КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 6. Дидактика как составная часть педагогики. Принципы обучения
Обучение как часть целостного педагогического процесса и его характеристика. Обучение – процесс активного целенаправленно взаимодействия между обучающими и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются определенные ЗУН, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность – свойство педагогического процесса (единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса). Целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильно соотнесения ЗУН, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении ЗУН в единую систему представления о мире и способах его изменения. Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности. Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями. Элементы обучения: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации педагога и учащегося, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другой видами деятельности и поведения учащегося. Сущность двухстороннего процесса учения – преподавания. Двухсторонний характер процесса обучения – преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность ученика, представляющих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Движущей силой процесса обучения является противоречие. Центральным противоречием является противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Это центральное противоречие проявляется в более частных: между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений. Противоречие становится движущей силой процесса обучения, если оно имеет смысл для учащихся, а разрешение противоречия ими осознается как необходимость. Отсюда стремление школьников к познанию нового, что ведет к успешному обучению и умственному развитию учащихся. Основной закон педагогического процесса – обязательное присвоение подрастающим поколениям социального опыта старших поколений. Закономерности обучения – это объективные, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо от действий и условий процесса, большая часть проявляется как тенденция. Многие обнаруживаются опытным путем. Выделяют внешние закономерности и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровни культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Закономерности: 1. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. 2. Есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. 3. Связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. 4. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в рее пройденный и в новый материал. 5. Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств. Задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. Принципы обучения, обоснование основных принципов дидактики Я.А. Коменским. Принципы обучения – это указание по использованию на практике законов и закономерностей, а правила – технология реализации принципов. Я.А. Коменский попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности обучения. Идея природосообразности –принцип соответствия природе. Природа едина, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественным путем. Согласно Коменскому, там, где отсутствует сознательность, и обучение ведется посредством бессмысленного заучивания, процесс обучения неизбежно будет механическим и пассивным. В процессе обучения сознательность и активность выступают в единстве. Главное условие успешного обучения – постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. Каменский считал основным свойством сознательного знания не только его понимание, но и использование на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский сформулировал ряд конкретных указаний, в которых распределил занятия по годам, месяцам, дням, часам с учетом возрастных особенностей учащихся. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока его не уяснят все учащиеся. Важную роль Коменский отводил упражнениям, которые имеют большое значение для прочного усвоения знаний. Таким образом, Я.А. Коменский выделил следующие дидактические принципы обучения: сознательность и активность, наглядность, последовательность и систематичность, упражнение и прочное усвоение знаний. Принципы обучения, сформулированные Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами. Характеристика основных принципов обучения. Современные принципы. 1. Принцип научности содержания и методов учебного процесса предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук. Воплощается в учебных программах и учебниках. 2. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок. 3. Принцип наглядности. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. 4. Принцип сознательности и активности учащихся. Учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их. Активность и сознательность процессе обучения можно добиться, если: опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения; включать учеников в решение проблемных ситуаций; использовать такие методы обучения, как дидактически игры, дискуссии; стимулировать коллективные формы работы. 5. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Правила этого принципа: прочное усвоение происходит, если ученик проявляет познавательную активность; надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия; структурировать материал, выделить главное; прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. 6. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Реализация этого принципа – через активное подключение учащихся к полезной деятельности в школе и за ее пределами, к использованию окружающей действительности и как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение школьников в различные виды деятельности. 7. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. (Каждый урок – это логическое продолжение предыдущего). 8. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также условий, при которых происходит формирование их личности. Данный принцип требует, чтобы содержание, формы, методы организации деятельности изменялись на разных возрастных этапах должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты, переживания, половозрастные особенности воспитанников. От правильной организации учебно-воспитательной работы зависит ее эффективность. Современные принципы обучения: направленность на всесторонне развитие; обеспечение позитивного эмоционального фона в обучении, положительной, познавательной мотивации. Положительный эмоциональный фон педагогического процесса является итоговым принципом. Соблюдение всех принципов должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, т.е. такую его организацию, когда всем участникам процесса интересно заниматься совместной деятельностью, учебной, или внеурочной. Участники взаимодействия открыты друг другу. Должны быть красиво оформлены комнаты и классы. Образовательное учреждение должно быть многофункционально для всесторонней жизнедеятельности учеников.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |