КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегические аспекты инвестиционной политики 2 страница
Айвазян и др. [Aivazian et al., 2003] сравнил дивидендную политику развивающихся рынков и США и получил результаты, согласно которым дивидендная политика развивающихся стран объясняется теми же переменными, что и дивидендная политика американских компаний, а именно их уровнем прибыльности, уровнем долга и отношением рыночной стоимости к балансовой (market-to-book ratio). Однако степень влияния этих переменных на дивидендную политику в США и на развивающихся рынках разная. Выборка Айвазян и др. [Aivazian et al., 2003] включала в себя 8 стран: Иорданию, Пакистан, Зимбабве, Индию, Корею, Малайзию, Турцию и Таиланд. Айвазян и др. [Aivazian et al., 2003] показал, что с увеличением рентабельности (где ROE является прокси для уровня рентабельности компании) увеличивается уровень дивидендов, что является подтверждением теории остаточного денежного потока (residual cash flow theory) о дивидендах. Более высокий уровень долга соответствует более низким дивидендным выплатам, что позволяет автору заключить, что финансовые ограничения оказывают влияние на дивидендную политику. Отношение рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости, бизнес-риск и размер компании также оказывают влияние на ее дивидендную политику. Особенности каждой конкретной страны влияют на дивидендную политику ее компаний, что отражается в значимости дамми-переменных для каждой страны в оцениваемой модели. Интересным результатом Айвазян и др. [Aivazian et al., 2003], которому автор так и не смог найти объяснение, является тот факт, что уровень дивидендов, выплачиваемых развивающимися странами, превышает уровень дивидендов, выплачиваемых американскими компаниями.
9. Взаимосвязь дивидендной, инвестиционной и финансовой политики компании. Пока тупо прошлый год (как диссер сдам, поищу получше) Данный вопрос рассматривает взаимосвязь решений об инвестициях, финансировании и дивидендах. В теоретически идеальных условиях между этими тремя сферами финансовой политики не существует никакой связи. Иными словами, в условиях совершенного рынка решения о дивидендах и финансовая политика не сказываются на рыночной стоимости компании и на ее инвестиционных решениях. Но в реальном мире данные сферы связаны, и финансовый менеджер должен уметь эти связи учитывать. Взаимосвязь решений об инвестициях и дивидендах появляется при принятии решения о внутренних и внешних источниках финансирования. Внутренними источниками финансирования являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Внешними источниками финансирования являются кратко- и долгосрочные кредиты и эмиссия акций. Выбор источников финансирования влияет на структуру капитала компании и коэффициент выплаты дивидендов (payout ratio) Инвестиционные возможности компании описываются следующим уравнением: It=(Et- TDt) + Внешнее финансирование, где It - сумма капиталовложений в период Еt— доход после уплаты процентов и налогов в период t, TDt — сумма дивидендов» выплаченных за период t. Хотя эмпирические исследования не позволяют делать окончательные выводы из-за того, что невозможно контролировать многие важные переменные, но с их помощью ряду зарубежных исследователей удалось показать, что расходы на размещение ценных бумаг отрицательно воздействуют на стоимость компании. Когда нераспределенная прибыль целиком или частично замещается долговыми обязательствами, акционеры оказываются в выигрыше, поскольку риск перекладывается на держателей облигаций. И это тот риск, за который держатели облигаций не получают адекватной компенсации. Таким образом, когда компания следует политике щедрых дивидендов, оставляя неизменной свою инвестиционную политику, изменение стоимости компании будет зависеть от источника финансирования инвестиций. Практика привлечения заемных средств была проанализирована с точки зрения налогового "щита", создаваемого долговыми обязательствами. Анализ Майерса показал: пределы заимствования можно учитывать таким образом, что факторы типа риска и вероятности неплатежеспособности смогут оказывать влияние на процесс оценки инвестиционных возможностей. Метод Майерса дает — при сравнении с другими методами инвестиционного анализа — наиболее консервативные оценки возможного дохода. Изучив альтернативные методы, мы пришли к выводу, что метод Майерса является незаменимым исходным методом анализа, поскольку он в явной форме использует теорему Модильяни и Миллера. Было показано, что если проект может быть принят по методу Майерса, то он будет принят и по всем другим методам оценки инвестиционных проектов. Необходимо подчеркнуть сложность и неоднозначность финансовой политики в реальной жизни. Практически не существует финансовых решений, которые можно было бы принимать изолированно, не учитывая их воздействия на другие переменные, контроль за которыми является прямой задачей менеджеров.
