КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рационалистическая метафизика 17 века (Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц )
Философия нового времени становится наукоцентричной, т.к. наука превращается в доминирующую форму культуры (причины: капитализм), широкое распространение итогов научной революции. Главная проблема философии этого времени -поиск универсального метода познания, в основе которого была средневековая политика номиналистов и реалистов. Реалисты в познании от идей к вещам, что породило рационализм нового времени; Номиналисты шли в познании от вещей к идеям, что породило эмпиризм и инсуализм. 1) Виднейший представитель эмпиризма -Ф. Бекон книга «Новый аргонон». Он определяет науку своего времени как Светоносную(т.е. проявляющуюся в пустых спорах), а идеал науки для него – знание плодоносное, т.е. дающее практические результаты. Он разрабатывает проект превращения науки для чего проводит анализ структуры познавательного процесса и выявляет недостатки ее элементов. 1субъект познания 2метод познания 3объект познания 1) Недостатки субъекта знания: Бекон называет их идолами или призраками: -идолы рода-недостатки присущи всем людям, потому что они люди(слабость органов чуств); - идолы пещер –недостатки присущие каждому человеку и своеобразные для каждого-лень, невнимательность, не усидчивость; - идолы рынка – пустые схоластические споры (не надо спорить, надо делать); - идолы театра – вера в философию. Концепции Аристотеля, которые настолько фантастичны и нелепы, что им место только в театре 2) недостатки метода познания –Бекон различал 3 метода из которых 2 неправильных: 1 неправильный- путь науки-критика крайнего рационализма(все от себя) 2 неправ. Путь муравья – крайнейший эмпиризм (все не чужое) 3 неправ. путь пчелы(1и 2 комбинации) разумные сочетания эмпиризма и рационализма. Недостатки объекта познания - в средние века объектом познания полагалась библия, которую печатали на основе дедуктивного метода. На основе дедуктивного метода. Аристотеля, теория которой изложена в книге «Органон» (орудие мышления). Бекон полагал истинным знаниям природу которую следует изучать индуктивно и теорию индукции излагает в книге «новый органон». (см. вопрос 13) 17 век - новое время. Наукоцентрична - философия, форма научного трактата. Рационалисты - от идеи к вещей. Эмпирики – от вещей к идеи. Рене Декарт – теоретик рационализма (1596-1650) Француз, военное образование, 30 война от Голландии вид на жительства, ходил по Европейским дворам с лекциями. Умер в Швеции. Картезианство – Декарт писал на Французском и Латинском. Декарт пытался обнаружить несомненное знание на фундаменте которого можно построить новую «философию». Он отвергает сомнительный чувственно данный мир, интелигибидельные сущности и тексты откровения. Единственным и несомненным фактом являлся сам факт сомнения. А поскольку сомнение – это результат мышления, а мысль и сущность не возможно, то Декарт приходит к выводу. Мысль – следовательно существует. Поскольку пока обнаружено только мышление, то анализировать можно только его. В мышлении Декарт определяет три уровня: 1 уровень – здравый смысл – это способность к оптимальной жизнедеятельности. 2 уровень – рассудок – способность к теоретической деятельности (концепции, теории, математика). 3 уровень – интеллект – снабжает мышление врождёнными идеями,которые бывают 3 видов: А)идея бога (где можем получить идею - из опыта, или обнаружить даже не думаю, в нас бог вложил идею о себе) Б)базовое положения науки В)базовые положение морали (не убей не укради) Правило методов На основе концепции врождённых идеи Декарт разрабатывает правила рационалистического метода, который делит на две части: 1 часть – общие правила метода Первый шаг – усомниться во всём Второй шаг – обнаружить несомненное знание Третий шаг – вывести из него все следствия. 2 часть- частные правила Первое считает истинным только ясные и отчётливые идеи на подобии врождённых Второе – идти по знаниям от простого к сложному Третье – делить вещь на части (мысленно), и изучать их по отдельности Четвёртое – составлять схемы, графики, таблицы, что бы не упустить не одной из частей Работы только в пределах ума Это и есть рационализм Барук Спиноза (Бенедикт) иудей, в Голландии, очень богат, отдали Равинам на воспитание. С 15 лет – его отлучают от общины, переезжает в Амстердам, лишают наследства. Зарабатывает шлифуя линзы, ценил очень свободу и умер около 45 лет. 1.отношение Спинозы к Декарту. Он упрекал Декарта в Дуализме и разработал учение о единой субстанции, в которой отождествил бога и природу. Св-во субстанции: 1)вечность 2)бесконечность 3)необходимость (не может не быть) 4)активность Атрибуты – материальность и духовность каждая мысль – медиус. Субстанции действует бесконечно числом способов, из которых человеку доступны только два: 1)мышление 2)протяжённость материального мира Это атрибуты субстанции А все конкретные вещи и мысли отдельно – это модусы субстанции Св-ва субстанции она есть причиной самой себя, она есть причина всех причин, что полностью исключает свободу воли человека. 2.Теория познания Согласно его учения бог действует в мире одновременно всеми способами (атрибуты), от сюда суждения – «порядок и связь идей, такой же как порядок и связь вещей», т.е каждый антологической категории соответствует гнесеологическая категория 1 модусы постигаются чувствами; атрибуты разумом; а субстанция – интуицией То мир полностью проницаем для ума. Лейбниц – академик в 21 год, плюралист 1.отношение Лейбница к Декарту и Спинозе. Он обвинял их в дуализме; Декарта на уровне субстанции; Спинозу на уровне атрибутов. И ставит цель объединять «бытие» и «мышление» не допустимо дуализму. 2.антология Лейбниц Плюрализм – множественность. В качестве субстанции, он полагает монады – духовные центры силы, которые обеспечивают активность мира его субстанциями. Св-ва монад: 1.они идеальны (духовны) 2.созданы богом (не вечны) 3.их бесконечное число 4.они разные по способности к восприятию воли бога. А)примитивные монады – из них состоит не живое способны к перцепции, т.е. неосознанному восприятию воле бога Б)монады души- из них состоит всё живое, кроме людей – способных к стремлению, т.е. к поиску лучших восприятия (растения к солнцу). В)монады духи – люди и ангелы – способные к апперцепции – осознанны восприятия Г)высшая монада – бог 3. Гнесеология Лейбница Формирует 5 принципов которые объединяют антологию и гнесеологию. Первый пр – принцип всеобщей взаимосвязи (и стол и ангел взаимосвязаны) Второй пр – принцип индивидуализации (нет одинаковых вещей) Третий пр- принцип непрерывности – требует эволюционного подхода к миру и познанию (про творение богом земли несколько раз) Четвёртое пр – принцип достаточного основания(ничего не происходи без причин) Пятый пр –принцип лучший из миров (то где живём нет лучше) Вывод: монотология Лейбница подрывает тотальный мех-м эпохи – мир это не только мех-м эпохи, сколько живой, развивающейся организм, не исчерпываемый мех-м
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |