Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы регулирования




Экономические, политические и организационные предпосылки нацэкономики. Их содержание

Экономические системы и их классификация. Модели смешанной экономики

Экономическая система – это совокупность экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе имущественных отношений и организационных форм. Выделяют рыночную, командно-административную, смешанную экю системы. Рыночная система: частная собственность на экономические ресурсы; свобода выбора; конкуренция, опирающаяся на личные интересы; ограниченная роль государства. При капитализме каждый свободен в использовании экономических ресурсов. И сам решает каким бизнесом заниматься, какой товар выносить на рынок, что производить. В чистой капиталистической экономике роль государства ограничена. Движущей силой выступает стремление к личной выгоде как со стороны продавцов, так и со стороны потребителей. Удовлетворяя свои потребности субъект приносит выгоду обществу т.к. производит необходимую обществу продукцию. Способ координации всех экономических процессов - рынок. Командная экономика основана на госсобственности практически на все экономические ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное планирование. Особенности хоз. механизма: непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра; государство полностью контролирует распределение и производство продукции, исключаются свободные рыночные отношения; использование административно-распорядительных методов. Смешанная: основой являются командная и чистый капитализм, которые в чистом виде сегодня практически не встречаются. Она основана на частной и госсобственности, характеризуется вмешательством государства в экономику, когда рынки не справляются. Государство определяет приоритеты развития системы, цели, выделяет ресурсы для достижения этих целей; создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, регулирует отношения между производителями и потребителями. Основные черты современной экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование научных разработок, совершенствование отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хоз.законодательства, достижение макроэкономического равновесия, активная роль государства, позитивное воздействие рынка. Специфика смешанной экономики: 1)инерционность воспроизводственного процесса исключает быструю замену существующих экономических отношений другими, желательными. 2) нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития; 3) интенсивное развитие новых экономич. форм и отношений.

Предпосылки нацэкономики: Экономическая, обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хоз.система страны. Говоря об экономических основах нац.хозяйствования, имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. ГК РФ, который призван регулировать все вышеперечисленные отношения хозяйствования на территории страны, выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом: а) частную собственность; б) собственность юридических лиц; в) собственность общественных объединений (организаций), граждан; г) государственную и муниципальную собственность; д) собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств. Политическая состоит в том, что она ставит вопрос о власти, о системе политических условий, в которых функционирует хоз.система страны, а также характеризует входящие в ее состав отраслевые и региональные подразделения. Влияние политической предпосылки в экономике страны: 1) условиями и степенью привлекательности нацэкономики для отечественных и зарубежных инвесторов; 2) наличием гарантий со стороны центральных и местных властей, обеспечивающих прибыльность, возвратность и ликвидность результатов вложений капитала; 3) реальной практикой инвестиционной привлекательности нацэкономики для отечественных и иностранных инвесторов. В организационной предпосылке реализуется условие реальности, действенности национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект, управляемый государством. Проявляется эта предпосылка через деятельность органов гос.власти и хозяйственного управления. В соответствии с Указом Президента РФ №1062 от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ».

 

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы.

Мотивация поведения персонала.

Мотивация трудовой деятельности формируется как под воздействием внутренних факторов (потребностей), так и внешних (стимулов). Система мотивации труда персонала наиболее эффективна, если она воздействует на те аспекты, которые согласуются с внутренними мотивами работника.

Теории мотивации труда к работе:

1. теории содержания;

2. теории процесса.

Процессуальные теории мотивации - теории мотивации трудовой деятельности, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить.
Содержательные теории мотивации - теории мотивации трудовой деятельности, базирующиеся на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Мотивация результатов труда персонала.

Ожидание результата показывает связь между усилиями работникаи достижением требуемого результата, другими словами, уверен ли работник, что цель будет достигнута, если он приложит определенные усилия.

Мотивация труда – побуждение работников к активной, плодотворной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей.

 

55. Организационная культура рассматривается как мощный стратегический отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечить преданность, облегчать общение.

Содержание организационной культуры определяется теми ценностями, которые

составляют основу организационной культуры.

Организационную культуру можно определить как систему над биологических средств осуществления кооперированной человеческой деятельности, находящихся в распоряжении одной организации, направленных на реализацию её целей.

Свойства организационной культуры:

1. Коллективность.

2. Эмоциональность.

3. Историчность.

4. Динамичность.

Организационная культура складывается из устойчивых норм, ценностей, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п.

Организационную культуру рассматривают как «систему допущений и убеждений, которые разделяются членами организации не осознаются и передаются вновь прибывшим членам организации как правильный способ восприятия мира».

Понимание содержания организационной культуры помогает видеть новые моменты в мотивации человека, которые начинают определять его поведение как члена той или иной организации, особенно в ситуациях, затрагивающих его роль при реализации групповых ценностей, норм.

Организационная культура рассматривается через призму факторов, воздействующих на жизнь организации и, соответственно, организационной культуры.

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.

Основными принципами социального партнерства являются:

1. равноправие сторон;

2. уважение и учет интересов сторон;

3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6. полномочность представителей сторон;

7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров.

Субъекты: работодатели, работники, органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Методы управления конфликтами - это приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия:

1. Структурные методы предполагают воздействие через организационные факторы и направлены на предотвращение формирования либо устранение конфликтной среды, почвы, на ликвидацию источников конфликта.

2. Персональные методы управления.

56. Социально-экономических и политических процессов могут быть:

- линейные и нелинейные;

- эволюционные и бифуркационные;

- однофакторные и многофакторные.

Классификация социально-экономических процессов:

- естественные

- общественные

 

  1. Кооперация
  2. Конкуренция (соперничество)
  3. Приспособление
  4. Конфликт
  5. Ассимиляция
  6. Амальгамизация
  7. Поддержание границ
  8. Систематические

Классификация политических процессов:

  1. Открытые
  2. Закрытые
  3. Внешнеполитические
  4. Внутриполитические
  5. Стабильные
  6. Переходные

Социальный процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления

Социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вы-

званные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме усло-

вия с целью удовлетворения определенного интереса.

Основные элементы:

  1. Участники процесса
  2. Субъекты
  3. Причины процесса
  4. Наблюдатель

57. Функции государственного управления:

1. Общие: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль.

2. Специальные: обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности, осуществление внутренней и внешней политики государства, разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения.

разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства и др.

3. Вспомогательные - обеспечение обслуживания процессов общих и специальных функций, создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческих структур.

 

Методы государственного управления:

1. Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

2. Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.

3. Правовые акты управления - основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

 

Средства государственного управления - это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе:

1. техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические),

2. специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические),

3. информационными

4. коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

58. Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Разработка и реализация государственной политики:

1-й этап — определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).

4-й этап — оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

Результаты разработки и реализации государственной политики:

1 этап - Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти

2 этап - Официальный документ о государственной политике или программе

3 этап - Практические действия органов государственной власти

4 этап - Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы

Государственная промышленная политика.

Эффективная государственная промышленная политика особенно важна в наше время — в период формирования в стране экономики рыночного типа. Это обусловлено необходимостью четкого определения целей и направлений структурной перестройки промышленности, повышения эффективности работы как отдельных отраслей, так и каждого предприятия, формирования такой нормативно-правовой базы хозяйствования, которая бы обеспечивала повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Направления государственной промышленной политики:

1. влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;

2. деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;

3. воздействие государства на отраслевую структуру производства;

4. возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Государственная аграрная политика - одна из составляющих государственной социально-экономической политики, направленная на стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Цели:

1. повышение конкурентоспособности и качества российской сельскохозяйственной продукции;

2. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни;

3. охранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4. формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и развитие инфраструктуры этого рынка;

6. поддержание паритета цен на сельскохозяйственную продукцию, и цен (тарифов) на промышленную продукцию.

Антимонопольная политика государства - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея­тельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка воз­можно равных условий конкуренции и недопущение недобросовест­ной конкурентной борьбы.

Современная антимонопольная политика направлена на:

1. использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства.

2. недопущение или ограничение искусственной монополии.

59. Эффективность государственного и муниципального управления.

Эффективность государственного управления определяется возможностями органов государственной власти реагировать на факторы воздействия внешней среды, сохраняя при этом стабильность и устойчивость политической системы. Для эффективного функционирования государства необходимо четкое разграничение полномочий всех ветвей власти, а также современная отлаженная машина исполнительной власти, способная управлять экономикой в масштабах всей страны. Эффективность во многом зависит от профессионализма. Гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки. Эффективность слагается из взаимодействия многих факторов, из совокупности результатов управленческой деятельности во всех сферах государственной и общественной жизни.

От качества подготовки управленческих решений в значительной степени зависит эффективность деятельности муниципального управления. Повышение эффективности управленческой организации необходимо начинать, используя собственный ресурс и возможности, анализируя условия и факторы в рамках концепции самой организационной, общественной структуры, но этого недостаточно. Эффективное управление, прежде всего, должно обезопасить себя от сокрытия и искажения информации, страха быть наказанным за инициативы со стороны исполнительного аппарата.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов управления.

Муниципальное управление активно взаимодействует с государствен­ным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государст­ва в целом, его отдельного региона (субъекта федерации) и конкретного ме­стного сообщества.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных ор­ганов - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полно­мочий.

Деятельность органов государственной власти и органов местного само­управления строится на принципах взаимодействия:

• законности,

• добровольности;

• учета совместных интересов и взаимной ответственности;

• сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управле­ния при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимае­мые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требова­ний федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.

Основными формами взаимоотношений государственных и муници­пальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномо­чий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное созда­ние государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие за­дачи и функции.

60. 1. Результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

2. Федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

3. Объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях. Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

4. Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

 

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.