Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 10. Роль игры в учебном процессе и развитии личности




Игра — это деятельность, выполняемая ради самой дея­тельности иради забавы. В формировании и развитии лично­сти игра имеет важное значение. Я.А. Коменский рассматри­вал игру как отдых от дел серьезных, деятельность, которую можно использовать в целях обучения и воспитания. К. Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: в действительной жизни ребенок не более как существо, не имеющее никакой самостоятельности; в игре же он — уже зреющий человек, пробующий свои силы и самостоятельно рас­поряжающийся своими же созданиями.

П. Ф. Каптерев все многообразие детских игр разделял на игры-забавы (мускульные/ осязательные, слуховые, зри­тельные забавы младенцев); игры-развлечения (для развития памяти, для развития мысли, для возбуждения чувств у детей старше года); подражательные игры (воспроизведение физи­ческих действий и отношений между людьми); творческие и общественные игры (ролевые и сюжетно-ролевые). Специально он рассматривал игры познавательные и с преобладающим художественным элементом.

Ж. Пиаже рассматривал сенсомоторные, символические игры и игры с правилами. В современной литературе игра часто определяется как свободная деятельность в воображае­мой ситуации, способствующая усвоению социального опыта. Такая игра подразумевает, как правило, использование пред­метов-заместителей, игрушек, что проявляет ее двуплановость: с одной стороны, игра — отражение реальных отношений, а с другой стороны — имеет символический, условный характер. Среди многочисленных классификаций детских игр можно вы­делить описанную Р. Коэй и Г. Мэйес: предметно-манипулятивные игры, имитационные, строительно-конструктивные, ре­жиссерские. Все они могут быть использованы в воспитатель­ных целях, организовываться с одним ребенком и с группой, с использованием предметов-игрушек и без них.

Учитывая важность организации игровой деятельности в процессе обучения, выделена специальная группа дидакти­ческих игр. В дидактических целях могут быть использованы (и используются) игры любой из названных групп — от игр-развлечений до режиссерских. Дидактическими они становятся в случае сознательной постановки воспитателем (учителем) определенной учебной цели в качестве результата игровой деятельности. Эта цель неизвестна ученикам, но вполне кон­кретна для учителя: закрепить полученные, знания, вырабо­тать умения их применять и др. В одном случае дидактический материал составляет основу содержания игровых действий (например, дети состязаются в скорости счета, в выборе пра­вильных слов и т. п.), в другом — в игровой сюжет вводятся дидактические элементы (например, в ролевой игре-драмати­зации детям приходится вспоминать и применять некоторые знания по географии, биологии идр.). В начальных классах и сама постановка учебной задачи может осуществляться с использованием игровых элементов (от имени сказочных персонажей, например).

М. В. Кларин описывает распространенные в зарубежной учебной практике различные виды игр: игры-драматизации, игры-моделирования в гипотетических условиях, сочетание иг­ры с направленной дискуссией, игры-упражнения, -иллюстра­ции, с усиленным ролевым компонентом, а также игры, обес­печивающие комплексный анализ естественно-научных и тех­нических проблем, игры-дискуссии типа «форум», «дебаты», «заседание экспертной группы» и др.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1) ориентация (учитель представляет тему, дает характери­стику игры, общин обзор ее хода и правил);

2) подготовка к проведению игры (ознакомление со сценарием, распределе­ние ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение управ­ления игрой);

3) проведение игры (учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действии, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты);

4) обсужде­ние игры (дается характеристика выполненных действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны, трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее пра­вил).

В последние десятилетия в школьную практику внедря­ются компьютерные игры: разработаны специальные игровые программы по различным учебным предметам — биологии, химии, истории и др. Учитель, хорошо освоивший технику работы с компьютером, может сам составлять программы с игровыми элементами или игровые программы с дидакти­ческим содержанием.

Во внеурочное время классные руководители организуют игры специальной воспитательной направленности с целью освоения норм и правил поведения, формирования определен­ного отношения к нравственным, эстетическим ценностям, ориентации в мире профессий, укрепления здоровья и др.

Требования к игре:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывать игру, а вовлекать в нее детей.

2. Понимание участниками смысла, содержания, правилигры, идеи каждой роли (в соответствии с возрастом).

3. Совпадение смысла игровых действий со смыслом ре­ального поведения.

4. Организация и осуществление игры на основе принятых в обществе норм нравственности.

5. Обеспечение положительного воздействия на эмоцио­нально-волевую, интеллектуальную, рационалы-ю-деятельностную сферы играющих.

6. Недопустимость унижения достоинства участников, в том числе и проигравших.

7. Игру нужно направлять и организовывать, при необхо­димости сдерживать, но не подавлять.

8. Необходимо побуждать детей (определенного возраста) к анализу проведенной игры, уделяя внимание сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира.

9. Игры не должны быть откровенно воспитательными и излишне дидактическими, в их содержании не должно быть слишком много информации.

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни,в игры-сорняки.

Недостатки:

—- слабое знание воспитателями теории и методики игры, ее природы и возможностей;

— слишком активное вмешательство взрослых в игры де­тей, подавляющее их инициативу;

— стремление взрослых использовать в игре реалистичныеигрушки;

— сокращение числа общественных (групповых) игр, в ко­торых развиваются социальные чувства и навыки детей;

— в организованных дидактических и воспитательных иг­рах сложные роли (и вообще роли активных участников) от­водятся «сильным» учащимся, слабые же выступают в роли пассивных зрителей, наблюдателей;

— сокращается общее количество времени на детские иг­ры вследствие постоянного усложнения задач интеллектуаль­ного развития, формально сводимого к усвоению детьми все большего объема знаний и др.

Положительно оценивая роль игры в обучении и воспита­нии, следует помнить замечание К. Д. Ушинского о месте игры в системе всех средств воспитания: «Если бы педагогике удалось.., превратить все первоначальное учение в занима­тельную для дитяти игру, то это было бы большим несчастьем для воспитания»

 

Вопрос № 11. Управление системой образования в РФ. Система управления образовательными учреждениями

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализи подведение итогов на основе достоверной информации.

Социальной системой является система образования, функционирующая в масштабах страны, края, области, города или района(объекты управления).

Субъекты управления: Министерство образования РФ, управление образованием края, области, города, районные отделы образования.

Основная идея управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблемобразования - предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Педагогический менеджмент – а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышения эффективности их функционирования и развития; б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: 1-ый уровень – управление деятельностью педагогического коллектива; 2-ой уровень – управление деятельностью учащихся.

Принципы управления пед. системами:

1. демократизация и гуманизация: развитие инициативы всех участников образовательного процесса, привлечение их к открытому обсуждению и принятию решений (пр., родительский комитет в делах школы), гластность в управлении (пр., регулярные отчеты администрации)

2. системность и целостность в управлении: последовательность, логичность и гармоничность упр. деятельности, следовательно, и ее эффективность

3. рациональное сочетание централизации и децентрализации управления пед. учреждениями (для современного этапа более характерен процесс децентрализации)

4. взаимосвязь единоначалия и коллегиальности: личная ответственность каждого члена коллектива за исполнение принятого коллегиальным путем решения. Единоначалие обеспечивает дисциплину и порядок. Вся деятельность руководителя должна строиться не только на формальном административном авторитете, но и на высоком профессионализме, знаниях и опыте

5. научная обоснованность управления: построение системы управления на новейших достижениях науки, учете закономерностей, объективных тенденций развития общества и пед. систем.

Одна из отличительных черт современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Осн. идея гос-общ управления состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, родителям и учащимся больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Гос. характер системы образования означает, что в стране проводится единая гос. политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 г. в соответствии с законом сфера образования провозглашается приоритетной, т. е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования.

Для последовательного проведения гос. политики в сфере образования в стране создаются соответствующие гос. органы управлением образования: федеральные (Министерство образования РФ), ведомственные, республиканские, краевые, областные, городские, районные. Эти органы в границах своей компетенции решают следующие вопросы: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка гос. стандартов и эквивалентности документов об образовании; гос. аккредитации образовательных учреждений; аттестация пед. кадров; определение перечня специальностей. по которым ведется обучение; финансирование гос. учреждений прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства в сфере образования.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами гос. власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – совета школы.

Институт образования тесно взаимосвязан с другими социальными институтами: семьи, религии, культуры, экономики. Все изменения, происходящие в той ил и иной сфере общественной жизни, находят свое отражение в изменениях в сфере образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.