КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема бессознательного в психологии (в деятельности, установке Узнадзе, психоанализе)
Шкуратов В.А. «Историческая психология» (к вопросу о проблеме культуры в психологии) – читать в библиотеке. Социогенез (от лат. so(cietas) — общество и греч. genos — происхождение) — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи и др. С позиций идеализма С. изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления, закрепленных в различных формах его истории. Изучение С. в русле психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) также не позволило вскрыть его реальные механизмы, так как они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. С иных методологических позиций проводится изучение С. в марксистски ориентированной психологии, где С. трактуется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. (“палеопсихология” Б. Ф. Поршнева), закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии.
По книге Асмолова "По ту сторону сознания" (глава "Бессознательное, установка, деятельность"). Исходное положение концепции Узнадзе и теории деятельности: для того, чтобы изучить мир психических явлений, нужно выйти за их пределы и найти такую единицу анализа психического, которая сама бы к сфере психического не принадлежала. Лишь анализ системной деятельности индивида может привести к раскрытию содержательной характеристики многоуровневых психических явлений, в т.ч. бессознательных. Психика и БСЗ в частности – это возникшие в ходе приспособления к миру функциональные органы деятельности субъекта. Одно из следствий не учитывания деятельности при рассмотрении БСЗ – это отрицательная характеристика БСЗ (БСЗ – это то, что не осознается). Но тогда непонятно, что детерминирует БСЗ. А без этого понять природу БСЗ невозможно. Детерминанты, принадлежащие предметному миру, определяют содержание БСЗ. В этом случае БСЗ может определяться как совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета. Специфические черты БСЗ: · Нечувствительность к противоречиям. В БСЗ действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение и т.д., а не познается им через выявление логических противоречий. · Вневременный характер БСЗ. В БСЗ прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяются в одном психическом акте. Но принимая мысль об алогичности БСЗ, мы возвращаемся к отрицательной его характеристике. Важно понимать, что проявления БСЗ – не примитивнее и грубее, они другие, иные, чем те, которые присущи сознанию. У БСЗ иная логика, а не ее отсутствие. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно неделимое целое. Слитность субъекта и мира в неосознаваемом психическом отражении представляет собой сущностную характеристику всей сферы БСЗ. Нечувствительность к противоречиям (см. выше) обусловлена как раз тем, что нет противопоставления психической реальности субъекта и окружающего мира. Разные аспекты проявлений БСЗ разрабатывались при анализе следующих проблем: 1. передача опыта из поколения в поколение и функции этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена общности; 2. мотивационная детерминация поведения личности; 3. непроизвольная регуляция высших форм поведения и автоматизация различных видов деятельности; 4. поиск диапазона чувствительности органов чувств. На основании этого выделяются 4 класса проявлений БСЗ: 1. надындивидуальные надсознательные явления. Они же врожденные идеи (Декарт), архетипы (Юнг), коллективные представления (Дюркгейм, Леви-Брюль). Ноосфера Вернадского – результат коллективной бессознательной работы человечества. Эти явления имеют социальное происхождение. В их основе – объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той/иной культуре в виде схем поведения, социальных норм и т.д. Надсознательные явления – это усвоенные субъектом как членом группы образцы типичного для группы поведения и познания, влияние которых на деятельность не осознается и не контролируется субъектом. Субъект и группа выступают как неразрывное целое. 2. неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки). Это побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл. Жане: подсознательное (некоторые отщепленные от сознания побуждения; изучались на материале отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого не известен человеку после выхода из гипноза). Фрейд: БСЗ (нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись из него с помощью вытеснения. Это скрытые аффективные комплексы, проявляющиеся в символической форме). Эффекты БСЗ в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другими человеком (просто осознать мало). Явления этого класса не могут быть преобразованы под влиянием односторонних вербальных воздействий. Изменение смысловых образований всегда опосредовано изменением деятельности (в т.ч. в ходе деятельности общения). Эти явления производны от деятельности, ориентированы на предмет деятельности, независимы от сознания; их невозможно воплотить в значениях, они неформализуемы. Проявляются в виде отклонений от нормативного поведения (обмолвки, лишние движения). 3. неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы). Возникают в процессе решения различных задач; детерминируют неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающиеся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они же преперцепция (Джеймс), предсознательное (Фрейд). Вундт: это переход содержаний сознания из фокуса на периферию. Клапаред: закон осознания (чем больше мы пользуемся действием, тем меньше мы его осознаем). Но если возникает препятствие в выполнении действия, возникает потребность в осознании. Генетический аспект рассмотрения этих явлений (Выготский) – проблема развития произвольной регуляции высших форм поведения. Функциональный аспект – проблема автоматизации деятельности. В основе осознания – изменение места предметного содержания в структуре деятельности (по типу: было операцией, стало действием). В ходе автоматизации происходит стирание грани между субъектом и объектом. Приспособительные операции по способу регуляции непроизвольны, по уровню отражения – изначально неосознаваемы, по динамике протекания – ригидны, косны. Установки на целевой признак (Узнадзе) лежат в основе сознательных операций (возникают вследствие автоматических действий, потенциально произвольно регулируемы, вторично неосознаваемы). 4. неосознаваемые резервы органов чувств. Это воздействие на поведение таких раздражителей, о которых субъект не может дать отчета. Оно же предвнимание (Найссер). В основе – субсенсорные раздражители (вызывают регистрируемую реакцию и способны осознаваться при придании им сигнального значения).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |