КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западная и восточная наука в средние века и Эпоху Возрождения
Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Сущность средневековой культуры и философии определялась понятием теоцентризм, то есть понимание бога как абсолютного бытия и важнейшего предмета познания. Обобщенную модель теоцентризма можно представить на 3-ех уровнях: 1-ый уровень: онтологический. 1) Носителем бытия является принадлежащий миру бог, который наделяет ближним все им сотворенное; 2) Креационизм: бог создал мир из ничего 3) Провиденциолизм: бог управляет миром. Эсхатология: учение о втором пришествии и страшном суде. 2-ой уровень: Гносеологические измерения: Важнейший источник знания Библия. Два свойства: 1. Абсолютная истинность, 2. Абсолютная самодостаточность Метод познания - экзегетика - толкование священных текстов в 4-х уровнях: 1. В буквальном. 2. В моральном 3. Аллегорическом, 4. Аногогическом (священном) на примере Иерусалима: Стратегия: символизм - понимание существующего как божьих знаков (символов), соотношение веры и знаний трактовалось в диапазоне от «веры выше знания»; ранняя патристика до концепций 2-х истин в поздней схоластике. Предметом познания предполагались только спасительное, имеющее отношение только к церковному и духовному. 3-ий уровень: Аксеологический уровень Смысл жизни как главная ценность – спасение души. Идеал правильной жизни – смиренное упование на волю бога. Иерархия ценностей: в основу иерархии ценностей положен принцип возрастании духовного. В средневековой философии выделяются 2 направления: 1. Патристика от лат. Патр – отец – раннее направление средневековой философии 2 века, целью теологизации религиозных мотивов языческой философии и ориентация на учения Платона и Платина. 3 вида: - сверхпознание - аппологетика - казуистика (Августин Блаженный) 2. Схоластика (комментарий) позднее направление средневековой философии 9-14 в.в. имеет целью рационализацию и систематизацию христианского учения на основе формальной логики Аристотеля. Именно в период схоластики происходит зарождение университетов, которые возникли на базе Церковных школ, которые делились на три вида: 1. монастырские, 2. епископальные, 3. придворные - именно на их базе появлялись университеты. 1-ый Университет появился в 1100 г. - Болония; 1162 - Оксворд, 1200 - Париж; 1210 – Кембридж. А к 1500 насчитывали около 80. Причиной появления университетов явилась необходимость организации учебной деятельности по аналогии с профессиональными цехами. В цехе были следующие статусы:
В структуре средневековых университетов было 4 факультета: 1 – низший и 3- высших. 1 факультет - артистический (философский) - 6 лет. Преподаватели 7 свободных искусств, разделенных на 2 блока: первый - трилиум: грамматика, риторика и диалектика; второй блок – кватриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. 2. фак-т - теологический (богословный) 15-16 лет. 3. фак-т - медицинский 20-25 лет. 4. фак-т - юридический 20-25 лет. Языком преподавания была латынь. Возраст обучающихся от 14-20 лет. Университеты обладали относительной свободой. В учебном процессе выделяли 2 вида занятий: 1. Лекции, которые делились на ординарные (читались в утреннее время и на них нельзя было задавать вопросы) и экстраординарные. 2. Форма обучения: диспуты – на них аудитория делилась на 2 части, обе они получали творческие задания и одна часть готовила аргументы «про» («за») и «контро» (против). Все студенты обязаны были переписывать лекции несколько раз и сдавать их в университетскую библиотеку. Так же именно в период схоластики в теории познания на первый план выходит логика. Платон принижал материальное (патристика). Аристотель приравнивал (схоластика). Целью схоластов было нахождение соотношения между божьим словом (Библия) и божьим делом (миром), для чего они использовали схолы (комментарии), которые делились на два вида: 1) нисходящие схолы – от слова божьего к миру; 2) восходящие схолы – от мира к слову божьему, например, доказательство бытия бога Фомы Аквинского. Главной философской проблемой схоластики был «спор об универсалиях». Универсалии – общие понятия, которые обозначают ни одно, а род (человек, одежда). Вопрос стоял так: как соотносятся вещи и универсалии, что первично и где находятся универсалии. Различают три решения этой проблемы: 1) реализм – универсалии существуют до вещей, в мышлении Бога и они также реальны как и Бог. 2) номеналисты (номена - имя) - универсалии существуют после вещей путем обобщения родовых свойств. 3)концептуализм (концепт мысли) – общие понятия не существуют вне вещей, они находятся в вещах как их родовые свойства и затем обретаются в цели относительно которых они реальны. Достижения схоластов в логике: 1) осуществили дидактическую (для научных целей) систематизацию в формальной логике античных и средневековых веках; 2) разработали модальную логику, т.е. логику суждения и соотношения; 3) выявили систематические категории; 4) исследовали логические парадоксы. Раймонд Луллий создал первую логическую машину. Значение схоластики для развития философии и науки: оно рассматривается в позитивном и негативном ключе: позитивный – 1)схоластика существенно способствовала развитию формальной логики; 2)деятельность схоластов способствует разделению идеализма на субъективный и объективный; 3)схоласты способствовали появлению в Новое Время эмпиризма и рационализма как направления в гносеологии. «-»: схоластикой называют оторванное от жизни знание, знание ради знания.
10 Манипуляции с природными объектами: алхимия, астрология, магия. Средневековье характеризуется спорадическим преодолением античного теоретизма: иногда осуществляется взаимодействие теоретической и практической научной деятельности. Идейная основа этого единства в христианстве, которое изменило античное отношение к труду и к природе. Это изменение связано с тем, что «трудился» - Бог-отец, Христос и апостолы. Отношение к природе – человек считается царем природы, который должен своим трудом ее преобразовать – следует из духа Евангелие. Впервые в яркой форме соединение теоретической и практической деятельности наблюдается в трудах Бэкона (1214-1294), который выдвинул девиз: «Знание-сила». Бэкон полагал главной ценностью науки ее практическое подтверждение и конкретные вещественные результаты. Чтобы это обеспечить нужно было устранить недостатки субъективного познания и определить правильный метод.
Учение Бэкона о методе.
Именно опыт следует предпочесть всем другим методам.
Вторым ярким проявлением единства практического и теоретического знания была магическая деятельность. Суть магизма – получение человеком посредством мистических действий божественной силы. Различают два вида магии:
Главной чертой мага было объединение в его деятельности опытного и мистического знания. Главная цель алхимии – очищение мира от греха и поиск путей творения. Золотой век (чистый металл) – грехопадение (смешанный металл) – искупление греха (деятельность алхимика по извлечению греха) – Золотой век.
Главная цель астрологии: поиск путей откровения, вычитывание смыслов небесных объектов, символизация неба. Вывод: многие исследователи полагают, что наука рождается именно в средние века, когда впервые становится опытной. Возражения: 1) опыт не существовал в чистом виде, он был невозможен без магии; 2) природа не была самодостаточной, в ней главенствовали сверхъестественные силы; 3) знание не было экспериментальным (с точки зрения проверки рациональной гипотезы) и не носило математического характера.
1. Восточная наука. Расцвет восточной средневековой науки приходится на 8-12 века. Центры науки: Кардова, Багдад. Большую роль в ее развитии сыграл массовый исход философов – язычников из Европы на Восток с 529 года. Достижения восточной науки могут быть представлены в двух ракурсах: 1) математико-физический; 2) метафизический (философский). Математико-физический: 1) конструирование разных типов весов и определение удельного веса благородных металлов в воде и воздухе; 2)в динамике была создана теория Импетуса под которой понималась сила вещи, противостоящая трению; 3) в кинематике создан параллелограмм, рассчитана область движения небесных тел; 4) в астрономии построена самая совершенная обсерватория в Самарканде, в которой составлен каталог 1017 небесных объектов; 5) в математике: из Индии - 1. Было принято и распространено в Европу десятичное исчисление Аль-Харезме «об индийских числах». 2. Разработаны оригинальные методы исчисления Аль-Ками метод вписанных и описанных прямоугольников, рассчитал Пи до 17 верных знаков. 3. Умел складывать арифметические и геометрические прогрессии. 4. Работал с иррациональными числами. 5. Решил уравнение второй, третьей, четвертой степеней. 6. Была создана тригонометрия - Аль-Батони построил таблицу ctg. 7. Омар Хайям написал трактат о доказательстве математических задач, где выявил 14 видов квадратных уравнений и пытался универсализировать решения. Метафизика Востока. В философии Востока рассматривается три направления: 1) перипатетическое (прогуливающееся), наследие Аристотеля; 2) мутакалимы (мутазехиты); 3) суфии. Перипатетики. Ибн-Сина (Авеценна) – 10-11 века, Ибн-Рушд – 11-12 века (Аверроэс). Достижения Ибн-Сина: 1) классификация наук с опорой на разделение наук Аристотеля:
Он предлагает оригинальную трактовку Бога, считал его разумом и отвергал наличие у него воли. Опровергал креационизм, поскольку полагал вечность материи. Полагал мир сотворенным Богом, но в дальнейшем существующим вечным. Ибн-Рушд: достижения: 1) был сторонником концепции двойственной истины: и науки и религии могут противоречить друг другу, но при этом не терять свою истинную сущность. 2) толерантность – он полагал, что истина не только у почитателей Аллаха, но и любой человек может получить истинное знание. 3) учение о вечности материи. 4) концепция детерминизма (учение о причинно-следственных связях). 5) пан-психизм - учение о тотальной одушевленности мира, которая проявляется в гармонии и порядке. 6) рационализм (Ибн Ружд ставил разум выше интуитивных способностей, а рациональное знание выше откровений, рациональное знание можно подтвердить). Мутакалимы. (отклоняющиеся). 1. Направление в философии, базирующееся на исламских традициях понимания мира и отрицающее возможность объединения исламской и языческой мысли. Особенности: 1) атомизм (про Аллаха), 2) объединение и разъединение атомов, происходящих по воле Аллаха, 3) индетерминизм – все законы природы относительны, Аллах может менять их по усмотрению, 4) фатализм – все цели ставит Аллах и только от него зависит достижение. Суффии (аскеты). Аль-Газзами – книги: «Цели философов» и «Опровержения философов». В этих книгах он показывает несостоятельность философии в ее попытках обнаружить причинно-следственные связи и вредность философии, т.к. она противоречит Корану и уводит от спасения. ЗАПАДНАЯ НАУКА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Мировоззренческой основой науки Эпохи Возрождения был пантеизм – отождествление Бога и природы. Ее изучение есть постижение мудрости божьей. Деятели: Николай Коперник (Италия): работы – «Об обращении небесных тел» -1543 год. Он предлагает гипотезу гелиоцентризма мира: 1) в центре Вселенной неподвижное солнце, 2) вокруг него и своей оси вращается Земля по круговым орбитам, 3) это движение естественно (без вмешательства Бога). Тихо Браге – виднейший астроном 16 века – его наблюдения существенно подорвали веру в аристотелевскую картину мира. 1) подверг сомнению существование кристаллических сфер, ограничивающих Вселенную, 2) обнаружил некруговые движения в космосе, 3) предложил промежуточную модель между гео и гелио центризмом. Джордано Бруно – он пришел к пониманию Вселенной как вечной, бесконечной, одушевленной, субстанциональной и заселенной многими мирами, т.е. приписал ей многие свойства Бога, за что и был казнен. Именно Дж. Бруно завершает натурфилософию Возрождения, в которой нет математики и экспериментов. Иоганн Кеплер (его учитель Т.Браге) сформировал и математически выразил законы движения планет.: 1. всякая планета движется по эллипсу в фокусе которого находится солнце 2. скорость движения планет неравномерна (чем ближе они к солнцу, тем движение быстрее) 3. квадраты времен обращения планет вокруг солнца соотносят с кубами их средних расстояний до него (t^2=Q^3) Галилео Галилей. Вклад в развитие науки можно определить в трех важнейших аспектах: 1. разработал гипотетико-дедуктивный метод познания природы (см. вопр. 13) 2. опроверг базовые положения метафизики Аристотеля: - принцип телеологизма, т.е. положение о том что всякая вещь стремится к поставленной богом цели;- принцип физического контакта как условие движения 3. астрономическое подтверждение Коперника Он обнаружил, используя подзорную трубу: 1. пятна на солнце, след. Солнце не эфир и не огонь (как у Аристотеля) 2. ландшафт на луне 3. обнаруживает структуру млечного пути (Аристотель считал что это концентрация эфира) 4. обнаружил спутники Юпитера Исаак Ньютон. Книга «Математика начала натуральной философии», 1687г. Достижения: 1. обосновывает специфический метод науки в основе которого фраза: «гипотез не измышляю», этапы применения метода:- провести опыты и наблюдения;- на основе индукции (от част. к общему) выявить повторения и сущность в этих опытах; - определить принципы природы с которыми можно связать общие компоненты выявленные во втором шаге; - выпазить в математической форме, установить зависимости; - провести максимальную универсализацию выявленных признаков; - продумать как можно использовать эти законы в практических целях. 2. изобрел дифференциальное и интегральное исчисление 3. отделил науку от философии и религии: «физика, берегись метафизики» 4. разработал классическую механику 5. способствовал обоснованию механистической картины мира в основе которой следуют положения:- натурализм – понимание природы как самодостаточной системы; - механицизм- сведение всех природных процессов к механическим; - причинно-следственный автоматизм (отрицание всякой случайности мира); - геометризм - понимание качественной однородности пространства; - аналитизм- объекты природы не подводятся под целое и под низшее, а раскладываются на части для их объяснения через свойства этих вещей;- квантитативизм использование математических методов (количеств., а не качеств. подход) ВЫВОД: период с 1543 по 1687 называют научной Революцией, смысл которой в переходе от геоцентризма к гелиоцентризму, а так же становление классического естествознания.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |