Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование науки как профессиональной деятельности




Отновные характеристики современной постнеклассической науки.

Становление неклассического этапа развития науки на рубеже 19-20вв.

Классическая, неклассическая

Неклассическая наука возникает на рубеже 19-20 вв и выделяет 3 предпосылки её формирования:

1.физические

2.культорологические

3.эпистемологические (знания эпистимо)

1) физические – они связаны с изменением представлений материи и взаимоотношения материи, времени, пространства.

До 90-х годов 19 века материю отождествляли с веществом и приписывали ей три важнейших свойства:

- вечность(не уничтожительность)

- не проницаемость

- постоянство массы

Однако были открыты электрон (масса зависит от скорости); рентгеновские лучи; зафиксированы радиоактивные элементы, излучение не улавливалось в полной мере, что привело к кризису понимания материи как в-ва.

Т.о. помимо в-ва описываемого механикой Ньютона было обнаружено поле, которое, как полагали полностью ему противоположно.

Вещество поле

Корпускулярное (состоит из частиц) волновое

Дискретно (прерывисто) тотально (сплошное)

Обладает массой покоя не обладает

Скорость света не доступно перемещается со скоростью света

В 20 годы была выдвинута гипотеза о Луи Бройля о волновых св-вах корпускулярных объектов, в 1924 году Джермер и Девисон осущ-ли дефлорацию электронов.

Сложившееся положение дел было описано двумя концепциями.

Во первых концепции соотношения не определённости Гейзенберга:

В микромире не возможно одновременно знать положения и скорость движения частиц, т.е. что определено в макромире не может быть определено в микромире.

Во вторых концепции дополнительности Нильса Бора: все объекты микромира обладают корпускулярными и волновыми св-ми, которые отрицают друг друга, но при этом присутствуют в частицах.

Также преодолена субстанциональная трактовка, времени и пространства, присущей Ньютоновской механики.

Согласно выводам и специальной и общей теории относительности Энштейна – с увеличением скорости объекта в координатах неподвижного наблюдателя размеры этого объекта, сокращаются, время в нём замедляется, а месса его увеличивается.

Это концепция называется – атрибутивность (соотношение время, материи и движения)

2)Культорологические основания.

Культура рубежа 19 – 20 веков и до 30 годов 20 века обозначают понятие модернизм и авангард.

Модернизм представляли – символисты, акмеисты, иможенисты, прогматики, психоаналитики, аналитические, философы и другие.

Авангард (скандал, эпатаж) – футуристы, сюрреалисты (Дали), родаисты (примитивисты).

Базовые положении этих направлений:

1.их цель не копирование мира, а его конструирования, в котором реальное соединяется с вымышленным (сюрреалист)

2.они объявляют примитивное сознание над бытием (про цвет стола, стакан воды)

3.эскитичный конфликт, у них переносится в среду сознания, а не реализуется как конфликт «героя и толпы» и т.д.

Т.о. мы видим центрирование культуры на субъекте, его сознания и уникальности его бытия.

3)эпистомологические предпосылки

1. Изменяется отношение к субъекту и средсвам исследования: порывается имперсонализм и обьективизм классической науки(т.е. независимость знания от особенностей субьека и природной базы)

2. Антиредукционизм: тотальный механизм был подвергнут критике и не считался приемлимым для объяснения биологических и социальных объектов.

3. Проникновение в науку революционных идей, в первую очередь в биологии (Дарвин) в астрономии геологии

4. осознание антологической природы вероятностей, на ряду с динамическими законами, появляются статические (про монеты)

5. Утрата наглядности- это процесс микромира не могут быть смоделированными средствами макромира и они интерпритируются математически

6. Политеоритизм –это разрушае стремление описать действительность одной теории (механика у Ньютона)

7. Отказ от определённости, как гнесеологического идеала бытия частиц не может быть определено во всех параметрах, поэтому и мир не может быть строгого и однозначного определения, всё факультативно.

 

 

Этот этап длится с 70-х годов 20 века до сегодняшнего дня.

Различают три группы предпосылок.

1 гр. Общенаучные предпосылки, если причиной кризиса классической науки стало открытие микромира, то причиной кризиса не классической науки стала открытие явлений самоорганизации, т.е. с перехода от хаоса к порядку, что отрицало взгляд на мир, соответствующее закону термодинамике, (энтропия (хаос) должна возрастать, а мы видим появление порядка)

Основу постнеклассической науки составили 4 концепции:

1 концепция системности: бытие представляет собой мегасистему, все части которой взаимосвязаны (меняя одно – взрывается многое)

2 концепция информации – под которой в общем смысле понимают следы возд-я одного объекта на другой, от сюда делается вывод, что части мира не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют.

3 концепция самоорганизации (синергетики): системы возникают самопроизвольно, и естественно

4 концепция управления (кибернетика): системами можно управлять для достижения наших целей,

2 .культорологические если для неклассической науки это был модернизм, то для пост неклассической – постмодернизм., под которым понимают идейное течение последней трети 20 века, имеющие цель –критику основ современной западной цивилизации, заложенных эпохой просвещения. (Деррида, Делез,Лиотар).

Основные положения

1)критика прогресса, как универсального мерила успеха(про регресс и прогресс)

2)критика концепции человека разумного

3) критика метанараций (учения претендующие на абсолютную истинность –христианство, марксизм, нацизм)

4)не различение нормы и патологии

5)трактовка бытия, как текста основной способ понимания которого- деконструкция, т.е. подавление смыслов репрессированных авторов.(про му-му, с чьей точки зрения смотреть)

6)разработана концепция СИМУЛЯКРЫ т.е. образа вещей, который вначале представляет вещи, затем их замещают, а потом вытесняют (например- бренд, вещь не ради качества, а ради понтон)

Таким образом смыслы пост модернистской идеологии –плюрализм –свобода, игра и критичность ко всему.

3. эпистомологические предпосылки - широкое распространение идей и понятий синергетики - от греч. «СИНЕРГЕЯ»совместное действие. Эта концепция исследующая и объясняющая процессы самоорганизации в системах любого рода.

Генрих Хакен – Штудградский университет 70 гг ФРГ. Самоорганизация-это процесс получения объектом пространственной, временной или функциональной упорядоченности, без специфического воздействия (паски и песок).

Самореализация возможна в системах обладающих тремя особенностями:

-открытость, обменяться с другой системой информацией

-не линейность, в них не действует принцип суперпозиции А+Б=А+Б;А+Б=АБ принцип не соблюден.

-диссипотивность – нестабильное способное переходить к разным состояниям

Этапы самоорганизации:

1. Структура исходная(ртуть)

2. Приток энергии из вне (нагреваем)

3. Возникает максимальная хаотичность (точка бифуркации)

4. Выбор аттрокатора (направление движения системы от точки бифуркации к новой упорядоченности)

5. Новая структура

Разработка парадигмы «целостности» как подхода к бытию

Например: а) фиксируются единства человека и природы

Б) фиксируются единства принципов гуманитарного и естественного знания

В) попытки объединения западной(рациональная) и восточной (мистическая) ментальности

Г) широкое внедрение «ко эволюции» т.е. паритетного развития частей целого (человека и природы)

Д)ослабление научного дискурса, все возрастающее объединение рационального и иррационального (попытки некоторых ученых получить новые смыслы с помощью измененных состояний сознания)

Е) возрастание междисциплинарности знания и методологического имморализма

Ж)изменение объекта исследованиям становятся сложные комплексные системы, на подобие «человек - машина» «человек-природа» эргономика –удобство

З) преодоление разрыва субъекта и объекта познания: появляется идея антропного принципа, согласно которому – объект познания таков, потому, что есть субъект).

И) математизация и компьютеризация науки, ее опора на мысленные эксперименты

К) понимание мира, как не устойчивого хаосогенного, причем это является необходимым условием его порядка

Л) разработка глобального эволюционизма, т.е. тотальный характер эволюции (химия, физика).

 

 

Дисциплинарно –организованная наука начинает отсчет своей истории с появлением университетов (12 в Италия). В которой выделяют 5 этапов.

1 этап ЮВИНИЛЬНЫЙ (подростковый, юношеский период)

12-13 вв. пересказать о средневековых университетах вопрос 9

Научное знание было подчинено религиозному и носило схоластический характер, не опиралось на математику, эксперимент, опыт и т.д. только книжные знания.

2 этап РОМАНТИЧЕСКИЙ- 17 Френсис Бекон, провозгласивший великое восстановление наук. Он разработал проект превращения науки из светоносной в плодоносную и полагал, что наука решит все проблемы человечества и разработал проект идеальной организации научного сообщества «ДОМ СОЛОМОНА».

Первый кризис в отношении науки и церкви (гелиоцентрическая модель Коперника, что привело к появлению наряду с теологизированным университетами экспериментаторских академий).

1 академия в Италии в 1560г-А. тайн природы. 1603 А. деи Личеи – академия рысьеглазых – Галлией. 1657-А.дель Чимента, 1660- лондонское королевское общество, девиз «Ничего со слов» Роберт Гук. 1666 – Парижская Академия, 1700 – Берлинская академия, 1724 – С-Пб академия.

Деятельность академий характеризовалась проведением экспериментов, их обсуждению, пользовалась благосклонностью монарших дворов, поскольку была оппозиционной церкви.

Вторая особенность происходит легимитизация науки, она признаётся гос-вом как особенный соц институт.

Третья особенность происходит разрыв науки со схоластической, вербальной традицией средневековья.

По сколько критерии истинности знаний – несоответствии со священным текстом, а опытная проверка.

Четвёртая особенность происходит естествознания с натур философией.

Пятая особенность идеалом учёного является энциклопедист – знаток всех наук.

3 этап. Классический

18 век – первая половина 19 века, он порождён научной революцией 16-17 века, особенности этого этапа:

1)приобретение наукой хорошо развитой мировоззренческой функцией, которая превращает научное знание в идеологию, от чего 18 век называется просвещением.

2)осуществляется переход от собирания фактов к созданию синтезирующих их теории (в механике – Эйлер, Лагранж, Якобий, в химии – Лавуазье, в биологии – Дарвин, в электродинамики – Максфел и Фарадей)

3)происходит дифференциация науки: в связи с резким ростом объёмом знания выделяются отдельные науки, которые требуют специализации, т.е. на смену энциклопедисту приходит специалист.

4)появляется техническое образование. Зачатки технического знания существовали всегда, но централизованное (гос-ное) преподавание технических знаний осуществляется с 17 века в форме новигацких, артиллеристских, фортификационных (крепость) школ, школ мостов и дорог и т.п.

Эти учебные заведения носили ремесленный характер, т.к. не было тех теорий, фундаментальной естественной подготовки и т.п.

Первым высшим техническим учебным заведениям в современном понимании стала Парижская политехническая школа, созданная в 1794 году, основателем начертательной геометрии – Гаспаром Монжем.

4 этап. Пост классический период.

Вторая половина 19 века – середина 20 века.

Особенности:

1)появление прикладной науки, которая ориентирована на нужды производства.

Это связанно с переходом капитализма на стадию империализма и электричества, нефти) работа с которыми требует спец подготовки.

2)превращение науки в исключительно профессиональную деятельность, когда из неё были устранены любители.

3)наука дистанцируется от морально-нравственной проблематикой, от ценностей и пытается существовать ограничивая влияние на себя и других сфер общ-ва

5 этап. Период большой науки.

С 40-х годов 20 века по сегодняшний день (от Манхетонского проекта - селиконовая долина).

Особенности:

1)огусударствление науки – гос-во формирует заказ, устанавливает гранты, контролирует работу, поддерживает престиж науки и поддерживает её, требуя в замен достижений способных обеспечить большое политехнический вес на мировой арене (ядерное оружие)

2)происходит НТР

3)наука становится этически нагруженной, берёт на себя бремя соц ответственности, начинает ориентироваться на ценности общ-ва – борьба за мир учёных, соц экспертиза научных проектов, прекращение научных исследований потенциально несущих угрозу человечеству.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.