КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И эффект конкурентного рынка
Равновесие совершенной конкуренции в короткий и долгосрочный период. Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Черты и значение анализа совершенно конкурентного рынка. Равновесие и предложение конкурентной фирмы. Издержки производства в долгосрочном периоде. Поскольку в длительный период все издержки перемены, то нет смысла делить FC на VC. Их динамику лучше проследить на модели LAC. Это наименьшие издержки при любом объеме выпуска. Объясняется это закономерностями обусловленными эффектами масштаба. LAC падает – положительный эффект масштаба, если растет – отрицательный. LAC падает – объясняется преимуществами крупными фирмами (специализация труда управления, применение современной техники в большом масштабе, эффект утилизации отходов).
Характер конкуренции: 1. совершенная (фирмы полностью подчинены действию рыночных сил и не имеют никакой власти над рынком и ценой, т.е. фирмы являются ценополучателями); 2. несовершенная (наличие власти производителя на рынке в той или иной степени, т.е. фирмы, могут воздействовать на рынок, они являются ценоискателями). Основные черты: · атомизм (наличие множества покупателей и продавцов с малыми рыночными долями) · полная стандартизация товаров · полное отсутствие барьеров входа и выхода · автономность поведения Рынок совершенной конкуренции встречается довольно редко. Рынок совершенной конкуренции – элегантная модель, описывающая механизм работы рынка. Значение этого рынка в следующем: § описывает логику поведения фирм любой рыночной структуры; § эталон экономической эффективности, по которому оценивается эффективность других рынков MR=MC – условие равновесия. Особенности конкуренции фирм: 1. Поскольку фирма производит стандартизированную продукцию, т.е. продукция фирм имеет бесконечное число заменителей. D на продукцию конкурентной фирме абсолютно эластичен на уровне Р, сформулированной «невидимой рукой рынка». 2. Поскольку рыночная Р не меняется, какой бы Q фирма не выпускала. Р не меняется. MR=P. 3. MR=MC Частное правило P=MC. Фирмы не в силах воздействовать на Р. Фирмы подстраиваются под неё. Они занимаются поиском объективного объема, т.е. MC
Но, даже следуя этому правилу (P=MC), конкуренты могут сталкиваться с убытками, поскольку в данном правиле игнорируются постоянные издержки, а учитываются переменные (предельные) издержки. А это не учет постоянных затрат. Оно не имеет смысла, поскольку они не имеют значения. Фирма их оплатила. С убытками не имеет смысла мириться в долгосрочный период, когда фирма может перейти в другую отрасль. А вот в коротком периоде порой выгодно работать с убытками, а не останавливать деятельность, если убытки при работе будут меньше, чем при закрытии, равные FC, которые фирма уже понесла и оплатила. Т.О. общее правило равновесия фирмы, максимизирующей прибыль и минимизирующей убытки в краткосрочный период.
Это правило фиксирует логику поведения фирмы в краткосрочный период. Фирма решает три вопроса: 1. Закрывать фирму или продолжать работать? 2. Если работать, то какой оптимальный объем выпуска? P=MC. 3. Расчет прибыли и убытков. TPr=TR – TC = PQ – ACQ = Q(P-AC). При точки А – фирме имеет смысл работать, но при точки В – нулевая прибыль и нулевые убытки Поскольку все оптимальные объемы выпуска находятся на пересечении линии D и МС, то МС – восходящая ветвь, начиная с точки минимума AVC. Это и есть S фирмы. А сумма предельных издержек – это есть S отрасли (рынка). Чтобы оценить эффективность работы конкурента рынка нужно рассмотреть поведение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Стремясь к получению прибыли, в конечном счете, условия рынка (входа и выхода) заставляет фирмы соглашаться на нормальную прибыль и на нулевую экономическую прибыль. Рыночный D растет. Равновесная Р растет. Экономическая прибыль > 0. Действующие фирмы увеличивают объем выпуска. Появляются новые фирмы. S растет. Равновесная Р падает. экономическая прибыль = 0. Если рыночный D падает, либо S чрезмерно растет, то все происходит в обратную сторону, пока на отдельных фирмах и в отрасли в целом не восстанавливается ситуация безубыточности. Нулевая прибыль достаточна для фирмы.
Оцениваем эффективность рынка и фирмы, опираясь на условие равновесия (АС=Р=МС) в долгосрочном периоде. Рынок и фирма во втором случае является стандартом экономической эффективности, если результаты деятельности рынка и фирмы соответствуют максимальной экономической выгоде общества в целом. Выгода для общества заключается в предоставлении рынком товаров, производимых самым дешевым способом, причем полезных в необходимом количестве, соответствующим платежеспособности спроса.
17. Т.О. экономическая эффективность понимается как единство двух видов эффективности: 1. производственная (использование ресурсов в производстве), 2. аллокативная (эффективность размещения ресурсов между отраслями). Производственная эффективность – условия, когда АСmin=Р. Аллокативная эффективность – производство товаров, нужных обществу в необходимом количестве. Условие – Р=МС. Совокупный рыночный D соответствует рыночному S на рынке нет ни дефицитов (P>MC), ни избытков (P<MC).
18. Рынки несовершенной конкуренции: 1. чистая монополия, 2. олигополия, 3. монополистическая конкуренция. Монополия – это наличие единственного поставщика, не имеющего близких заменителей. Уникальный товар – товар, который дорого заменить. Термин «монополия» не определен, т.к. мини-монополистом может быть каждый, если под товаром понимать «узкое» значение, либо никто не может быть монополистом, если товар понимается широко. Барьеры для конкурентов обуславливаются появлением монополии: 1. Технологические барьеры. § Модель издержек правительства (экономия от масштаба). Размер фирмы определяется размерами рынка. § Огромное безвозвратное капиталовложение, необходимое для эффективного входа в отрасль. На базе этих барьеров возникает естественная монополия – это единственная фирма с наименьшими издержками обслуживающая весь рынок. Это единственный способ монополизации, который является общественно-оправданным с позиции общества. 2. Искусственные (институциональные) барьеры: правовые и административные, т.е когда государство виновно в создании монополии: § права собственности на уникальные ресурсы, § патенты, т.е. охрана интеллектуальной собственности, § лицензия – право заниматься определенным видом деятельности. 3. Открытая монополия – фирма, не имеющая специальной защиты от конкурентов. Она может возникнуть в результате временного преимущества или из-за территориальной ограниченности рынка.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |