Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добродетели в государстве




 

Наисовершеннейшее по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей мерой (благоразумием), 4) справедливостью.

Под «мудростью» Платон понимает не какое-либо техническое знание и умение, а высшее знание или способность дать добрый совет о государстве в целом – о способе направления его внутренних дел и о руководстве им в его внешних отношениях. «Мудрость» - доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а весьма немногим – правителям. Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, лишь подобными философам, но философами истинными, под которыми Платон понимал только тех, кто «любит созерцать истину».

Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство – «мужество». Оно, также как и «мудрость», свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что для того чтобы государство было, например, мудрым, вовсе не требуется, чтобы мудрыми были все его члены. Так же и с мужеством: для государства достаточно, чтобы существовала хотя бы некоторая часть граждан, обладающих способностью хранить в себе правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.

В отличие от «мудрости» и «мужества», третья доблесть совершенного государства, или «сдерживающая мера» есть доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего государства. Там, где она налицо, все граждане признают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее дурные порывы. «Сдерживающая мера» приводит к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства – «справедливость». Ее наличие в государстве подготовляется и обуславливается «сдерживающей мерой». Благодаря справедливости, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому «его природа наиболее способна». Не в хватании одновременно за многие занятия, а именно «делание своего», вероятно, и есть справедливость.

Государство для Платона – не единственная сфера проявления «справедливости». Государство – макромир, которому соответствует микромир в каждом отдельном человеке. Согласно Платону, в душе существуют требуют гармоничного сочетания три элемента или три начала: 1) разумное, 2) аффективное, 3) неразумное.

В государстве три разряда его граждан – правители, воины и работники производительного труда – составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса. Неравенство данных сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Но то же происходит в душе отдельного человека. Если каждая из трех составных частей души будет совершать свое дело под управлением, то гармония души не нарушится. При таком строе души разумное начало будет господствовать, аффективное – выполнять обязанности защиты, неразумное – повиноваться и укрощать свои дурные стремления. От дурных поступков и от несправедливости человека ограждает именно то, что в его душе каждая ее часть исполняет предназначенную ей функцию – как в деле господства, так и в деле подчинения.

Начертанный проект общества и государства Платон считает осуществимым только греков. Для народов, окружающих Элладу, он не применим в силу полной будто бы их неспособности к устройству общественного порядка, основанного на началах разума. Таков «варварский» мир в исконном смысле этого слова, обозначающем все негреческие народы независимо от степени их цивилизации и политического развития.

Платон «Законы»

К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.
Основные отличия второго государства (описанного в «Законах») от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем:


1. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.
2. Различия в системе органов государственного управления.
3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.

4. допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий[15].

Платон в «Законах» различал два вида государственного устройства аристократического управления:

1. над всеми стоят правители.

2. все подчиняются законам.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

В остальных вопросах первое и второе государства сходны.
Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего "стражи законов".
Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множество гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию - своеобразную проверку правомерности их претензий.
Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стажей закона, которым вручается судьба государства.
На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией.
Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.