КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление первых форм теоретического знания в античной культуре
Наука и искусство; Наука и обыденное знание. Заострение этой темы связано с исследованием Ч.Снау, который в 1959г. На основании опроса почти 40 тыс.чел. (ученых и деятелей искусства) написал книгу «2 культуры и научная революция» в которой выявил отсутствие интереса ученых и людей искусства к деятельности противоположной стороны и интерпретировал такое положение дел как разрыв между культурой и цивилизацией, которой угрожает гибелью человечеству. Отличии науки от искусства.
Помощь науки со стороны искусства: 1. Ис-во тоже постигает мир, дает истинные знания о нем, но только в художественной образной форме. 2. Ис-во позволяет понять механизм научной деятельности. 3. Иск выступаеткак основа научной терминологии, поскольку многие термины имеют метафорическую природу. (поле (в физике) и поле в природе) 4. Ис-во способствует развитию воображения ученого. Это нужно: а) для конструирования идеализированных объектов. Б) для корреляции функциональности ассиметрии мозга (левое- ЭВМ (точность, однозначность, речь), правое- эмоциональное образное). В) иск-во рождает эстетический критерий истины. Г) Иск-во позволяет утешить человека, когда он осознает свое бессилие перед природой. «Искусство нам дано, чтобы не умереть от ужаса Жизни» Ништце. Помощь науке искусству: 1. Наука поставляет материал, составляющий содержание искусства (абстракцианизм, кубизм, суприматизм). 2. Н-ка постигает сущность искусства, особенно в 2-х направлениях: А)психология искусства (фредизм) б) социология искусства. 3) н-ка высвобождает время для занятия искусством (НТР) Обыденное знание- пословицы, поговорки и т.п. Особенности обыденного знания: 1. Форма существования- здравый смысл- это умение находить оптимальные формы жизнедеятельности. 2. Субъект познания- простой обычный человек. 3. Предмет познания- сферы деятельности из которых можно извлечь пользу (практическую). 4. методы познания- а) популярная индукция (перебор вариантов без подготовки) б) метод проб и ошибок. в) метод аналогий. 5. Идеал познания- это чистое неискаженное отражение. 6. Это знание не систематизировано 7. Синкретично (соединяет рациональное и иррациональное). 8. Оно часто не воспроизводимо. 9. Часто не ратикулируемое (дело передается «делай как я») 10. не имеет спец. терминологии длявыражения. Ценность обыденного знания: 1. обобщает многовековой опыт народа и эффективно в бытовой сфере. 2. оно является фундаментом научного знания. 3. оно иногда может превосходить научное знание.
7 Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение и конструирование. Согласно концепции В.С. Степина наука проходит следующие этапы в своем развитии: Первая форма постижения мила МИФ, особенности: 1. коллективный хар-р мировоззрения 2. неразличение естественного и сверхъестественного 3. неразличение вещи и образа вещи 4. антропоморфизм мифа 5. отсутствие субстанции: все превращается во все 6. основной способ объяснения сущности вещи: генетический через рассказ о ее происхождении Этапы развития мифа: 1ый. Тотемизм – вера в родство людей с объектами природы 2ой. Анемизм – вера тотальную одушевленность мира 3ий. Фетишизм – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами. ЛОГОС(закон, учение) на этой стадии происходит переход к протонаучным формам сознания, что проявляется: - рационализация и систематизация мифов в космогониях и теогониях/ «труды и дни» Гесиода - происходит разграничение субъективного и объективного знания; -мир стал гораздо меньше символизироваться: перешел от связи «причина-значение» к связи «причина-следствие» - переход от генетического объяснения к структурно-функциональному. ПРЕДНАУКА Дпнный этап характерен для первых цивилизаций древнего Востока (Китай, Индия, Финикия, Египет, Месопотамия). Здесь было рождено выдающееся знание в астрономии, математике, механики и т.д., но к научному оно не относится, т.к.: 1. ведущим способом получения знаний было обобщение опытных сведений на основе популярной индукции. 2. знание циркулировало в узких кругах посвященных и зачастую носило тайный характер. 3. истинность знания определялась авторитетом того, кто его передавал. 4. к знанию нет критического отношения, оно не проверяется и необосновывается, носит рецептурный характер. В знании соседствует рациональное и иррациональное. 5. Знание носило ситуативный характер (рецепт подбирался под каждый случай, отсутсьвует общая теория для класса объекта). Вывод: знание носило исключительно практический характер и не выходило за прделы опытных сфер, т.е. было исключительно прикладным. Зарождение подлинно научного знания связано с западной цивилизацией. В античной культуре элитарной формой познания считалось теоретическая (созерцательная) деятельность, практические и опытные знания и манипуляции с предметами считалось уделом рабов и простолюдин, т.е. математика и физика элитарными, а механика и логистика плебейскими. Суть теоретической деятельности заключалась не в обобщении опытных знаний а в конструировании идеальных объектов и работа исключительно с ними по следующей схеме: Способы конструирования идеальных объектов: 1. Минимизация объекта (атом- идеальная частица, фонема – мин. Сегмент звука) 2. Максимизация объекта(прямая, математический маятник, бог) 3. Свободное конструирование (чистый вымысел, неевклидова геометрия, мир идей Платона)
По мнению некоторых историков науки зарождение и становление научного знания, происходившие в античной греко-римской культуре, где сложились социальные сферы, отсутствовавшие на востоке и благоприятствующие теоретической научной деятельности: 1) Полисная демократия, в ее основе были принципы трех «И» 1. Исегория – свобода слова 2. Исономия – равенство перед законом 3. Исотомия – равные возможности для занятия должностей 2) Относительная (в сравнении с Востоком) индиризованность общества (философия начинает постепенно выделяться из религии). 3) Личностный характер бытия человека: на востоке индивид не выделен из коллектива, а на Западе он целен не как часть рода, а как неповторимая личность. 4) Аномальный характер культуры (состязательная) победа измерялась не материальными ресурсами, а торжеством духа победителя. 5) Релятивизм в сфере морали и общественного устройства (относительность) 6) Использование труда рабов, высвобождение времени для работы. Важнейшим достижением античной науки было создание трех научных программ (Пифагора, Аристотеля и Демокрита), а также феномен эллинистической науки. 1-я программа: Математическая программа Пифагора. Сущность учения выражается в суждении «все вещи существуют подражая числам», числа идеальны, а цифры материальны. Пифагор ассоциировал числа с геометрическими фигурами и свойствами вещей (единица соответствует точно «1» - прямая, … «9» – справедливость «10» - гармония вселенной). Так же Пифагором разработана философия числа, разделив их на четные и нечетные, совершенные, несовершенные, мужские и женские, квадратные и прямоугольные. Также пифагорейцами в первые было обосновано понимание вселенной как ниши (с гр.подяком). Значение Пифагора, в том что он обосновал практически тотальный характер применения чисел, и именно математика лежит в фундаменте современной науки. 2-ая программа атомистическая: Демокрита. Учения атомистов имело целью применения концепций бытия Парминида, в которой отрицается множественность и движение чувственно данным миром, в котором все это присутствует. Базовое понятие их учения – атомы. Свойства атомов: 1) Неделимость (основное свойство) 2) Материальность 3) Умозримость 4) Подвижность 5) Вечность 6) Они разные (они не качественно отличаются, а количественно). На основе свойств атомов объясняется вечность мира, множественность вещей, движение в бытии и т.д. Так же на основе атомистической антологии была создана оригинальная теория познания (гносеология), в которой объясняется механизм чувственной фиксации мира и разделено объективное и субъективное знание о нем. Впервые обоснована концепция детерминизма, то есть учения о всеобщей причинно-следственной связи, которое отрицает понятие чуда. 3-я программа континуальная программа Аристотеля: Основные положения его программы: 1) Критически относился к теории идей Платона и разработал более реалистическую антологию. Для Аристотеля бытие практически полностью исчерпывается миром вещей и понять происхождение бытия можно по аналогии с происхождением вещи, для которой необходимо соединение четырех причин: материальная, формальная (образ надо представлять), действующая (воплощение образа в реальную материю), целевые (финальные). Например, создание вазы из глины. 2) Впервые выявил категории, которые и составили основу языка науки. Категории: 1- сущность (то что отличает одну вещь от другой), 2- качество (мера проявления сущности), 3- количество (внешние свойства вещи безразличнее качеству), 4 – время, 5 – пространство, 6 – отношение, 7 – обладание (обладание свойствами), 8 – страдание (или отражение), 9 – движение, 10 – покой. 3) Выявил специфику научного познания и разработал канон научного исследования. Этапы познания: 1) Ощущение 2) Восприятие (целостная фиксация вещи) 3) Технэ (искусство) – знание общего и причин – это экспертные знания. 4) Стадия научного познания. Его специфика в 3-ех особенностях: 1. Оно доказательное 2. Оно ориентировано на выявление сущности вещи, а так же причин и условий ее бытия; 3. Оно систематичное и реализуется в теоретической форме. Канон научного исследования включает следующие шаги: 1. Постановка проблемы; 2. История вопроса; 3. Формирование собственной позиции; 4. Определение аргументов «за» и «против» этой позиции; 5. Подведение итогов. Аристотель обосновал фундаментальные понятия движения в физике: Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное. 4 вида движения по Аристотелю: 1) Движение в субстанции: появление или исчезновение вещи; 2) Движение в пространстве: перемещение вещи 3) Движение по качеству: превращение вещи (молоко прокисло) 4) Движение по количеству: уменьшение или увеличение. Пространство – вместилище вещей, которое обеспечивает их движение (окружение вещи). Время - исчисление душой человека движения в пространстве «на сначала и потом». 5) Разработка формальной логики Аристотеля. Он понимал ее как органом (инструмент) мышления: а) открыл явление «логической» формы и определил способ определения правильных форм от неправильных. (ПРИМЕР: все люди - смертны, Сократ – человек => Сократ смертен общая форма: все А есть В С есть А => С есть В) б) разработал 3 закона формальной логики: - тождество (равенство) - закон непротиворечия (прошу развести меня, но разрешения не даю) - закон исключения третьего (либо да, либо нет). в) разработал теорию понятий, суждений и умозаключений. 6) Создал рациональную космологию. Вселенная состоит из 5-и разнокачественных сфер: земли, воды, воздуха, огня и эфира. В ее центре находится неподвижная земля, вокруг которой по орбитам вращаются Солнце и прочие планеты, и все движение обеспечивает Бог – перводвигатель. Завершением античного периода развития науки является так называемая эллинистическая наука. Эпоха эллинизма охватывает период с 323 г. до н.э. по 30 г. до н.э. (время существования империи Александра). Центром культуры был город Александрия, в котором были образованы Библиотека и Музей, на базе которых образовались 2 научные школы: математическая и астрономическая. Виднейшие представители математической школы: 1) Евклид автор книги «Начало», в которой был впервые применены аксиоматические методы создания научной теории, которые считались образцом для научных построений в течении многих сотен лет («Этика», работы Ньютона написаны таким методом). 2) Архимед заложил основы гидродинамики, заложил законы статики (закон рычага), разработал способ записи сверхбольших чисел, был конструктором и создателем военных и строительных машин, что было крупной редкостью для античной науки. Астрономическая школа. Была впервые выдвинута гипотеза гелиоцентрической теории. Аристарх, Самольский и Селефак. Создание самой полной карты звездного неба Птолемея, который взял за основу космологию Аристотеля. Вывод: Универсальность Александрийской науки в том, что здесь впервые стала намечаться научная специализация и проявилась относительная автономность науки от религии и философии, центром которой были Афины.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |