Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки федеративного государства




Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в РФ.

Согласно КРФ власть едина и неделима. Разделена по функциям т.е направлениям дея-ти.

Смысл идеи разделения властей — предупредить злоупотребление властью, ее монополизацию, концентрацию.

Задача — в необходимости обеспечить его реализацию созданием на законодательном уровне равнодействующую в системе «сдержек и противовесов», чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса; эффективный механизм общественного контроля над всеми властными структурами, дабы избегать злоупотреблений, сверхконцентрации власти.

Законодат.власть высшим зак.органом является Федерал.собрание функции Полномочия нижней палаты нормотворческая, представительская и контроля. ст.102КРФ 103гд

Исполнительная власть

 

Высший орган Правительство РФ, функция исполнит-распоряд, представительская, контроля, финансовая или бюджетная полномочия ст114 КРФ бюджет(разрабатывает и представляет госдуме бюджет обеспечивает его исполнение, проведение в РФ единой денежной, кредитной и финасовой политики), управление федеральной собственностью, проведение един.гос.политики в области культуры, образования, здравоохранения, экологии соц.обеспечения, борьба с преступностью (меры по обеспечению гос. Безопасности, обороны страны, охране собств-ти и обществ.порядка.

Судебная власть схема структуры

Конституционный суд, Верховный суд,

Функции осуществление правосудия, судопроизводства, контроля и сдерживание других…, разделение действующего зак-ва

Высший Арбитражный суд упраздненв 2013г.

Федеральные суды и суды субъектов РФ – Конституционно -уставные и мировые суды.

Конституционный, Верховный структурирован –коллегия по административным делам.

 

 

Итак, современное содержание разделения властей, принцип организации и функционирования государственной власти включает:

- четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной, регулируемое законами, указами, постановлениями и др. правовыми актами;

- независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;

- обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания;

- гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия по­литико-управленческих решений и их реализации;

- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.



10. Особенности формы правления в России.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Смешанная республика (сущ. в РФ) — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны.

Особенностью формы правления в современной России является то, что наряду с полномочиями, характерными для любого главы государства, решением вопросов гражданства, предоставлением политического убежища, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий, осуществлением помилования и пр., Президенту России присущ и ряд иных полномочий.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Таким образом, Конституция наделяет Президента правом ведения переговоров и подписания соглашений не только с руководителями иностранных государств, международных правительственных организаций, но и с полномочными представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специфика формы правления на современном этапе проявляется и в особенности конституционного закрепления правовой природы и сущности Федерального Собрания как представительного и законодательного органа страны. Наделенный правом принимать общеобязательные для исполнения на всей территории страны правовые акты, парламент России, тем не менее, не является «единственным законодательным органом», как он именовался по ранее действовавшей Конституции, в силу действия принципа разделения властей.

Особенности политического режима складываются исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил общества на том или ином этапе его развития. Что касается нормативно-правовой стороны вопроса, то в число основ конституционного строя Российской Федерации включено положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3). В действующей Конституции находят свое освещение проблемы, связанные с правовым регулированием проведения референдума как основной формы непосредственной демократии, а также вопросы проведения и организации выборов.

Существенным элементом политического режима является факт конституционного закрепления легальных возможностей деятельности партий и других общественных объединений. Основной закон страны закрепляет использование государством широкого спектра демократических средств и методов взаимодействия с общественными организациями и движениями в рамках политической системы. Однако в отношении тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), Конституция устанавливает ограничения и запреты.

Россия -полупрезидентская республика, осн.признаки наличие сильного президента,источник власти –народ, не относится ни к одной ветви власти,является координатором всех ветвей власти.испол.власть принадлежит Правит. РФ тем самым прав-во несет двойную ответсвенность, сис-ма контроля издержек.

Специфика в тенденции усиления Президентской власти в сис-ме высших органов управления, для усиления своих позиций Президент сам-но формирует назначает и увол. Полномоч.представит-ей презид в федерал.округах, осуществляет управление органами исполнительной власти силовыми структурами, большая часть КРФ посвящена полномочиям Президента, обширнейшие полномочия в разных сферах деят-ти: внешне-политические полномочия, полномочия в отношении ГД, СФ, ФС. Кадровые и иные полномочия, в кач-ве арбитра между органами гос.власти.

11.Унитарные государства: общая характеристика системы управления.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства и Единая денежная единица;

4. Единое гражданство и единый государственный язык;

5. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств:

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

- характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

- объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют: - государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

- государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами и т.д.).

Унитарные гос-ва способствует концентарции власти, ресурсов в одних руках, более прогрессивному развитию экономического и культурного развития страны, воспитанию гражданственности. Данная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы 2. Гос-ва с небольш.площадью компактно проживающим населением.

Минусы унитарного гос-ва: унитаризм игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, ограничивающий местное самоуправление – антидемократическое явление.


12. Федеральные государства: общие принципы построения, типы федераций.

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Государство образованное на основе принципа федерализма. Сложное гос-во состоящее из гос-в –членов или гос.образований

Основные принципы. 24 федерации характерны принципы:

Двойное гражданство, многоуровневая сис-ма бюджета, двойное зак-во, двухпалатный парламент и т.д.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.

Наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

- Основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Отличия от унитарного гос-ва Двухпалатный парламент, двойное гражданство, многоуровневая бюджетная сис-ма.

 

Территориальный подход к структуре федерации имеет свои плюсы и минусы: может способствовать укреплению гос-ва путем разумной централизации, с другой стороны предоставляет населению определенных регионов необходимые возможности для самостоятельного решения своих проблем, делая регионы субъектами федерации, Но также такой подход может игнорировать коллективные права компактно проживающих этнических общностей, выдвигая на первый план общегосударственные интересы

Виды федераций. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (ФДР Эфиопия, США), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (Респ. Индия, Фед. Респ. Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные и смешанные.

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных — по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (Россия).

По способу образования федерации делятся на: договорные и конституционные.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распр. заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре могут быть условия входа (в Конституц. США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (в договоре об образовании СССР).

Степень централизации: централизованные (Индия, Россия) и децентрализованные (Швейцария, США).

Чиркин относит Россию к молодым федерациям.

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

Современный федерализм это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государствен­ного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентра­лизацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществ­ляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонта­ли, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществ­ляемой с помощью разделения властных полномочий по верти­кали между федеральными государственными органами и орга­нами государственной власти субъектов Федерации.

На пути становления России как нового федеративного госу­дарства сделано два крупных шага. Первый — заключение 31 мар­та 1992 г. Федеративного договора между федеральными орга­нами государственной власти, с одной стороны, и органами вла­сти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и авто­номных округов, с другой стороны. Это было не тради­ционное, идущее сверху вниз распределение прав или полномо­чий, а равноправное согласование интересов общих (федератив­ных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государ­ственной власти по всей территории страны.

Федеральным органам государственной власти предостав­лено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нор­мы правового регулирования в соответствующих областях обще­ственной и частной жизни. Субъекты РФ сумели выде­лить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые требуют идентичного правового оформления.

Второй шаг — принятие Конституции 1993 г. В ее тексте за­ложены нормы, создающие основы для становле­ния РФ как федеративного государства.

Особенности РФ: •российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десят­ков народов как этнотерриториальных общностей вокруг рус­ского народа, являющегося ядром и главной цементирующей си­лой многонационального федеративного государства.

*Наличие территориальных автономий, является ее 2хэтажная структура и обязательное существование в федерации общефелеральной настройки надстройки.

• особенность современного рос­сийского федерализма в нем сочетаются территориальные и национальные (на­ционально-территориальные) начала.

• особенность современного российского федера­лизма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

•самая большая страна по территориальному признаку и по субъектам. 85 субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов.

Образуется По 6 типам. Республики, края области, округа,автономная область, города федерал.значения

• РФ — асимметричная федерация, допус­кающая разнохарактерные статус, политическое, гос-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов, одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие — по терр-ному признаку: края, области, а также города Москва и С-Пбр; тре­тьи — по смешанному национально-терр-ному (автоном­ная область и автономный округ). Установились три модели конституц. устр-ва субъектов РФ.

• Конституция РФ исходила из Федеративного договора и за­крепила его компромиссные положения: с одной стороны, равно­правие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с фе­деральными органами гос. власти; с другой — под­твержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, понимается верховенство и независимость государст­венной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из РФ, что идет вразрез международным нормам.

• Особенностью РФ, несомненно создаю­щей проблему, является правовой статус автономных округов — их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъ­ектамиРФ, но территориально входят в состав области, края.

• противоречием российского федерализма является закрепленное в КРФ положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий Сущность Ф. распределение власти по вертикали.

Матрешечная структура, когда один субъект в структуру другого автономные округа в состав края Пермкий край, в состав Пермской области вошел Коми-Пермятский а.о.

Россия – федерация конституционная, с разделенным законодательным верховенством. Самая большая в мире как по площади так и по кол-ву субъектов 85, образовываются по 6 типам– республики 22, автономные округа, автономные области, города федерального значения 3.

Принципы:

Этнический и территориальный

м\у субъектами РФ существует огромные различия по климатическим, природным ресурсам, площади, плотности, соц-эконом развитии,

взаимодейтсвует матрешечная структура, валовой региональный продукт, сочетает многообразие в единстве.

Основной проблемой: эконом.ассиметризма субъектов РФ

 

Россия федерация коституционная. Несмотря на наличие 3хдоговорв между органами гос.власти РФ и органми гос.власти разных групп субъектов РФ, а также ряда двусторонних договоров между органами госвласти РФ и ее отдельных субъектов. Внутрифедеральные договоры нелбходимы как средство четкого разделения прерогатив федерации и субъектов в сфере их совместного ведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.