Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационалистическая метафизика 17 века (Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц )




Философия нового времени становится наукоцентричной, т.к. наука превращается в доминирующую форму культуры (причины: капитализм), широкое распространение итогов научной революции.

Главная проблема философии этого времени -поиск универсального метода познания, в основе которого была средневековая политика номиналистов и реалистов.

Реалисты в познании от идей к вещам, что породило рационализм нового времени;

Номиналисты шли в познании от вещей к идеям, что породило эмпиризм и инсуализм.

1) Виднейший представитель эмпиризма -Ф. Бекон книга «Новый аргонон». Он определяет науку своего времени как Светоносную(т.е. проявляющуюся в пустых спорах), а идеал науки для него – знание плодоносное, т.е. дающее практические результаты.

Он разрабатывает проект превращения науки для чего проводит анализ структуры познавательного процесса и выявляет недостатки ее элементов.

1субъект познания 2метод познания 3объект познания

1) Недостатки субъекта знания: Бекон называет их идолами или призраками:

-идолы рода-недостатки присущи всем людям, потому что они люди(слабость органов чуств);

- идолы пещер –недостатки присущие каждому человеку и своеобразные для каждого-лень, невнимательность, не усидчивость;

- идолы рынка – пустые схоластические споры (не надо спорить, надо делать);

- идолы театра – вера в философию. Концепции Аристотеля, которые настолько фантастичны и нелепы, что им место только в театре

2) недостатки метода познания –Бекон различал 3 метода из которых 2 неправильных:

1 неправильный- путь науки-критика крайнего рационализма(все от себя)

2 неправ. Путь муравья – крайнейший эмпиризм (все не чужое)

3 неправ. путь пчелы(1и 2 комбинации) разумные сочетания эмпиризма и рационализма.

Недостатки объекта познания - в средние века объектом познания полагалась библия, которую печатали на основе дедуктивного метода. На основе дедуктивного метода. Аристотеля, теория которой изложена в книге «Органон» (орудие мышления). Бекон полагал истинным знаниям природу которую следует изучать индуктивно и теорию индукции излагает в книге «новый органон». (см. вопрос 13)

17 век - новое время. Наукоцентрична - философия, форма научного трактата. Рационалисты - от идеи к вещей. Эмпирики – от вещей к идеи. Рене Декарт – теоретик рационализма (1596-1650) Француз, военное образование, 30 война от Голландии вид на жительства, ходил по Европейским дворам с лекциями. Умер в Швеции.

Картезианство – Декарт писал на Французском и Латинском.

Декарт пытался обнаружить несомненное знание на фундаменте которого можно построить новую «философию». Он отвергает сомнительный чувственно данный мир, интелигибидельные сущности и тексты откровения.

Единственным и несомненным фактом являлся сам факт сомнения.

А поскольку сомнение – это результат мышления, а мысль и сущность не возможно, то Декарт приходит к выводу.

Мысль – следовательно существует.

Поскольку пока обнаружено только мышление, то анализировать можно только его. В мышлении Декарт определяет три уровня:

1 уровень – здравый смысл – это способность к оптимальной жизнедеятельности.

2 уровень – рассудок – способность к теоретической деятельности (концепции, теории, математика).

3 уровень – интеллект – снабжает мышление врождёнными идеями,которые бывают 3 видов:

А)идея бога (где можем получить идею - из опыта, или обнаружить даже не думаю, в нас бог вложил идею о себе)

Б)базовое положения науки

В)базовые положение морали (не убей не укради)

Правило методов

На основе концепции врождённых идеи Декарт разрабатывает правила рационалистического метода, который делит на две части:

1 часть – общие правила метода

Первый шаг – усомниться во всём

Второй шаг – обнаружить несомненное знание

Третий шаг – вывести из него все следствия.

2 часть- частные правила

Первое считает истинным только ясные и отчётливые идеи на подобии врождённых

Второе – идти по знаниям от простого к сложному

Третье – делить вещь на части (мысленно), и изучать их по отдельности

Четвёртое – составлять схемы, графики, таблицы, что бы не упустить не одной из частей

Работы только в пределах ума

Это и есть рационализм

Барук Спиноза (Бенедикт) иудей, в Голландии, очень богат, отдали Равинам на воспитание. С 15 лет – его отлучают от общины, переезжает в Амстердам, лишают наследства. Зарабатывает шлифуя линзы, ценил очень свободу и умер около 45 лет.

1.отношение Спинозы к Декарту.

Он упрекал Декарта в Дуализме и разработал учение о единой субстанции, в которой отождествил бога и природу.

Св-во субстанции:

1)вечность

2)бесконечность

3)необходимость (не может не быть)

4)активность

Атрибуты – материальность и духовность

каждая мысль – медиус.

Субстанции действует бесконечно числом способов, из которых человеку доступны только два:

1)мышление

2)протяжённость материального мира

Это атрибуты субстанции

А все конкретные вещи и мысли отдельно – это модусы субстанции

Св-ва субстанции она есть причиной самой себя, она есть причина всех причин, что полностью исключает свободу воли человека.

2.Теория познания

Согласно его учения бог действует в мире одновременно всеми способами (атрибуты), от сюда суждения – «порядок и связь идей, такой же как порядок и связь вещей», т.е каждый антологической категории соответствует гнесеологическая категория

1 модусы постигаются чувствами; атрибуты разумом; а субстанция – интуицией

То мир полностью проницаем для ума.

Лейбниц – академик в 21 год, плюралист

1.отношение Лейбница к Декарту и Спинозе. Он обвинял их в дуализме; Декарта на уровне субстанции; Спинозу на уровне атрибутов. И ставит цель объединять «бытие» и «мышление» не допустимо дуализму.

2.антология Лейбниц

Плюрализм – множественность. В качестве субстанции, он полагает монады – духовные центры силы, которые обеспечивают активность мира его субстанциями.

Св-ва монад:

1.они идеальны (духовны)

2.созданы богом (не вечны)

3.их бесконечное число

4.они разные по способности к восприятию воли бога.

А)примитивные монады – из них состоит не живое способны к перцепции, т.е. неосознанному восприятию воле бога

Б)монады души- из них состоит всё живое, кроме людей – способных к стремлению, т.е. к поиску лучших восприятия (растения к солнцу).

В)монады духи – люди и ангелы – способные к апперцепции – осознанны восприятия

Г)высшая монада – бог

3. Гнесеология Лейбница

Формирует 5 принципов которые объединяют антологию и гнесеологию.

Первый пр – принцип всеобщей взаимосвязи (и стол и ангел взаимосвязаны)

Второй пр – принцип индивидуализации (нет одинаковых вещей)

Третий пр- принцип непрерывности – требует эволюционного подхода к миру и познанию (про творение богом земли несколько раз)

Четвёртое пр – принцип достаточного основания(ничего не происходи без причин)

Пятый пр –принцип лучший из миров (то где живём нет лучше)

Вывод: монотология Лейбница подрывает тотальный мех-м эпохи – мир это не только мех-м эпохи, сколько живой, развивающейся организм, не исчерпываемый мех-м

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.