10. Политика фирмы в области транспарентности. Зависимость между уровнем транспарентности и рыночной капитализацией фирмы. Степень прозрачности фирмы является важной частью системы ее корпоративного управления. Своевременность и доступность информации о деятельности фирмы чрезвычайно важны для существующих и потенциальных инвесторов, поскольку позволяют им принимать верные решения и уменьшать возможные потери от экспроприации со стороны менеджмента. Корпорация в теории корпоративного управления рассматривается как набор контрактов между владельцами (акционерами) и советом директоров, советом директоров и менеджерами, причем последние не всегда руководствуются благом собственников, а стремятся принимать решения в собственных интересах. Поскольку менеджмент является информированной стороной, а владельцы, если они не занимаются непосредственным управлением компанией, — слабо информированной, возникает классический конфликт принципал — агент. Подробное и своевременное раскрытие компанией информации о различных аспектах своей деятельности, как-то финансовые показатели, степень концентрации собственников, состав и вознаграждение членов совета директоров, уменьшает степень асимметрии информации и ослабляет негативные последствия конфликта агента и принципала. Как отметил Сеттлз А. в своем исследовании «Изменение качества корпоративного управления вследствие выхода на международные рынки капитала» («The Corporate Governance Changes Due to Exposure to the International Capital Market») [2007], от более полного раскрытия информации выигрывают не только потенциальные инвесторы-принципалы, желающие инвестировать в фирму, но и агенты-инсайдеры — менеджмент и существующие крупные собственники. Высокое качество корпоративного управления и раскрытия информации позволяют инвесторам судить не только о прибыльности компании, но также и об отношении к будущим акционерам, особенно миноритарным. Вследствие этого компании с большей информационной прозрачностью привлекают внимание инвесторов и имеют более высокую стоимость. Казалось бы, все корпорации должны стремиться к как можно более высокому уровню информационной прозрачности, поскольку связанные с ее достижением затраты (например, оплата услуг аудиторов) существенно меньше выгод. Однако исследование, проведенное специалистами Службы рейтингов корпоративного управления Standard&Poor’s (S&P) — «Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2010 г.: Значительные изменения в десятке лидеров» — показало, что индекс транспарентности российских компаний за год возрос лишь незначительно (с 53,5 процентных пунктов до 54,6 процентных пунктов), причем в основном за счет компаний, вышедших в этом году на IPO. Индекс прозрачности компаний нефтегазовой отрасли не вырос вовсе; характерно и то, что зарубежные IPO российских компаний переместились с американских бирж с их более строгими требованиями на LSE. Специалисты S&P не дают объяснения такой стагнации, но частично она может быть обусловлена явлением, описанным в работе Дурнева А. и Гуриева С. «Ресурсное проклятье: воздействие информационной прозрачности корпораций» («The Resource Curse: A Corporate Transparency Channel»). Авторы рассматривают простую модель, в рамках которой фирмы сталкиваются с необходимостью балансировать выгоды от повышения прозрачности (рост стоимости и удешевление привлечения капитала) и угрозы (экспроприация части прибылей или всей компании государством). Угроза конфискации собственности заставляет владельцев и менеджмент компании раскрывать информацию по минимуму, чтобы «грабительское» (predatory) государство не узнало об истинном уровне прибыльности компании и не воспользовалось искушением национализировать ее. Сеттлз А., с другой стороны, утверждает, что необходимость привлечения финансирования с международных рынков путем IPO, SPO и выпуска еврооблигаций должно вести к постепенному повышению качества корпоративного управления и раскрытию информации российскими компаниями, поскольку это позволяет повысить стоимость. Заман М. в работе 2005 г. «Сближение практик корпоративного управления в Европе: концепция аудиторских комитетов» («Convergence in European Corporate Governance: The Audit Committee Concept») находит подтверждение тому факту, что практики корпоративного управления европейских стран со временем улучшаются и приближаются к англосаксонской модели. Это связано с тем, что LSE и американские биржи являются наиболее привлекательными площадками для размещения; а также с положительным влиянием аудиторов на корпоративное управление и информационную прозрачность. Контроллинг в системе управления корпоративными финансами 1. Контроллинг как философия управления. Цель и задачи, функции, основные принципы системы контроллинга. Роль контроллинга в управлении корпоративными финансами. Дискуссионные вопросы современной концепции контроллинга. Термин «контроллинг» зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х – в Россию. Слово контроллинг произошло от английского to control — контролировать, управлять, регулировать. Но в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (managerial accounting, management accounting). Собственно термин "контроллинг" принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. Зачастую совершенно ошибочно контроллинг отождествляют с контролем. В действительности контроль представляет собой лишь элемент контроллинга, т.к. контроллинг является комплексной межфункциональной концепцией управления, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения. В отличие от контроля, система контроллинга ориентирована не столько в прошлое, сколько в будущее и нацелена на обеспечение длительного устойчивого и эффективного функционирования предприятий в настоящее время и в перспективе. В настоящее время в литературе не дается однозначное определение понятия «контроллинг». Однако формулируемые разными авторами определения обладают рядом общих черт. В связи с этим можно выделить следующие концепции контроллинга
Основные концепции контроллинга
Целью контроллинга является предоставление руководству комплексной информации, необходимой для управления развитием предприятия. Реализация данной цели обеспечивается в ходе решения следующих задач контроллинга: - построение системы стратегических и оперативных (тактических) целевых показателей деятельности предприятия; - использование механизмов контроля в целях обеспечения согласованной работы коллектива предприятия в направлении поставленных целей; - исследование альтернативных вариантов достижения поставленных целей, обоснование выбора оптимального варианта; - группировка и обобщение затрат и результатов в различных аналитических разрезах (по видам затрат и результатов, местам формирования, центрам ответственности, объектам калькулирования); - координация деятельности структурных подразделений, отделов и сотрудников предприятия, планирование, бюджетирование; - анализ деятельности предприятия, обоснование необходимости осуществления корректирующий воздействий; - оценка эффективности и целесообразности инвестиционных проектов и тактических управленческий решений. Исходя из определения системы контроллинга, сутью которого является интеграция отдельных элементов функций управления (учета, анализа, контроля, планирования), следует, что данной системе присущи функции: - информационная, которая проявляется в выработке контроллинговой информации для управления посредством трансформации данных (информационных потоков), поступающих в отдел контроллинга; - учетно-контрольная, которая используется при сопоставлении плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели, установления допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения; - аналитическая, суть которой проявляется в выработке основных подконтрольных показателей, позволяющих оценить эффективность работы предприятия, в определении степени влияния различных факторов на величину конечного результата, в выработке мероприятий по устранению и предотвращению имеющих много отклонений в будущем, в расчете доходности и целесообразности той или иной коммерческой сделки; - функция планирования, цель которой – координация отдельных производственных планов по отношению к общему плану в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составлению бюджета, выработке плановой и целевой информации. Основная роль контроллинга в управлении корпоративными финансами заключается в оптимизации финансового результата при одновременном обеспечении ликвидности и рентабельности деятельности организации, что достигается путем - участие в формировании для предприятия финансовых стратегий; - прояснение с помощью бюджетирования взаимосвязи между внутренними и внешними бизнес-процессами предприятия; - текущий контроль за выполнением плана, исполнимостью бюджетов и контроль важнейших финансовых показателей; - составление финансовых сообщений по анализу отклонений и разработку предложений по управленческим мероприятиям. С точки зрения ориентации на увеличение стоимости компании роль контроллинга заключается, во-первых, в координации всех мероприятий и процессов, происходящих на предприятии с целью максимизации прироста стоимости и, во-вторых, в предоставлении менеджменту таких показателей, которые позволили бы осуществлять стоимостно-ориентированное управление на всех уровнях иерархии.
Дискуссионные вопросы современной концепции контроллинга: Во-первых, это различие в концептуальных подходах к контроллингу и его моделях. В международной практике до сих пор нет единого понимания контроллинга (разнятся, в частности, американский и европейские подходы). Так, в Германии преобладает тенденция его академизаиии — стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В центре их модели стоит внутренний учет (но не управленческий) в различных формах: плановый, документальный, контрольный. Внешний же учет, напротив, не входит в сферу контроллинга. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. Не случайно в США в течение длительного времени он рассматривался исключительно в прикладном смысле (был ориентирован только на практику). Во-вторых, успешному развитию контроллинга в России мешают разногласия в понимании его сущности. Так, в С.Г Фалько представил следующую подборку определений контроллинга [75, с. 2]: - философия мышления и поведения руководителей и подчиненных; - научная дисциплина, имеющая свой предмет, объект и методы изучения; - функциональная подсистема, обеспечивающая методологическую, организационную и методическую поддержку процессов управления предприятием (т.е. технология управления); - обособленное структурное подразделение предприятия, реализующее функции и задачи контроллинга; - учебная дисциплина, формирующая знания и умения по осуществлению функций и задач контроллинга на предприятии в рамках различных теоретических парадигм экономики и концепций самого контроллинга.
2. Оперативный контроллинг в системе управления финансовыми результатами и денежными потоками корпоративных структур. Проблемы и дискуссионные вопросы управления финансовыми результатами и денежными потоками корпоративных структур. Оперативный контроллинг представляет собой контрольно-информационную систему управления, направленную на обеспечение достижения текущих целей предприятия (прежде всего целей прибыльности, рентабельности и ликвидности) на основе принятия своевре менных решений но оптимизации соотношения «затраты — прибыль». По мнению Х.Й. Фолльмута, оперативный контроллинг охватывает краткосрочное планирование, контроль и управление с целью корректировки в случае отклонения от курса предприятия. Основной его целью является обеспечение текущей реализации стратегических планов развития предприятия. В соответствии с этим оперативный контроллинг решает следующие задачи: - обеспечение достижения текущих целей деятельности предприятия, установленных в соответствии со стратегией развития, в том числе обеспечение заданного уровня прибыльности и ликвидности предприятия; - определение совокупности подконтрольных показателей для текущего управления; - планирование и бюджетирование текущей деятельности предприятия, путей и сроков достижения текущих целей деятельности предприятия; - управление узкими местами в производственных и сбытовых возможностях предприятия, обеспечение наиболее эффективного и производительного использования ресурсов предприятия; - план-фактный анализ затрат и доходов по видам продукции, секторам рынка, группам покупателей и в других аналитических разрезах; - мониторинг текущего финансового состояния предприятия, управление денежными потоками; - анализ текущих изменений спроса, тенденций в поведении потребителей и соответствующие корректировки маркетинговой и производственной программ. Таким образом, назначение оперативного контроллинга — обеспечить максимально эффективное достижение цели краткосрочного периода (года), т.е. в большинстве случаев получение максимальной прибыли. Оптимальный вариант должен выбираться путем сопоставления прогнозов поступления денежных средств, прироста чистых денежных поступлений, анализа соотношения доходов и расходов, выручки и затрат хозяйствующего субъекта. Выбранные альтернативные курсы являются основой для составления бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств. В бюджетах отражают поступления и оттоки денежных средств, доходы от продаж и связанные с производством и сбытом затраты. Управленческая функция, или реакция менеджмента на данные оперативного контроллинга, состоит в комплексе мер по реализации поставленной цели, оценке результатов деятельности различных подразделений предприятия, выработке корректирующих воздействий при отклонении от норм и нормативов затрат, объема производства и продаж. Оперативный контроллинг обеспечивает выявление узких мест в деятельности предприятия, в его производственных и сбытовых возможностях, формирует информацию для управления ассортиментом продукции и товаров, затратами и результатами производственно-сбытовой деятельности, помогает в определении цен предложения и участия на рынке, обеспечивает информацию для принятия оперативных управленческих решений; частично выполняет функции внутреннего контроля экономичности работы предприятия и его подразделений, рентабельности производства и сбыта отдельных изделий, товаров и услуг. Составной частью этого вида контроллинга является оперативная диагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она отслеживает и анализирует финансовое состояние организаций, уровень их безубыточности, оценивает риски и вырабатывает рекомендации по управлению рисками. Кроме того, системы исчисления затрат и финансовых результатов на предприятии в краткосрочной перспективе могут использоваться для целей управления совокупными результатами деятельности. В процессе планирования результирующих показателей определяются целевые величины для их достижения в ходе производственного процесса. При сравнении плановых показателей с фактическими проводится анализ отклонений, который поставляет исчерпывающую информацию о возможных мероприятиях по улучшению ситуации. Таким образом, контрольные меры на оперативном уровне направлены в первую очередь на корректировку уже начавших свое развитие негативных процессов. Традиционно считается, что на базе оперативного контроллинга предприятие проводит регулирующие мероприятия лишь в отношении различных групп затрат, т.е. старается их минимизировать. Однако не следует забывать и о том, что добиться улучшения финансовых показателей можно и путем влияния на величину выручки от реализации произведенной продукции и величину денежных потоков. Оперативный контроллинг достигает этого путем участия в регулировании цен продаж, величины скидок, исчислении величины предельной плановой выручки, в выявлении отклонений от запланированного объема реализации по видам товаров, секторам рынка, группам покупателей и клиентов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |