Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема поведения в психологии (включая деятельность, социальную психологию и т.д.)





в этологии, в зоопсихологии, как проблема социального поведения, как проблема поведения стоит в деятельностном подходе.

ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин “П.” применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы).

Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений.

На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П.

Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. Необихевиоризм).

В советской психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях.

П. изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными, а в определенных аспектах и кибернетикой.

Факты поведения (Ю. Б. Гиппенрейтер): 1/ внешние проявления физиологических процессов. 2/ Движения и жесты. 3/ Действия – крупные акты поведения, имеющие определенный смысл. 4/ Поступки – крупные акты поведения, имеющие социальное звучание.

3 этапа развития бихевиоризма: классический бихевиоризм (1913 - начало20-х гг.), представители – Уотсон; необихевиоризм (с 30-х гг по 60-ые гг), представители – Толмен, Скиннер и оперантный бихевиоризм, Халл и гипотетико-дедуктивная теория, Миллер и субъективный бихевиоризм; неонеобихевиоризм или социальный бихевиоризм (60-ые гг), представители -- Бандура, Дж.Роттер.

1. классический бихевиоризм Дж. Уотсон “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913). Ю. Б. Гиппенрейтер: основания для смены предмета. 1/ Соображения здравого смысла. 2/ Запросы практики. 3/ Психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Дж. Уотсон (США): сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. То, что можно наблюдать извне, - поведение. Сознание принадлежит исследователю, у изучаемого объекта сознания быть не должно. Поведение - двигательная активность человека и животных. Опирается на учение И. Павлова о безусловных рефлексах. Новые, сформированные при жизни субъекта реакции - условные (обусловленные) реакции. В основе обуславливания - ассоциация. И. Павлов: классическое обусловливание - сочетание безусловных и условных (сначала нейтральных) реакций. Правила классического обусловливания: 1/ безусловный стимул должен быть достаточно интенсивным. Сочетание безусловного и условного стимулов должно быть достаточно частым. Наибольший эффект: безусловный стимул идет сразу же после условного. 2/ Механизмы обобщения и дифференциации. Сначала идет обобщение - субъект реагирует на любой сходный стимул. Затем - дифференциация (различение). 3/ Угасание и спонтанное восстановление. Если нет подкрепления - выработка реакции угасает. Может быть спонтанное восстановление через некоторое время. Стадии: выработка - угасание - спонтанное восстановление - повторное угасание. Пример с маленьким Альбертом. Предпосылки: философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической – работы Торндайка по исследованию психологии животных, работы Павлова и Бехтерева (условные секреторные и двигательные рефлексы), объективная психология. Классификация реакций: приобретенные-наследственные, внутренние (скрытые)-внешние (наружные).Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; Внутренние приобретенные – мышление; Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка. Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение). Наблюдения за новорожденными – число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него невелико и не может обеспечить приспособление Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Удержание навыков составляет память. Мышление – всем телом (всегда можно зафиксировать физиологические кореляты мышления: 1. Скрытая деятельность рук (мануальная система реакций); 2. Скрытые речевые реакции: 3. Висцеральные реакции (реакции внутренних органов) – нет чистой мысли которая бы облечена в скрытые физиологические – может быть физические – процессы. Преодоление упрощенной трактовки поведения за счет введения внутренних процессов, разворачивающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию.

Торндайк: кошка, пробы и ошибки. Главные особенности: а) готовность организма продолжать пробы и ошибки; б) постепенно избирание наипростейшего акта (обучаемость). Т.е. цель – выйти на свободу. Обучаемость – показывает познавательный аспект поведения – понятливость. Организм действует как целое (пластичность (выбор и замена средств), намеренность (готовность к продолжению действия для достижения цели, предполагает возможность широкого переключения с одной сенсорной системы на другую). Первичными причинами поведения являются стимулы из окружающей среды и исходные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Детерминанты поведения подразделяются на три класса: а) непосредственно находящиеся в нем объективно определяемые цели и познавательные процессы; б) цели и познавательные способности самого индивида; в) приспособительные акты, они заменяют актуальное открытое поведение (вследствие чего коррекция а)-детерминант и изменение поведения). Эксперименты: 1. Латентное обучение. 2. Викарные пробы и ошибки (нерешительное поведение перед выбором). Зрительное различение (дверки менялись местами). Чем лучше научение, тем больше викарных проб. Процесс понимания задачи – викарные пробы. Викарные пробы говорят об активном выборе и сравнении стимулов (а не пассивный ответ на стимул). 3. Поиск стимула. Клетка с током и табличкой. Выключение света. В последний раз не произошло изучение стимула. 4. Эксперименты с гипотезами. Систематические типы поведения. План выбора. 5. Опыты с пространственной ориентацией. Ориентация на направление к пище, а не заново исследование лабиринта. Проблема узких и широких карт: причины узких карт: 1) повреждения мозга, 20 неудачное расположение раздражителей, предъявляемых из внешней среды, 3) слишком большое повторение первоначально выученного пути, 4) наличие избыточной мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фрустрацию (регресс, фиксация, перемещение агрессии на другие группы). Когнитивная карта – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих из вне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулом и целями и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Основные положения классического бихевиоризма:

1. Психология - это объективная отрасль естественной науки, которая должна заниматься поведением; сознание - проблема для философии.

2. Задача психологии - предсказание поведения и контроль за ним. Поскольку поведение представлено формулой стимул (S) - реакция (R), то задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если стимул и реакция известны. Пример: нужно заставить человека чихнуть - мы распыляем толченый перец в воздухе. Не смотря на то, что в социальном поведении все сложнее, любая человеческая реакция может быть описана в этих терминах.

3. И поведение человека, и поведение животного ничем не отличаются. Изменение положения испытуемого - в интроспекции роль испытуемого более важна, чем роль экспериментатора; в бихевиоризме нет принципиальной разницы в поведении животного и человека, испытуемый - редуцированное существо и объект манипуляций экспериментатора.

Поведение - это реакции организма на какие-то стимулы; совокупность мышечных и железистых реакций. Поведение в рамках концепции Уотсона трактовалось очень широко (включая выделения желез в ответ на реакцию). Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: 1) являются ли они приобретенными или наследственными; 2) внутренними, неявными (эмоции, железы внутренней секреции, покраснения кожи и т.д.) или внешними, явными. Отсюда выделяются четыре типа реакций: внешние приобретенные (игра в теннис), внутренние приобретенные (мышление как свернутая речь), внешние наследственные (чихание), внутренние наследственные (железы внутренней секреции). Наследственные реакции – безусловные рефлексы, приобретенные – условные. Врожденные реакции по законам перестановок и сочетаний интегрируются и превращаются в условные. Он полагал, что число врожденных реакций невелико. Например, базовые эмоции -- страх, гнев (неудовольствие) и любовь (реакция удовольствия), все остальные он называет приобретенными (результат перенесения). Фактически поведение является результатом обучения. Бихевиористы отвергают существование врожденных форм поведения или наличия специальных способностей (художественных, музыкальных и т.д.). Поэтому навык и научение становится главной темой бихевиористов.

Теория научения в бихевиоризме. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Удержание навыков составляет память. Научение - установление связи между стимулом и реакцией, а период научения - закрепление этой связи. Важнейшим условием образования связи является одновременность в действии безусловного и условного стимулов(принцип обуславливания). Процесс: у нас есть некий стимул (безусловный - вид пищи), который вызывает реакцию – слюноотделение; вводится второй стимул - звук, который тоже вызывает реакцию; далее происходит совмещение стимулов во времени; в результате на второй стимул возникает первая реакция. Образование навыка у человека имеет ту же природу что и образование навыка у животного, у человека навыки лишь сложнее. Методы: наблюдение, эксперимент, метод тестирования (реакции на раздражители), словесные отчеты испытуемых; методы, основанные на записях; метод выработки безусловных реакций (эксперименты с Альбертом). Критика: бихевиоризм дал объективность, но утратил субъективность; механицизм в трактовке поведения человека (человек как реагирующее существо), игнорирование активной сознательной деятельности; натурализм в трактовке человека («человек – животное, отличающееся словесным поведением) в связи с чем управление человеком отождествляется с манипулированием; Выготский, Рубинштейн: игнорирование сознания, психики (нельзя положить в основу психологии отрицание психики).

