Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метатеоретический уровень научного познания




На этом уровне выделяю 3 группы исходных когнитивных установок, которые регулируют научную деятельность, задают схему объекта, предмета и метода познания и стыкуют научное знание с мировоззренческими установками субъекта.

Общая схема метатеоретического уровня:

1 Идеалы и нормы в научного познания: они выполняют роль регуляторов

Нормы Их источник прошлое Обязательны Формируются чётко в виде директив Идеалы Они ориентированы на будущее Желательны Формируются приблизительно в виде пожеланий

К базовым общенаучным нормам относят:

1) Рациональность – выражается в требовании соответствия процесса и результатов научной деятельности стилю мышления эпохи. Стиль мышления – принятые в определённый исторический период представления о сущности подлинно научного знания, в котором выделяют 3 уровня:

· 1-ый – онтологический – что должна изучать наука: гармонию вселенной, божественный промысел, предустановленную гармонию, природу, объективную реальность и т.п.;

· 2-ой – гносеологический – фиксирует способы познания мира: созерцание, экзегетика (толкование священных текстов), аксиологический метод, экспериментальный метод;

· 3-ий – прагматический – критерии подтверждения обоснования полученного знания: соответствие священным текстам или непротиворечивость мнению Аристотеля, соответствие опыту, простота и экономичность знания.

2) Логичность (логическая непротиворечивость) – исследователь в праве выбирать вид логики, но он обязан придерживаться её норм и принципов на протяжении всего исследования.

3) Обоснованность научного знания – в её основе закон достаточного основания, сформулированный Лейбницем в 17 веке, формальная запись которого

Особенности научного обоснования:

1) Научным считается только такое утверждение, которое в достаточной мере обоснованное.

2) Достаточность обоснования определяется научным сообществом.

3) Никакое научное знание не считается абсолютно обоснованным, то есть всякое научное знание нужно и можно критиковать.

4) Существует иерархия способов обоснования научного знания: высшим способом является опытное обоснование, вторым идёт теоретическое обоснование, и третье – контекстуальное обоснование (ссылка на традицию, ссылка на авторитет, ссылка на здравый смысл, ссылка на вкус)

Важнейшие идеалы научного мышления:

1) Т еоретичность проявляется в 2-ух аспектах:

a) Сводит имеющееся разрозненное знание к одной теории,

b) Сводит все имеющееся теории к единой.

2) Истинность – идеал та как:

a) Не существует единой концепции истинности, различают следующие подходы:

· Корреспондентская теория – истинно то знание, которое соответствует действительности,

· Когерентная теория истины - истинно то знание, которое соответствует другому истинному знанию,

· Прагматическая теория истины - истинно то знание, которое является полезным и практически выгодным,

· Элиминативная концепция истины – предполагается отказ от концепта «истина», а сам этот концепт замещается (соответствие опыту, удобство, простота и доступность знания)

b) Нет единого критерия проверки знания на истинность. Предполагаются такие варианты: чувство опыта, эксперимент, практика, логическая непротиворечивость, красота теории, эвристичность и т.п.

3) Объективность знания – предполагается возможность достижения «чистого» знания, в котором нет ничего от познающего субъекта. Этот подход был опровергнут учением Канта, который доказал, что знание есть результат конструирования на основе априорных способностей человека, то есть не возможно знание как только «чистое отражение».

4) Аксиологичность знания – достоинство этого свойства знания в том, что оно проверяется не путём сравнения с бесконечным опытом, а путём сведения к нескольким аксиомам, которые изначально полагаются истинными. Это идеал, поскольку небольшая часть наук (логико-математические) являются дедукциями из аксиом, все прочие науки есть индуктивное обобщение опыта.

5) Формализованость знания – её достоинство в чёткости, строгости и достаточности изложения знания, но это идеал, поскольку многие науки в принципе не формализуются (например, политология, литературо-, искусствоведение), к тому же полная формализация, согласно теории Гегеля ни в каком случае не возможна.

2 Научная картина мира. Выделяют 2 картины мира:

1) Частнонаучная – основана на когнитивных ресурсах отдельных наук, она показывает:

a) Из чего состоит предметная область;

b) Определяет типы изучаемых объектов;

c) Определяются связи;

d) Определяется пространственно-временная структура реальности

2) Общенаучная картина мира формируется 2-умя способами:

a) Ею становится наиболее разработанная частнонаучная картина мира (например, механика Ньютона)

b) Она синтезируется из наиболее развитых частных картин (современная научная картина мира)

Структура общенаучной картины мира:

a) Жёсткое ядро – фундаментальные принципы, которые считаются незыблемыми;

b) Теоретические допущения (интерпретация ядра);

c) Частные теоретические модели (приглашение интерпретаций к отдельным сферам действительности).

3 Философские основания науки. Их цель – инкорпорирование (внедрение) научных знаний в культуру своего времени, его синтеза с мировоззренческими установками. Эти основания имеют кентаврическую природу, то есть соединяют научное и философское знание: числа – это сущность вещей, аксиомы Евклида – очевидные суждения, распространение энергии квантами – свидетельство дискретности мира. Различают 5 видов философских оснований науки:

1) Онтологические (учение о бытии): учёный определяет для себя категории: субстанция, закон, причина и следствие, вероятность, система, хаос и т.п.

2) Гносеологические: познавательные или нет, что есть истина, теория, субъект и объект познания.

3) Методологические: уясняет сущность метафизики и диалектики как универсальных методов, а так же постигает сущность частных методов.

4) Аксиологические: определяет, что есть добро и зло, ответственность, честь и т.п.

5) Социальные: какова миссия науки в обществе, каков идеал учёного.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.