Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления воспитательной деятельности в школе




Вопрос № 8. Процессы воспитания, самовоспитания, перевоспитания

Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Виды: умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Принципы:

1. первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;

2. второй принцип воспитания - принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

3. третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности.

Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Закономерности воспитания:

1.воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;

2. содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

3. соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

4.только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

5. организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ведущая цель воспитания и обучения: всестороннее и гармоническое развитие личности, иерархия целей: общая и индивидуальная цель, цель воспитательного учреждения, учебного предмета, темы, отдельного занятия. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Современная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Проблема цели воспитания в педагогике. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия. Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Цель воспитания - усвоение системы ценностей, воспитание гражданина, гуманиста, воспитание как социальная адаптация, воспитание для саморазвития.

Направления воспитания:

Развитие личности, ее задатков и способностей, самовоспитание, успешную социальную адаптацию определяют соответствующие направления воспитания: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое, экологическое, экономическое, правовое и др.

1.Содержание физического воспитания:

♦ совершенствование организма человека (известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, про­фессиональной деятельности, счастье всей жизни человека); совершенствование организма предполагает развитие двига­тельной и костно-мьшечной систем, нервной системы, муску­латуры для сохранения и укрепления здоровья человека;

♦ просвещение учащихся в вопросах физической куль­туры и личной гигиены;

♦ формирование механизма физического самовоспита­ния, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;

♦ разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

♦ развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего само­чувствия;

♦ индивидуальная работа с физически одаренными ре­бятами с учетом их интересов и склонностей.

2. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

♦ развитие интеллекта посредством развития всех по­знавательных функций человека — психических процес­сов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображе­ния, речи;

♦ просвещение учащихся в области наук, деятельнос­ти, общения;

♦ формирование механизма самоорганизации умствен­ной деятельности;

♦ развитие индивидуальных интеллектуальных спо­собностей и познавательных возможностей учащихся;

♦ развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;

♦ формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение.

3. Содержание нравственного воспитания:

♦ моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

♦ этическое воспитание — формирование правил хо­рошего тона, культуры поведения и отношений;

♦ патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою родину, формирование го­товности прийти на защиту Родины и своего народа;

♦ национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства национального достоинства и ува­жения к другим нациям и народам;

♦ политическое воспитание — формирование полити­ческого сознания;

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

♦ формирование духовных начал человека, его стремле­ния к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

♦ нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность пра­вил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, к другим людям, к обществу, критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);

♦ развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;

♦ воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;

♦ формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека. Убеждения — это глубокая вера че­ловека в идеи, взгляды, отношения, требующая реализации в поведении и поступках человека.

4. Содержание трудового и профессионального воспита­ния:

♦ формирование потребности в труде, воспитание чело­века-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

♦ формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отно­шения к труду;

♦ профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

♦ развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

♦ профессиональная ориентация — подготовка моло­дежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;

♦ профессиональное образование на основе професси­онально-производственного труда учащихся;

♦ профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди­ческую силу в области трудовых и производственных от­ношений.

5. Содержание эстетического воспитания:

♦ развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

♦ развитие эстетических чувств и эмоций, развитие во­ображения;

♦ эстетическое просвещение учащихся в области ис­кусства, культуры, объектов природы;

♦ индивидуальное эстетическое воспитание, направлен­ное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

♦ формирование механизма эстетического самообразо­вания;

♦ формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

6. Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономи­ческой деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

7. Экологическое воспитание – представляет собой целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.

Перевоспитание - система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Конечная цель - исправление личности.

Функции:

а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления внутренних предпосылок трудновоспитуемости;

б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;

в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок, допущенных в формировании личности;

г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в себе и окружающей действительности.

Методы:

Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.

Вопрос № 9. Учитель как личность и профессионал. Профессиограмма учителя. Педагогическое мастерство.

Функции учителя:

1. Проектировоч­ная - функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств.

2. Организационная – деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Учитель — главный источник информации для обучаемых.

3. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объеди­няемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет раз­виваться процесс и в нем будут происходить намеченные изме­нения.

4. Аналитическая - анализ завершенного дела: какова эффектив­ность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли про­блемы, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

Какими способностями должен обладать учитель?

Первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от об­щения с ними.

Выделены главные группы способностей:

1) организаторские — умение учителя сплотить учащихся, за­нять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;

2) дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убеди­тельно и последовательно изложить учебный материал,

стимули­ровать развитие познавательных интересов и духовных потребно­стей, повышать

учебно-познавательную активность и т. п.;

3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых,

объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики;

4) коммуникативные способности проявляются в умении учи­теля устанавливать педагогически целесообразные отношения сучащимися, их родителями, коллегами, руководителями учеб­ного заведения;

5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;

6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и про­цессы; научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

Мы наследуем задатки. Задатки → способности → мастерство → талант

Задатки - наследственные свойства центральной нервной системы человека. Могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Даже самые прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности, динамика овладения знаниями, умениями, навыками. Способности развиваются в процессе деятельности человека. Способности - индивидуальные качества личности, обеспечивающие успех в деятельности.

Мастерство - высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога.

Талант - высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.

Проблема способностей в педагогической деятельности.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

• педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся;

• наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся;

• любовь к детям;

• потребность в передаче знаний.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания - является самообразование, под которым мы понимаем целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Профессиограмма личности учителя (исследования Климова Е.А. и др.) - совокупность профессионально значимых свойств и качеств личности, профессиональную направленность и подготовку, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, которая включает в себя:

1. свойства и характеристики, определяющие профессионально- педагогическую и познавательную направленность личности,

2. требования к его психолого-педагогической подготовке,

3. объем и состав специальной подготовки,

4. содержание методической подготовки по специальности.

Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а единое целостное образование, основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее профессионально-педагогическую и познавательную направленность в совокупности с профессионально значимыми качествами личности.

Направленность личности учителя включает ценностные ориентации, мотивы, цели, идеалы. Включает в себя систему базовых отношений личности к миру, к самой себе. Профессиональная направленность личности включает соответственно ценностное отношение личности к данной профессиональной деятельности. Предполагает высокую активность в профессиональной сфере деятельности.

Профессиональная пригодность учителя отражает возможности и стремления достичь высоких результатов в педагогической деятельности, соответствие ее исполнения должностным обязанностям.

 

Важными профессиональными качествами педагога мы долж­ны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинирован­ность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Учитель — это всегда активная, творческая личность Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Кроме того, учитель должен быть изобретательным, сообразительным настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Педагогическое Мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог, мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знаю­щий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими от­раслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пони­манием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим отличности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод.

Существует мнение, что подлинным мастером-учителем мо­жет стать лишь талантливый человек с определенным наслед­ственным предрасположением. Учителем надо родиться.

Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать приви­легией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей.

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых не­благоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитан­ности, развития и знаний учащихся.

Мастер — это учитель, в совершенстве владеющий современ­ными методами преподавания.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на Уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения про­граммного материала именно на уроке.

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоя­тельность, пытливость. Также учитель должен уметь эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, форми­ровать у школьника высокую нравственность, чувство патрио­тизма, трудолюбие, самостоятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.