КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность менеджмента
Функция контроля. (содержание, механизм, процедура, формы); Функция руководства. Стили управления (плюсы, минусы); Функция руководства. Мотивации и наставничество; Функция планирования в менеджменте. Соотношение целей и планов; Функция организации в менеджменте; Умение размышлять. Умение помогать. Умение постоянно обучаться. Умение быстро принимать решения. Умение бросать вызов. Умение предвидеть Умение обосновывать.
Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаминимизация).
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации. Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации. Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности: 1. Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации. 2. Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями. 3. Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации. 4. Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.
Организация деятельности работников – лишь часть обширной системы, в которой реализуются все функции управления персоналом. Выстраивая сложную систему управления и создавая рабочие места с хорошими условиями труда и оплаты, большинство руководителей ожидают от работников эффективной отдачи, ответственности и соблюдения интересов бизнеса. Однако при этом сталкиваются с халатным отношением и низкой мотивацией, текучкой, претензиями и конфликтами на предприятии.
Есть надежные и проверенные временем способы улучшить эту ситуацию. Эффективная организация персонала и грамотно организованная система наставничества позволят ускорить процесс ввода в строй новичка, повысить мотивацию к работе опытных сотрудников, оздоровить климат в коллективе, разгрузить руководителя, снизить текучку, повысить результативность.
Под стилем управления (руководства) понимают совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления. Стиль управления предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями менеджеров, преобладающей системой ценностей, типом культуры, а также некоторыми случайными обстоятельствами. Различают демократический, авторитарный и либеральный стили управления. Демократический стиль основан на сочетании научных принципов управления и максимального использования инициативы и творчества подчиненных. Менеджер, использующий демократический стиль управления, обращается с подчиненными по-товарищески, его тон отдачи распоряжений располагает к сотрудничеству, он не решает один все вопросы без тщательного обсуждения с подчиненными, он систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в том числе и о трудностях, которые предстоит преодолеть. Демократический стиль управления предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей; оценку выполненной работы; подготовку, принятие и реализацию решений; создание необходимых для выполнения определенных работ предпосылок. Менеджер, предпочитающий демократический стиль управления, проявляет уважение к своим подчиненным, поощряет их инициативу и творческую активность, заботиться о своевременной информации подчиненных по широкому кругу вопросов, всегда считается с мнением и советами подчиненных по возникающим производственным проблемам. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.
Авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением административных средств воздействия на подчиненных. Менеджер-автократ, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными. Применение подобного стиля управления хотя и обеспечивает в ряде случаев высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, в большинстве случаев уничтожают стимулы к работе. В настоящее время на предприятиях существует немало менеджеров, предпочитающих применять авторитарный стиль управления. Основные причины значительной распространенности авторитарного стиля руководства: · менеджер убежден, что нет смысла советоваться с подчиненными, так как их сознание находится на низком уровне; · он не верит в знание и опыт своих подчиненных; · менеджер убежден, что подчиненные должны бояться его; · автократом быть гораздо легче и удобнее, чем демократом, так как можно меньше требовать от себя, больше от других; · легче командовать, повышать голос, работать на эмоциях, чем по-настоящему организовать производственный процесс; · перегруженность менеджера вызывает желание решать вопросы быстрее, а для этого лучше команда, а не совет, приказ, а не обсуждение; · властолюбие, преувеличенное самомнение. Либеральный стиль управления отличается тем, что работающий таким стилем менеджер ставит перед подчиненными задачи в самой общей форме, решение многих вопросов отдавая на «откуп» подчиненным, редко контролирует выполнение принятых решений, не очень следит за соблюдением трудовой дисциплины, почти не вмешивается в производственную деятельность подчиненных.
Чаще всего либеральный стиль руководства можно использовать в научно-исследовательских институтах, где, например, заведуют отделами высококвалифицированные специалисты и им не нужно детализировать стоящие перед подразделением задачи и тем более способы их достижения. В настоящее время многие специалисты по управлению утверждают, что самым эффективным стилем руководства является демократический, а авторитарный и либеральный стили вообще не должны применяться в практике работы менеджеров.
Формы и функции управленческого контроля. Управленческий контроль — это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный. Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений. На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют Вместе с тем система контроля дает возможность использовать преимущества как самостоятельности подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении фирмой в целом. Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов. Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы). Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач. Поведение сотрудников, ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты фирмы и поддерживать деятельность организации. Конечная цель контроля - это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, и его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-управленческой системы в организации способствует повышению эффективности контроля и планирования деятельности фирмы. Информационно-управленческая система должна содержать информацию о прошлом, настоящем и будущем организации. Эта информация позволяет руководству фирмы принимать оптимальные решения.
1. Менеджмент – это умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. 2. Функциональная вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. 3. Совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности. 4. Процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее выработанному плану, с перерывным контролем рядов деятельности. Управление менеджментом является организация. Важнейшей задачей является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечение рентабельной работы предприятия и его стабильного положения на рынке. К задачам решающимися в менеджменте относят: 1. определение конкретных целей предприятия; 2. разработка стратегии развития предприятия; 3. определение необходимое ресурсов и их источники; 4. выработка систем мероприятий для решения цели; 5. установление контроля в поставленных целях. Технология менеджмента – анализ информации и применение на её основе управленческих решений. Важнейшая функция менеджмента является контроль – исходная точка нового цикла управления. Основные задачи управления: - управление персоналом; - управление качеством продукции; - стратегическое управление; - управление финансовыми ресурсами; - управление материальными ресурсами и запасами; - информация; - временные ресурсы; - производительность труда; - управление маркетингом; - управление по целям (было предложено в 1950 г. Друнером). Предполагает правильную постановку целей последовательный переход к формированию функций и процессов управления; - управление по результату. Принципы менеджмента включают: - принцип научности: важно видеть и понимать причины несовпадения целей и результатов. - принцип системности и комплексности: важно видеть наиболее значительный комплекс взаимосвязанных подсистем; - единоначалие и коллегиональности в выработке решений. За реализацию коллегионального решения, ответственность несёт глава; - демократического централизма означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Децентрализация – это передача или делегирование полномочий нижестоящем уровнем управления. Соотношение прав и ответственности делятся между руководителем и коллективом. Нарушение данного баланса ведёт либо к автократии (власть одного) в управлении, либо к охлократии (власть толпы). - принцип оптимального сочетания отраслевых и территориальных интересов (это экология, занятость, соц. проблемы); - принцип приоретентности (очерёдности действий) с учётом значимости этапов работы; - принцип оптимального сочетания положительной синергичность в деятельности организации и здоровой конкуренции между её членами. Синергичность – это однонаправленность действий всех членов коллектива, всех подразделений организации. Это объединение под единым руководством и стремление к общей цели. Повышение синергии в организации осуществляется с помощью грамотной работы с персоналом. - постоянный учёт психологических, возрастных, половых, культурноэтнических способностей работников и их мотивации.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |