Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая структура организации. Формирование управленческой отчетности на базе финансовых бюджетов




 

Финансовая структура — это иерархическая система центров финансовой ответственности. Она определяет порядок формирования финансовых результатов и распределение ответственности за достижение общего результата компании, которая позволяет руководству компании видеть, кто за что отвечает, позволяет оценивать, контролировать и координировать деятельность подразделений.

Финансовая структура формируется выделением центров финансовой ответственности в качестве объектов бюджетирования. ЦФО – это структурное подразделение или множество подразделений, осуществляющих определённый набор хозяйственных операций, оказывающих непосредственное воздействие на доходы и расходы от этих операций и отвечающих за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определённого финансового результата их деятельности.

Выделение ЦФО возможно по нескольким признакам: по сферам ответственности, по продуктам производства и их группам, по клиентам, по центрам дохода, центрам затрат, центрам прибыли, центрам инвестиций.

Центр дохода – центр финансовой ответственности, руководитель которого в пределах выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий варьировать ценами и ограничен в расходовании средств (в рамках бюджета). Центр затрат – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Центр прибыли – центр финансовой ответственности, по которому может быть рассчитан финансовый результат. Руководитель такого центра нацелен на максимизацию прибыли, рентабельности и для достижения этой цели может варьировать продажными ценами и затратами. Как правило, центром прибыли является организация в целом или дочерние предприятия.

Центр инвестиций – центр финансовой ответственности, результаты деятельности которого оцениваются на основании показателей эффективности использования активов.

ЦФО могут создаваться: 1.из одного подразделения; 2.объединением нескольких подразделений; 3.выделением из одного подразделения нескольких ЦФО с индивидуальной ответственностью руководителей каждого из центров в отдельности.

Помимо состава и структуры неотъемлемым элементом ЦФО являются механизмы их взаимодействия, включая: трансфертные (внутрифирменные) цены (transfer prices), используемые при обмене товарами между подразделениями организации; корпоративные налоги, внутреннее кредитование, общие капиталовложения, разрешение конфликтов (арбитраж). Выбор механизмов взаимодействия ЦФО определяется стратегией развития организации и зависит от таких факторов, как характер взаимоотношений между ЦФО, уровень вертикальной интегрированности отдельных центров, степень централизации финансовых потоков.

После утверждения модели финансовой структуры формируется структура бюджетов – совокупность операционных и финансовых бюджетов и схема консолидации отдельных бюджетов в основной (сводный) бюджет организации.Финансовые бюджеты – это консолидированные бюджеты организации. Они составляются по организации в целом или по центрам прибыли.В отличие от операционных бюджетов, финансовые бюджеты имеют стандартные форматы. Финансовыми бюджетами организации являются:

· бюджет движения денежных средств, позволяющий управлять её платежеспособностью;

· бюджет доходов и расходов, дающий возможность управлять рентабельностью организации;

· бюджет баланса, с его помощью организация управляет своей стоимостью.

В процессе моделирования финансового бюджета разрабатывают формат документов, определяют перечень необходимых первичных документов и уточняют временный регламент составления бюджета, разрабатывают схему консолидации операционных бюджетов в финансовый, определяют ответственность лиц за составление бюджета, собирают и обрабатывают информацию.

Как управленческая технология бюджетирование является не только инструментом планирования, но и средством контроля за состоянием и изменением дел положения дел с финансами в компании в целом или по отдельным подразделениям. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период необходимо составлять отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставлять плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения.

 

  1. Управляющие показатели в системе управленческой отчетности в корпоративных структурах.

Для достижения цели получения полной и качественной информации корпорации формирует систему показателей, позволяющих оценивать эффективность его деятельности. Ведущие менеджеры и совет директоров вырабатывают и формулируют стратегии развития корпорации в целом и по основным направлениям деятельности. Выработка корректных показателей для контроля и затем оценки достижения выбранных стратегических целей является важнейшей задачей для любого корпоративного объединения.

Менеджеры компании, как правило, лучше понимают, какие показатели и индикаторы операционной деятельности в большей мере подходят для оценки качества выполнения стратегий по конкретным видам деятельности и в целом по компании. Именно руководство холдинга находится в оптимальной позиции для разработки таких показателей. Но члены совета директоров должны быть уверены в том, что именно предложенные показатели наиболее адекватно оценивают выполнение стратегических задач. Как правило, члены совета директоров должны вносить дополнения и изменения в перечень показателей эффективности, который в дальнейшем отлеживается с целью контроля над деятельностью компании.Для того, чтобы эффективно контролировать и управлять компанией на основе показателей эффективности необходимо регулярно предоставлять отчетность управляющей компании по основным показателям эффективности деятельности компании, а также контролировать состав показателей эффективности в соответствии с требованиями к качеству информации.

Базовым принципом показателей является сжатие отдельных инфор­мационных данных для отражения ситуаций и взаимосвязей при помо­щи определенной измеряемой величины. С этим, однако, связана опас­ность, что при сильном сжатии информации в одном показателе могут быть утеряны важные детали описываемой ситуации, а тем самым теря­ется возможность ответить на вопрос о причинах изменения этого по­казателя.

При создании системы показателей необходимо учитывать следующие признаки ее формирования:

•Показатели должны быть величинами, отражающими количественные характеристики, т. е. они должны быть (однозначно) измеряемыми в денежных или количественных единицах

•Между отдельными показателями, образующими систему показате­лей, не должны существовать отношения конфликтного характера, т. е. системы показателей должны представлять собой свободную от каких-либо внутренних конфликтов совокупность показателей, упо­рядоченных на основании объективно-логических критериев.

•Показатели могут относиться к данным как прошлых, так и будущих периодов. При осуществлении сравнительных расчетов необходимо обращать внимание на то, чтобы показатели имели одинаковое вре­менное отношение.

•Построение системы показателей не может быть произвольно изме­нено для возможности сравнения результатов на протяжении отно­сительно длительного периода времени.

•Затраты на сбор и обработку информации и ее польза должно быть соразмерны.

•Системы показателей должны отражать существенное в концентри­рованной форме, но быть полными.

•Система показателей должна способствовать рациональной работе, т. е. основная часть цифрового материала должна содержать только те показатели, в которых получатель нуждается регулярно, а специ­альные (дополнительные) части системы показателей должны предо­ставляться только в случае необходимости.

На практике особое значение имеют три аспекта: показатели как инстру­мент, помогающий принимать решения на месте (на рабочем месте) или менеджментом, как инструмент управления предприятием и как инструмент контроля. Эти аспекты дополняются функцией раннего распознавания.

В целом, показатели эффективности позволяют связать бизнес-стратегию с операционной деятельностью компании и могут эффективно использоваться как инструмент корпоративного управления для коммуникации корпоративной стратегии, повышения прозрачности бизнеса, осуществления мониторинга выполнения стратегии, формирования основы для системы мотивации топ-менеджмента и для оценки эффективности работы совета директоров.

В настоящее время многие компании используют концепцию сбалансированной системы показателей (ССП), которая представляет собой систему управления эффективностью компании, состоящую из взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, отражающих достижение стратегических целей в различных аспектах бизнеса и на всех уровнях управления компании.

 

Биржевое дело и управление фондовым портфелем

2. Биржевая торговля на фондовом рынке. Фондовая биржа и ее организационная структура фондовой биржи. Инструменты биржевого фондового рынка.

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. Фондовая биржа — это некоммерческая организация, поэтому в ее деятельности заинтересованы те, кто профессионально занимается ценными бумагами. Именно поэтому в российском законодательстве определяется, что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи.

Требования, предъявляемые к членам биржи, устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. При этом обычно в законах устанавливаются лишь общие требования к членству на бирже, а внутрибиржевые нормативные документы предъявляют дополнительные требования. Например, биржа может определить необходимость содержания в уставах организаций, претендующих на членство, статей, декларирующих право проведения операций с ценными бумагами, а также обязательность наличия квалификационных аттестатов у физических лиц, представляющих их на бирже. Биржа дает возможность своим членам:

- участвовать в общих собраниях биржи и управлении ее делами;

- избирать и быть избранными в органы управления и контроля;

- пользоваться имуществом биржи, имеющейся информацией и любыми услугами, которые она оказывает;

- торговать в зале биржи как от своего имени и за свой счет (исполняя функции дилера), так и от имени и - за счет клиента (исполнять функции брокера):

- участвовать в разделе и получении оставшегося после ликвидации биржи имущества.

Вместе с тем биржа определяет и обязанности членов биржи. Они должны:

- соблюдать устав биржи и другие внутрибиржевые нормативные документы;

- вносить вклады и дополнительные взносы в порядке, размере и способами, предусмотренными уставом и нормативными документами;

- оказывать бирже содействие в осуществлении ее деятельности.

Чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи, она должна иметь эффективнуюорганизационную структуру, которая могла бы обеспечить не только более низкие издержки, связанные с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, достаточное число продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов необходимой и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и текущих ценах продавца и покупателя, представленных объемах и видах ценных бумаг.

Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства. Поэтому ее органы управления делятся на общественную и стационарную структуры.

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

Согласно ныне действующего законодательства к исключительной компетенции общего собрания относятся:

- осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

- определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

- утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;

- формирование выборных органов;

- рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса,

- счета прибылей и убытков, распределение прибыли;

- прием новых членов биржи;

- утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия ведет проверки по:

- поручению общего собрания членов биржи:

- собственной инициативе;

- требованию биржевого комитета и участников биржи, обладающих в совокупности более 10% голосов.

 

Ревизии проводятся не реже одного раза в год.

Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной биржевой деятельности. От того, как осуществляют свою работу подразделения, составляющие стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи.

Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

Исполнительные (функциональные) подразделения — это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга, регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Специализированные подразделения делятся на коммерческие организации, такие, как расчетная палата, депозитарий и комиссии, наиболее важными из которых являются: арбитражная, котировальная, по приему в члены биржи, по правилам биржевой торговли и биржевой этике.

 

Инвестирование на фондовом рынке происходит за счет покупки-продажи инструментов фондового рынка, обращающихся на бирже. Наиболее распространенными инструментами фондового рынка являются:

Акции

Облигации

Фьючерсы и опционы

Деривативы (Фьючерсы и опционы – это производные финансовые инструменты, имеющие в своей основе акции, облигации или другие виды базового актива, используемые для высокорискованных спекулятивных операций, а также с целью хеджирования (управления рисками).)

 

3. Организация биржевого рынка производных финансовых инструментов. Российские и мировые тенденции развития биржевого рынка производных финансовых инструментов.

Срочный рынок - это рынок, на котором заключаются срочные сделки, представляющие собой договор между контрагентами о будущей поставке предмета контракта на условиях, которые оговариваются в момент заключения такой сделки. Срочный рынок также называют рынком производных финансовых инструментов. На срочном рынке обращаются срочные контракты.

В момент его заключения оговариваются все условия, на которых он будет исполняться. Срочный рынок является сложным и развитым организмом, на котором обращается широкий набор различных контрактов. В основе контракта могут лежать различные активы, например, помимо ценных бумаг, фондовые индексы, банковские депозиты, валюта, товары (в основном сырьевые, с трудом поддающиеся диверсификации). Актив, лежащий в основе срочного контракта, называют базисным или базовым активом. Срочный контракт возникает на основе базисного актива. Поэтому его также называют производным активом, т.е. инструментом, производным от базисного актива. Функциональный спектр срочных контрактов в настоящее время уже не сводится только к осуществлению реальной поставки базисного актива, но они всё в большей степени начинают выступать в качестве финансовых инструментов. Еще одно название срочных контрактов - деривативы (derivative – производная).

К двум важнейшим функциям срочного рынка относится то, что он позволяет согласовывать планы предпринимателей на будущее и страховать ценовые риски в условиях неопределенности экономической конъюнктуры. С помощью срочных контрактов можно застраховаться от изменения цен финансовых активов, валютных курсов, процентных ставок, товарных цен. Инструменты срочного рынка являются высокодоходными, хотя и высокорискованными объектами инвестирования финансовых средств.

Рынок производных финансовых инструментов можно подразделить на сегменты: первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. В отличие от рынка ценных бумаг срочный биржевой рынок является для производных активов одновременно и первичным и вторичным, в то время как для ценных бумаг биржевой рынок выступает преимущественно как вторичный. По виду торгуемых на срочном рынке инструментов его можно подразделить на форвардный, фьючерсный, опционный рынки и рынок свопов. В свою очередь, форвардный рынок можно подразделить на рынок классических форвардных контрактов, главная цель которых состоит в поставке базисных активов и хеджировании позиций участников, а также рынок репо и рынок при выпуске (when-issuedmarket). Рынок репо призван обеспечивать потребности в краткосрочном кредите, а рынок при выпуске – в первую очередь выполнять функцию определения цены будущих выпусков ценных бумаг. Опционный рынок можно разделить на рынок классических опционных контрактов и инструментов с встроенными опционами. Рынок производных финансовых инструментов можно также разделить и по сроку заключения контрактов: на кратко-, средне- и долгосрочный. По своей временной структуре данный рынок является преимущественно кратко- и среднесрочным, а биржевой рынок - практически только краткосрочным рынком: контракты, заключаемые на срок более года, являются скорее исключением, чем правилом.

Всех участников можно разделить на три группы: хеджиров, спекулянтов и арбитражеров. Хеджер – это лицо, страхующее ценовые риски. Операция по страхованию ценового риска называется хеджированием. Говоря проще, хеджирование – это действие, предпринимаемое покупателем или продавцом для защиты своего дохода от роста цен в будущем. Механизм хеджирования сводится к заключению срочного контракта, в котором устанавливается цена поставки базисного актива. Спекулянт – это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости базисных активов, которая может возникнуть во времени. Арбитражер – это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на него наблюдаются разные цены. Арбитражер продает актив на той бирже, где он дороже, и покупает там, где дешевле. Разница в ценах составляет его прибыль.

В настоящее время мировой рынок производных финансовых инструментов (ПФИ, или рынок деривативов) стремительно расширяется.
Наличие срочного сегмента коренным образом меняет общие и частные принципы функционирования любого сектора экономики (товарного, финансового, фондового) в целом из-за большого числа прямых и обратных связей между спотовым и срочным секторами.

Можно выделить две основные проблемы на рынке ПФИ:
1. Умышленное использование деривативов с целью их возможного разрушительного влияния на финансовую систему.
2. Неправильное и неквалифицированное использование ПФИ, угрожающее экономической стабильности.
Первая проблема представляет угрозу для целостности рынка и справедливого ценообразования: повышает стоимость капитала вследствие снижения доверия на финансовом и товарном рынках, снижает эффективность рынка, искажая рыночные цены или неся угрозу такого искажения. Данная проблема возникает из-за разрушительной конкуренции (манипулирования рынком или мошенничества), ухода от налогообложения, искажения информации в платежном балансе государства, балансах компаний и невозможности адекватного прогнозирования изменения валютного курса.
Вторая проблема угрожает стабильности финансового сектора и всей экономики в результате повышения системного риска, риска быстрого распространения кризисов и кризисных явлений из-за неквалифицированного и "неосторожного" обращения с ПФИ. Наличие в стране слабоуправляемого и неконтролируемого рынка ПФИ повышает уровень рисков в экономике и создает угрозу для мирового рынка.
Названные проблемы влекут за собой риски, присущие и другим видам финансовой деятельности, однако в случае использования деривативов эти риски приобретают особое значение, поскольку рынок ПФИ, как уже было сказано, превышает по объемам другие рынки, и негативный эффект от характерного не только для операций с деривативами поведения будет существенно заметнее и разрушительнее на рынке ПФИ, нежели на других рынках.

5. Источники информации на финансовых рынках. Раскрываемая информация о биржевых сделках. Состав информации, раскрываемой эмитентами ценных бумаг.

Биржевая и финансовая информация это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, о ценах контрактов на покупку стандартных партий товаров или пакетов ценных бумаг и т.д. Она предоставляется специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами. Эффективность рынка зависит от точности, скорости и, что особенно важно, соответствия информации требуемым стандартам. Стандартизация финансовой информации предполагает ее соответствие ряду условий. Первым условием стандартизации является унификация форм представления информации. Вторым условием стандартизации является унификация процесса обращения информации. Унификация обращения заключается в определении способов и условий передачи и приема информации. Третье условие стандартизации финансовой информации -срочность. Биржевая и финансовая информация по своему содержанию является текущей, быстро изменяющейся, оперативно отражает события, происходящие на рынке. Сделки на современном финансовом рынке заключаются практически моментально, рыночная информация вслед за конъюнктурой может меняться в считанные секунды. Информационные системы, обеспечивающие функционирование фондового рынка, подразделяются на три большие группы: 1) торговые системы. 2) депозитарно-клиринговые системы. 3) собственно информационные системы. Торговые системы представляют собой электронные сети в которых производится передача данных и подача заявок на проведение операций по покупке или продаже ценных бумаг. Вторым типом систем являются депозитарно-клиринговые. Это системы, которые обеспечивают расчеты и переход прав собственности на ценные бумаги, сделки по которым осуществляются в рамках торговых систем. Третьим типом систем являются собственно информационные системы. Собственно информационные системы обеспечивают передачу информации. Информационные системы подразделяются на информационно-дилинговые и просто информационные. Информационного-дилинговые системы предоставляют своим пользователям реальную информацию о рыночных предложениях по проведению операций с теми или финансовыми инструментами. Передаются цены спроса-предложения, объем сделки или отдельных лотов, условия сделки и т.д. В отличие от торговых систем, в информационно-дилинговых фиксируется агент, подавший заявку и способ связи с ним. Получив интересующую его информацию, пользователь системы должен связаться со стороной, отправившей данную информацию и договориться о совершении сделки, которая проходит в традиционном порядке (подготовка договора, обеспечение гарантий, документы на проведение расчетов и т.д.). Информационными являются системы, которые просто обеспечивают передачу информации, не являющуюся рыночным предложением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.