2. НЕОБИХЕВИОРИЗМ. Введение промежуточных переменных в схему Стимул - Реакция.

Э.Толмен критиковал Уотсона за молекулярность подхода. По Толмену поведение - целостный акт, селективный, пластичный, который характеризуется направленностью на цель. Т.е. есть попытка включить в поведение психологическую составляющую. Цель существует как некий образ, которым человек руководствуется в своем поведении. Промежуточные переменные: 1) система потребностей, 2) система ценностных мотивов (постановка проблемы мотивации поведения), 3) бихевиоральное поле (конкретная ситуация, в которой осуществляется активность). Новое: постановка проблемы мотивации поведения; новая интерпретация поведения; признание промежуточных переменных; пересмотр основных законов научения (разработанных еще Торндайком) – 1) закон упражнения -- чем больше повторение, тем лучше результат (Толмен ввел понятие «когнитивной карты» упражнение нужно для формирования когнитивной структуры, когнитивной карты), 2) закон эффекта -- если поведение получает положительное подкрепление, оно закрепляется у животного (научение может происходить в отсутствии подкрепления -- латентное научение, когда подкреплением служит подтверждение правильности сформированной когнитивной карты).

Скинер же исследовал так называемое оперантное поведение, т.е. действия и движения (операнты), возникающие как бы спонтанно, среди которых, однако, некоторые подкрепляются естественно (полезным для организма результатом) или искусственно (дрессировщиком или экспериментатором) и поэтому закрепляются. Таким образом происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Программированное обучение по Скиннеру. Задача: получение правильных реакций и их закрепление путем подкрепления. Информация, подлежащая заучиванию, разбита на мельчайшие порции (называемые кадрами или фрагментами). Они настолько малы, что все учащиеся без особого труда, могут усвоить требуемое определение или идею. Для проверки – контроль.(совпадение ответов на вопросы с контролером – подкрепление, или слова одобрения на дисплее). Для закрепления подсказки, которые с каждым разом уменьшаются. Ограничения: 1. Простое заучивание формул; 2. Нет глубокого понимания, а задалбливание (обучение теряет свою специфику, как сознательный процесс, реактивность учащегося).

Халл выдвинул гипотетико-дедуктивную теорию поведения, введя в схему Уотсона "черный ящик" - процессы, протекающие в организме. Основной детерминантой поведения он считал потребность: она определяет силу и направление реакции организма. Стимул-организм-реакция. Организм – некоторые пртекающие внутри него процессы. Основная детерминанта поведения – потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи – смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность.

Миллер, Галантер, Прибрам. По аналогии с ЭВМ: инстанции связывающие стимул и реакцию – образ и план. Образ – все накопленные и организованные знания организма о себе и о мире в котором он существует. План – всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций. Поведение – серия движений. Человек сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операциональная фаза осуществляется правильно (идея обратной связи). Операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами проб.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ. В социальном бихевиоризме Бандуры подчеркивается, что агрессивное поведение складывается не как непосредственная реакция на какой-то стимул, оно может оказать влияние на человека. Нельзя жестко связывать поведение и подкрепление. Бандура говорил очень много о когнитивных процессах научения и раскладывал их по частям. Подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Идеи бихевиоризма продолжают развиваться особенно в форме поведенческой терапии и обучении. Это очень важное направление работы, оно поддерживает жизненность бихевиористских идей.

Теоретическая критика: игнорирование внутренней структуры человека; шла со стороны новых направлений - когнитивной и гуманистической психологии (когнитивная психология заострила внимание на важности познавательных структур в поведении; гуманистическая психология - на понятиях ценности и т.п.). Экспериментальная критика: направлена против преувеличения роли подкрепления в поведении (Бандура).

 

Эта статья дополнительно – не знаю, надо ли ее брать для данного вопроса.

Психология поведения (П.Жане)

П. п. – общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики vi развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была напра влена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях – "активность", "деятельность", "действие", "психическая энергия", "психическое напряжение", "психологические уровни", "психологический автоматизм", "психическая сила" и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой – вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личност. образований – персонажа, "Я", субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с обществом, с др. людьми. В противоположность термину "роль" выдвигается термин "персонаж", предполагающий преходящую стадию развития личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией "индивидуальности", которая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Личность – это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. следствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к образованию двух и более личност. систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом "потери чувства реальности", выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Баллона, на исследования в области психологии личн. и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

 

8. Проблема культуры в психологии. Культура и программы поведения (статья Ю.М. Лотмана)


статьи Лотмана, которые называются; культура и программы поведения. О семиотической теории культуры, разрабатывает идеи семиосферы и показывает разные подходы к культуре.

Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. “Cultura” отличается от “Natura”, как «искусственное» от «естественного». Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Культура — способ организации человеческой жизни в природе. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.

Асмолов стоит на позиции социального конструктивизма и утверждает, что природа человека исправима. Какие бы у вас ни были гены, они только предпосылки того или иного человеческого типа. Человека создает культура. Если фундаментом культуры станет толерантность, это не будет означать, что мы заставляем человека поступать так-то и так-то. Просто предлагаем ему особый путь развития. В культуре работает механизм самосбывающихся пророчеств: какой мы будем считать нашу страну, такой она и будет.

Лотман, Юрий Михайлович (1922-1993) - литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Книга Лотмана Ю.М. «Сочинения по проблеме культуры и программе поведения».

Лотман много размышлял о феномене культуры, и русской культуры в частности. Он выделяет как ее конструктивные особенности: сложность, изменчивость, непредсказуемость и одновременно устойчивость, наличие адаптационных возможностей, способности к самоорганизации. Противоречивость видится в этом контексте не как порок системы, а как условие ее существования. Принцип противоречий (когда-то исследованный им на материале «Евгения Онегина»), как и тезис о сложности мира, обращен автором в его популярных статьях на поведение человека, на проблему выбора, необходимости выработки самостоятельной жизненной позиции. Лотман постоянно указывает читателю и слушателю на необходимость меняться, не теряя при этом внутренней цельности, принимать вызов обстоятельств.

Задачу «создания личности, способной жить в новых, неожиданных для нее обстоятельствах», он приписывал не только школе, но и науке и культуре в целом. Мифологизацию истории, догматизм мышления, неспособность к открытому, непредвзятому восприятию действительности (что свойственно массовому сознанию) Лотман считал результатом невежества, невоспитанности и внутренней несвободы. В процессе познания он видел способ обретения свободы. Поэтому критическое мышление, присущее науке, как и игру, множественность точек зрения, присущие искусству, Ю. М. считал важным условием формирования творческой личности или же — в его понимании — человеческой личности, как таковой. Постоянное движение, отсутствие готовых решений, право на ошибку — вот, по Лотману, условия динамики — в жизни отдельного человека и в культуре в целом.

Лотман доказал, что произведения культуры задают программы поведения. Произведения культуры являются уникальными образцами толерантности. Тот же Толстой и его "Война и мир". Книги Юрия Олеши, Исаака Бабеля, многие произведения современных иностранных писателей, например, Хорхе Луиса Борхеса и Габриеля Гарсия Маркеса. Культура умеет высвечивать самые неприглядные явления, позволяет человеку смеяться и над ними, и над собой. Вот почему именно культура и образование должны стать фабрикой социальных норм. Пока наше государство и общество не осознают это, мы будем постоянно сталкиваться с проявлениями экстремизма.

Особый интерес Лотмана вызывало соотношение "литературы" и "жизни": он умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы (например, как бы предрешающая судьбу императора Павла I идея "Северного Гамлета").

Далее выдержки из статьи Лотмана «ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (Бытовое поведение как историко-психологическая категория)»: исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля - человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения. Однако и психологический аспект имеет несколько уровней. Несомненно, что некоторые черты поведения людей, их реакций на внешние ситуации свойственны человеку как таковому. Такой уровень интересует психолога, который если и обращается к историческому материалу, то лишь затем, чтобы найти в нем иллюстрации психологических законов как таковых.

Однако на основе этого общепсихологического пласта, и под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения.

Однако группового поведения как такового не существует в реальности. Подобно тому, как нормы языка реализуются и одновременно неизбежно нарушаются в тысячах индивидуальных говорений, групповое поведение складывается из выполнений и нарушений его в системе индивидуального поведения многочисленных членов коллектива. Но и "неправильное", нарушающее нормы данной общественной группы поведение отнюдь не случайно. Нарушения общепринятых норм поведения - чудачества, самые "безобразия" человека до- и послепетровский эпохи, дворянина и купца, крестьянина и монаха - резко различались (при том, что, конечно, имелись и общие для всех "национальные" разновидности нарушений нормы). Более того, норма и ее нарушения не противопоставлены как мертвые данности. Они постоянно переходят друг в друга. Возникают правила для нарушений правил и аномалии, необходимые для нормы.

Реальное поведение человека будет колебаться между этими полюсами. При этом различные типы культуры будут диктовать субъективную ориентированность на норму (высоко оценивается "правильное" поведение, жизнь "по обычаю", "как у людей", "по уставу" и пр.) или же ее нарушение (стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству, обесцениванию нормы амбивалентным соединением крайностей).

Поведение людей всегда многообразно. Этого не следует забывать. Красивые абстракции типа "романтическое поведение", "психологический тип русского молодого дворянина начала XIX в." и т.п. вcегда будут принадлежать к конструкциям очень высокой степени отвлеченности, - не говоря уже о том, что всякая нормализация психосоциальных стереотипов подразумевает наличие вариантов по возрасту ("детское", "юношеское" и пр.: "смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный"), полу и проч.

Психика каждого человека представляет собой столь сложную, многоуровневую структуру, со столь многообразными частными упорядоченностями, что возникновение двух одинаковых индивидов практически исключается.

Однако, учитывая богатство индивидуальных психологических вариантов и разнообразие возможных поведений, не следует забывать, что практически для общества существуют совсем не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение. Таким образом, общество, осмысляя поведение отдельной личности, упрощает и типизирует его в соответствии со своими социальными кодами. Одновременно личность как бы доорганизовывает себя, усваивая себе этот взгляд общества, и становится "типичнее" не только для наблюдателя, но и с позиции самого субъекта.

Таким образом, при анализе структуры поведения людей той или иной исторической эпохи нам придется, строя те или иные конструкции, постоянно иметь в виду их связь с многочисленными вариантами, сложное диалектическое переплетение закономерного и случайного, без чего механизмы общественной психологии не могут быть поняты.

Каждый человек в своем поведении реализует не одну какую-либо программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какую-либо одну стратегию из обширного набора возможностей. Каждый отдельный декабрист в своем реальном бытовом поведении отнюдь не всегда вел себя как декабрист - он мог действовать как дворянин, офицер (уже: гвардеец, гусар, штабной теоретик), аристократ, мужчина, русский, европеец, молодой человек и проч., и проч.

Однако в этом сложном наборе возможностей существовало некоторое специальное поведение, особый тип речей, действий и реакций, присущий именно члену тайного общества.

То, что исторические закономерности реализуют себя не прямо, а через посредство психологических механизмов человека, само по себе есть важнейший механизм истории, поскольку избавляет ее от фатальной предсказуемости процессов, без чего весь исторический процесс был бы полностью избыточен.

Лотман много писал о проблемах школы, образования, придавал огромное значение воспитанию, точнее, обучению как форме воспитания. Процесс обучения являлся для него «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни. Обучение-воспитание для Лотмана — это, в первую очередь, форма общения. Общение — это всегда диалог, взаимодействие («работа вместе» — как сказано в статье «Чему же учатся люди»), основанное на терпимости и любви. Педагог призван к тому, чтобы создать вокруг себя атмосферу культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.