Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема бессознательного в психологии (в деятельности, установке Узнадзе, психоанализе)




Шкуратов В.А. «Историческая психология» (к вопросу о проблеме культуры в психологии) – читать в библиотеке.

Социогенез (от лат. so(cietas) — общество и греч. genos — происхождение) — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи и др. С позиций идеализма С. изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления, закрепленных в различных формах его истории. Изучение С. в русле психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) также не позволило вскрыть его реальные механизмы, так как они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. С иных методологических позиций проводится изучение С. в марксистски ориентированной психологии, где С. трактуется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. (“палеопсихология” Б. Ф. Поршнева), закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии.


Гербарт, психология сознания Вундта, Фехнер, Пьер Жане,
Ортодоксальный психоанализ Фрейда
Индивидуальная психология Адлера
Коллективная психология Юнга

По книге Асмолова "По ту сторону сознания" (глава "Бессознательное, установка, деятельность").

Исходное положение концепции Узнадзе и теории деятельности: для того, чтобы изучить мир психических явлений, нужно выйти за их пределы и найти такую единицу анализа психического, которая сама бы к сфере психического не принадлежала.

Лишь анализ системной деятельности индивида может привести к раскрытию содержательной характеристики многоуровневых психических явлений, в т.ч. бессознательных.

Психика и БСЗ в частности – это возникшие в ходе приспособления к миру функциональные органы деятельности субъекта.

Одно из следствий не учитывания деятельности при рассмотрении БСЗ – это отрицательная характеристика БСЗ (БСЗ – это то, что не осознается). Но тогда непонятно, что детерминирует БСЗ. А без этого понять природу БСЗ невозможно.

Детерминанты, принадлежащие предметному миру, определяют содержание БСЗ. В этом случае БСЗ может определяться как совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета.

Специфические черты БСЗ:

· Нечувствительность к противоречиям. В БСЗ действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение и т.д., а не познается им через выявление логических противоречий.

· Вневременный характер БСЗ. В БСЗ прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяются в одном психическом акте.

Но принимая мысль об алогичности БСЗ, мы возвращаемся к отрицательной его характеристике. Важно понимать, что проявления БСЗ – не примитивнее и грубее, они другие, иные, чем те, которые присущи сознанию. У БСЗ иная логика, а не ее отсутствие.

В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно неделимое целое. Слитность субъекта и мира в неосознаваемом психическом отражении представляет собой сущностную характеристику всей сферы БСЗ.

Нечувствительность к противоречиям (см. выше) обусловлена как раз тем, что нет противопоставления психической реальности субъекта и окружающего мира.

Разные аспекты проявлений БСЗ разрабатывались при анализе следующих проблем:

1. передача опыта из поколения в поколение и функции этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена общности;

2. мотивационная детерминация поведения личности;

3. непроизвольная регуляция высших форм поведения и автоматизация различных видов деятельности;

4. поиск диапазона чувствительности органов чувств.

На основании этого выделяются 4 класса проявлений БСЗ:

1. надындивидуальные надсознательные явления.

Они же врожденные идеи (Декарт), архетипы (Юнг), коллективные представления (Дюркгейм, Леви-Брюль). Ноосфера Вернадского – результат коллективной бессознательной работы человечества.

Эти явления имеют социальное происхождение. В их основе – объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той/иной культуре в виде схем поведения, социальных норм и т.д. Надсознательные явления – это усвоенные субъектом как членом группы образцы типичного для группы поведения и познания, влияние которых на деятельность не осознается и не контролируется субъектом. Субъект и группа выступают как неразрывное целое.

2. неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки).

Это побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

Жане: подсознательное (некоторые отщепленные от сознания побуждения; изучались на материале отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого не известен человеку после выхода из гипноза).

Фрейд: БСЗ (нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись из него с помощью вытеснения. Это скрытые аффективные комплексы, проявляющиеся в символической форме).

Эффекты БСЗ в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другими человеком (просто осознать мало). Явления этого класса не могут быть преобразованы под влиянием односторонних вербальных воздействий. Изменение смысловых образований всегда опосредовано изменением деятельности (в т.ч. в ходе деятельности общения).

Эти явления производны от деятельности, ориентированы на предмет деятельности, независимы от сознания; их невозможно воплотить в значениях, они неформализуемы. Проявляются в виде отклонений от нормативного поведения (обмолвки, лишние движения).

3. неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы).

Возникают в процессе решения различных задач; детерминируют неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающиеся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

Они же преперцепция (Джеймс), предсознательное (Фрейд).

Вундт: это переход содержаний сознания из фокуса на периферию.

Клапаред: закон осознания (чем больше мы пользуемся действием, тем меньше мы его осознаем). Но если возникает препятствие в выполнении действия, возникает потребность в осознании.

Генетический аспект рассмотрения этих явлений (Выготский) – проблема развития произвольной регуляции высших форм поведения.

Функциональный аспект – проблема автоматизации деятельности.

В основе осознания – изменение места предметного содержания в структуре деятельности (по типу: было операцией, стало действием).

В ходе автоматизации происходит стирание грани между субъектом и объектом.

Приспособительные операции по способу регуляции непроизвольны, по уровню отражения – изначально неосознаваемы, по динамике протекания – ригидны, косны.

Установки на целевой признак (Узнадзе) лежат в основе сознательных операций (возникают вследствие автоматических действий, потенциально произвольно регулируемы, вторично неосознаваемы).

4. неосознаваемые резервы органов чувств.

Это воздействие на поведение таких раздражителей, о которых субъект не может дать отчета.

Оно же предвнимание (Найссер).

В основе – субсенсорные раздражители (вызывают регистрируемую реакцию и способны осознаваться при придании им сигнального значения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.