Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность нацэкономики как фактор устойчивого развития современного общества




Классический и неоклассический подход в экономическом анализе

Неоклассическая теория. Покупатели пытаются максимизировать свои выгоды от получения товаров, и они делают это путем увеличения своих покупок товара до тех пор, пока выгода, получаемая ими от дополнительной единицы, не уравновесится тем, что им приходится отдавать для ее получения. Таким образом, они максимизируют "полезность", т. е. удовлетворение, связанное с потреблением товаров и услуг. Подобным образом, индивиды предоставляют труд фирмам, которые желают их нанять, путем балансирования выгод от предоставления дополнительной единицы своих услуг (т. е. зарплаты, которую бы они получили) с тягостью самого труда, т. е. отказом от досуга. Индивиды делают предельный выбор. Результатом этого является теория спроса на товары и предложения производственных факторов. Подобным образом, производители пытаются производить товары таким образом, что издержки производства дополнительной или предельной единицы точно уравновешиваются приносимым ею доходом. Фирмы также нанимают работников до той точки, при которой издержки предельного найма точно уравновешиваются ценностью выпуска, который бы произвел дополнительный работник.
Таким образом, неоклассический подход предполагает, что экономические "агенты", будь то домохозяйства или фирмы, ведут себя оптимально (действуют настолько эффективно, насколько это возможно) при определенных ограничениях. Ценность связана с неограниченными желаниями и потребностями, сталкивающимися с ограничениями или редкостью. Проблемы принятия решений решаются рыночным механизмом. Цены являются сигналом, говорящим домохозяйствам и фирмам, могут ли их конфликтующие желания быть согласованы.

 

Конкурентоспособность страны - это наличие, сохранение и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях динамичной международной конкуренции, в которой главную роль играют нововведения и инновации. Основными факторами конкурентоспособности в современном постиндустриальном обществе являются уже не традиционные, сравнительные преимущества (наличие ресурсов, низкие цены на факторы производства, выгодное геополитическое положение), а новые – конкурентные преимущества, связанные с развитием интеллектуального капитала, которые достаточно сложно скопировать (высокая производительность труда, обладание новейшими технологиями, знаниями, передовым опытом и др.). Конкурентоспособность страны характеризует её положение на мировом рынке и отражает способность отечественных экономических субъектов в условиях свободной добросовестной конкуренции продавать товары и услуги, удовлетворяющие требования мирового рынка, реализация которых повышает общественное благосостояние. Три подхода к оценке конкурентоспособности экономики страны: 1) оценка эффективности использования ресурсов через сопоставление затрат и цен. Им является показатель удельной оплаты труда (УОТ), являющийся функцией производительности труда, заработной платы и валютного курса. Повысить конкурентоспособность страны возможно либо за счет повышения производительности труда, либо за счет низкой заработной платы. Однако, таким образом можно оценить лишь ценовую конкурентоспособность, что в условиях формирования постиндустриального общества не может рассматриваться как устойчивое преимущество; 2) анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о внешнеторговой деятельности страны через показатели экспортной, внешнеторговой квот. Этот подход также можно считать ограниченным. В России по данным платежного баланса можно сделать вывод о благополучном положении экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, хотя в действительности на мировых рынках конкурентоспособны лишь сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью – энергоносители, металлы и другие продукты первичной переработки, а ввозить приходится высокотехнологичные и наукоемкие товары, что свидетельствует о неэквивалентном обмене; 3) составление рейтингов конкурентоспособности специалистами Всемирного экономического форума (ВЭФ) и экспертами швейцарского Международного института развития менеджмента (IMD), которые рассчитываются как средневзвешенные от большого числа показателей, характеризующих эффективность функционирования национального хозяйства в целом. Для повышения конкурентоспособности России необходима структурная перестройка и диверсификация экономики на основе масштабных инвестиций в инновации, формировании сильных экономических институтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.