Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. Воспитание, образование, обучение, социализация как основные категории педагогики и социологии




Ведущая категория педагогики – образование – и процесс, и результат освоения личностью определенных обществом уровней культурного наследия и связанного с ними уровня индивидуального развития. Пед процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное, организационно оформленное взаимодействие пед деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли взрослых. Объект пед процесса – ученик. Субъект – учитель. Воспитание – процесс специально организованного, целенаправленного формирования личности и усвоения ею соц опыта и норм поведения. Главная задача воспитания – формирование у личности общественно значимых ценностей. Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на овладение учащимися системы ЗУН. Социализация – процессы усвоения человеком соц норм и ценностей и освоения соц ролей.

Ведущая цель воспитания и обучения – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Соц заказ определяет деятельность учителя. Учитель отбирает содержание, формы, методы, средства, которые организуют деятельность ученика. В процессе этой деятельности мы получаем соответствующие результаты. Общая цель реализуется через систему целей. Иерархия целей: 1)магистральное направление воспитания;2)реальная цель, достижимая на данном конкретном этапе развития общества, направленная на развитие заложенных способностей, задатков, развитие индивидуальности и общечеловеческих ценностей (любовь, доброта, мир, семья);3)конкретная цель выражается в воспитании определенных свойств и качеств личности;4)возрастная цель обусловлена особенностями возрастного развития;5)цель воспитательного учреждения определяет его направленность;6)конкретно-методические цели – цели изучения учебного предмета;7)воспитательная цель определенного урока, дела;8)личная цель воспитанника в процессе воспитания и обучения.

Л.С. Выготский сформулировал положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития и уровень, определяющий зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Зона актуального развития – то, что знает и умеет; зона ближайшего развития – сделает при помощи из вне.

Знания нужно давать на 2-й зоне, происходит расширение зоны ближайшего развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».

 

 

Под руководством Л.В. Занкова 50-е годы была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.

В отличие от традиционных дидактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает формирование знаний.

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности (содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие).

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения (требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции).

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых (требует от учителя вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необходимо обеспечить всем, особенно слабым, продвижение в общем развитии).

Проблема развивающего обучения разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Развивающее обучение родилось из теории, а не из эксперимента или анализа практического опыта обучения, т. е. сначала была теория об обучении, идущем впереди развития, а потом уже само развивающее обучение стало фактом практики.

В.В. Давыдов акцентировал внимание на разной роли акцентировал внимание на разной роли чувственного и рационального познания, а в последнем различал эмпирическое и теоретическое мышление.

Чувственное познание – это воспроизведение свойств и отношений предметов в виде их наглядных образов как компонентов практической деятельности с ними. В эмпирическом мышлении происходит обозначение чувственно данных свойств объектов и их связей, абстрагирование этих свойств, установление явных внешних связей объектов и их внешних изменений при взаимодействии. В теоретическом мышлении осуществляется установление неявных скрытых связей, причин сущностей объектов, роли и функции отношения вещей внутри системы.

Целью учения является развитие познавательных способностей. Содержанием обучения является какое-либо теоретическое понятие. Изучение темы начинается с решения мыслительных задач, а не как обычно – с частных примеров. Занятия в основном проходят в виде дискуссии.

Имеются три центра: ценаправленная учебная деятельность, включающая учебно-познавательные мотивы, цель в виде учебной задачи, учебные действия; теоретические мышление; учебная рефлексия.

Поэтому за эталон развития при данном типе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова принимают показатели, характеризующие теоретическое мышление: рефлексивность (способность субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности); целеполагание; планирование; умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания.

Проблема цели воспитания в педагогике: В цели воспитания всегда отражаются идеалы общества. Человек всегда стремится к счастью, свободе, это отражается в цели. Античность: цель – всесторонне развитый человек (здоровый и умный). В Средние века воспитание отошло от идеи всесторонне развитой личности, так как считалось, что человек должен быть послушником церкви и счастлив тот, кто после смерти попадает в рай. Эпоха Возрождения возродила древнегреческий идеал, что человек – вершина всего живого. Этому способствовало и развитие наук. Идея воспитания всесторонне развитой личности актуальна до сих пор. Педагогика выделяет 5 направлений в ходе всестороннего развития личности: физвоспитание, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. Цель воспитания разбивается на задачи. С социально-психологической точки зрения выделяется 3 задачи: оснастить ребенка широкими знаниями о мире, умениями взаимодействовать с миром и сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру. С точки зрения индивидуального становления личности ребенка задачи: формирование способности жить по социально-культурным нормам, выполнять роль человека, вступать в соц отношения, формирование образа достойной жизни, формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни. С точки зрения функций современного человека задачи: готовить к труду жизни, к семейной жизни, к свободному досугу, к творческому самовыражению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.