпоративные партнерские программы. Ключевые слова здесь- спорт, дети, медицина, семейный отдых.


В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнёрства, которые классифицируются по следующим основаниям:

- по уровню ведения коллективных переговоров;

-роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнёрства;

- степени участия работников в управлении предприятием, организацией;

- по характеру взаимодейст­вия профсоюзов с институтами государственной власти, местного самоуправле­ния;

-по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей;

-по политической ориентации системы социального партнёрст­ва (социально-демократическая, консервативная, социалистическая и др.).

Рассматривая наиболее типичные модели социального партнерства, сложившиеся в мировой практике и в соответствии с представленной выше типологией, отметим, что в зависимости от уровня ведения коллективных переговоров для заключения договоров и соглашений сложились три основных модели социального партнерства.

Первая модель характерна для стран Северной Европы (Финляндия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Нидерланды), предполагает активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений и имеет ярко выраженные три уровня социального партнерства: общенациональный, отраслевой и предприятие. Например, в Бельгии на общенациональном уровне создается Национальный Совет по труду из равного числа представителей трех сторон. Он является консультативным органом правительства, имеет право вести переговоры на общенациональном уровне. На уровне отраслей существуют совместные (паритетные) комиссии, учреждаемые под контролем правительства.

Вторая модель социального партнерства, применяемая в основном в США, Канаде, Японии, а также в большинстве развивающихся стран Азии, Латинской Америки и англоговорящих стран Африки, характеризуется заключением коллективных договоров только на уровне предприятий. В этих странах значительно реже переговоры и оглашения осуществляются на региональном и отраслевом уровнях. Однако объединения предпринимателей и общенациональные профсоюзы достаточно активно участвуют в законодательном процессе, в формировании единой государственной политики в области трудовых отношений. Официально они в коллективных договорах не участвуют, но их деятельность сосредотачивается на выработке единых подходов в партнерских отношениях. Их воздействие на переговорный процесс осуществляется путем официально рекомендуемых работодателям посланий.

Третья модель, типичная для стран центральной Европы (Германии, Австрии, Франции и др.), а также Великобритании, является как бы усредненным вариантом между двумя вышеназванными. Как правило, на общенациональном уровне правительство периодически проводит консультации с общенациональными профсоюзными объединениями и союзами предпринимателей. На этом уровне социальные партнеры совместных решений не принимают, а ограничиваются чаще всего консультациями и реже – общенациональными соглашениями по отдельным вопросам социальной политики. Например, в Германии коллективные переговоры ведутся на отраслевом и региональном уровнях, а коллективные договоры на предприятиях не заключаются. Однако существуют некие производственные соглашения, подписанные работодателем и советом предприятия (органом рабочего представительства).

По роли и месту властных структур в партнерских отношениях выделяют три типа моделей социального партнерства:

- трехстороннего сотрудничества;

- «чистого представительства»;

- «смешанного представительства».

Первая модель – трехстороннее сотрудничество, в котором государство, работодатели и профсоюзы равноправны. Такая модель широко практикуется в большинстве европейских стран. Она действует преимущественно на макроуровне в виде взаимодействия властных структур с организациями труда и капитала общенационального масштаба, опирается на такой компромисс, основой которого является достижение общественного благополучия. Во многом благодаря утверждению системы социального партнерства этим социально ориентированным государствам удалось достичь согласия в обществе, снижения уровня социальной напряженности.

Значительный опыт трехстороннего взаимодействия накоплен во Франции, где созданы специальные государственные учреждения, в которых представлены наемные работники, предприниматели и другие категории активной части населения.

На уровне предприятий наемные работники активно участвуют в деятельности представительных органов персонала как по линии профсоюзов, так и от лица трудовых коллективов в целом (комитеты предприятий).

Другую группу европейских государств, активно использующих в трудовой сфере институты трехстороннего социального партнерства, представляют Австрия, Нидерланды и Швеция. На протяжении многих лет благодаря партнерству «национального образца» в этих государствах поддерживается минимальный уровень безработицы, наиболее развитая система социального обеспечения граждан, низкий уровень инфляции стабильное функционирование всей экономической и политической системы.

Вторая модель - «чистое представительство» наемных работников в советах и комитетах предприятий - типична для Австрии, Греции, Испании, Португалии, Германии, Нидерландов и др. Советы (комитеты предприятий) являются органами рабочего представительства. Трудовой коллектив избирает своих представителей в этот орган. Его количественный состав и сроки избрания устанавливаются в законодательных актах. По объёму полномочий это, как правило, консультативный ор­ган по социальным вопросам, касающимся рабочего времени и отпусков, охраны труда, разработки социальных мероприятий. В производственно-хозяйственной сфере деятельности предприятия совет (комитет) имеет право только на получение от работодателя соответствующей информации. Работодатель вправе ограничиться лишь консультациями с этим органом по социальным вопросам. Порядок таких консультаций, степень обязательности учёта мнения совета предприятия, конкретизируются в рамках коллективных договоров или специальных внутрифирменных соглашений.

Третья модель - «смешанное представительство» - характерна для Бельгии, Дании, Ирландии, Франции и др. На предприятиях формируются трудовым коллективом представители наёмных работников и назначаются администрацией представители работодателя. Названные советы обладают более широкими полномочиями, включая участие в решении вопросов внутреннего трудового распорядка, охраны труда.

Смешанное представительство в комитетах предполагает участие последних в организации управления и хозяйственной деятельности предприятия. Так, по законодательству Франции глава предприятия обязан ежегодно представлять в комитет доклад о хозяйственном обороте предприятия, о движении заработной платы в ис­текшем году и др. Работодатель также обязан запросить мнение комитета предпри­ятия по таким вопросам как: изменение численности и структуры штатов, о про­должительности рабочего времени, условиях труда. Это обязательная консультация: если решение принято работодателем без таковой, то оно может быть аннули­ровано судом. В акционерных обществах комитет предприятия направляет на засе­дания администрации или наблюдательного совета от двух до четырех своих пред­ставителей.

Таким образом, смешанное представительство предусматривает принятие совместных решений и ориентировано на консенсус с работодателем. Не случайно прямое сотрудничество с работодателем обеспечивается в законодательном поряд­ке. Так, в ряде стран (Франция, Бельгия) место председателя комитета предприятия отведено работодателю либо представителю работодателя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.