Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения зрения




Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих.

Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляет собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствия, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребёнка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью, бытовые проблемы. У одних – неуверенность и пассивность, у других – повышенная возбудимость и агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорождённых протекает нормально. Преобладает абстрактное мышление.

Отличие ослепших от слепорождённых – чем позже ребёнок потерял зрение, тем больше у него объём зрительных представлений, который можно воссоздать за счёт словесных описаний.

В условиях специального обучения формируются адекватные приёмы и способы использования слухового, кожного, обонятельного анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

У слабовидящих остаточное зрение имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации. Поэтому должно тщательно оберегаться.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие (прикосновение, тепло, боль, текстура материала) помогают определить форму, размеры и пр. – «видят руками». Важную роль играет слуховое восприятие и речь: источник и местонахождение предмета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.