Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1. Педагогика как наука и искусство, ее объект, предмет, основные понятия, структура, методология




Смотрите наши материалы прошлых лет

в свободном доступе на сайте www.bsmu-all.narod.ru

Объект педагогики: человек. Предмет: целостный педагогический процесс.

Методология – совокупность научных принципов и способов исследования.

Методол. уровни:1)общий – философский;2)общенаучный – использует методы исследования, присущие многим наукам (системный, деятельностный подход);3)конкретно-научный. Для педагогики подходы:а)личностный – гл. цель: развитие личности, отношение к ней как к субъекту; б)полисубъектный рассматривает все пед. процессы во всех взаимосвязях и учитывает огромное значение межличностного общения в формировании личности. Особое место -этнологический подход. в)антропологический – педагогика должна опираться на знания всех наук о человеке, обществе и среде 4)конкретные методы исследования:а)теоретические: *интеллектуальные: анализ, синтез, обобщение; *работа с литературой: реферирование, аннотирование, конспектирование;б)математические: определение средних величин, шкалирование, ранжирование, статистическая обработка; в)эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ деятельности и продуктов деятельности.

Зарождение пед мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов, когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство берет на себя обучение имущих слоев. Образование – необходимое свойство достойного гражданина полиса. Школы небольшие:20-50 учеников с 1 учителем. Дети сидели вокруг учителя, занятия шли весь день с большим перерывом на обед, знания усваивались на слух, соц статус учителя был низким. Спарта:цель воспитания – подготовить членов военной общины. 3 этапа:7-15 лет, 15-20, 20-30. Обучение грамоте минимально. Насыщенная физподготовка. Афины:идеал воспитания – совокупность добродетелей (всестороннее развитие личности). Стремиться к идеалу мог только свободный и имущий гражданин. Принцип соревнования. Все мальчики получали домашнее образование до 7 лет. Начальное образование давали частные платные школы: мусические (7-16 лет, литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний); гимнастические (12-16 лет, развитие культуры тела). Следующая ступень – гимнасии (16-18 лет, спорт и умственные способности), затем эфебия (18-20, учили военному делу). Девушки до замужества получали домашнее воспитание. Женщина не могла претендовать на обладание совокупностью добродетелей.

Средневековье: цель воспитания – спасение души. К 7в. школы античного типа исчезли. С 5 по 15вв. церковные школы были преобладающим учебным заведением Европы. С 5 по 7вв. повсеместно царила неграмотность и невежество, даже в высших кругах. При Карле Великом была дворцовая школа (академия) – давала элементарное образование, вела кочевой образ жизни, переезжая вместе с королевским двором. Ученики – дети императора Карла, его приближенных и высших лиц церкви. После смерти Карла перестала существовать. 2 типа церковных школ: епископальные и монастырские. Физвоспитание – в полном упадке. Жестокие наказания. Элементарное образование. Были церковные школы повышенного образования (единицы). Программа 7 свободных искусств:грамматика (с элементами литературы), диалектика (философия), риторика (включая историю), география (с элементами геометрии), астрономия (с элементами физики), музыка, арифметика. Универсальный метод обучения – заучивание и воспроизведение образцов. Детям из низших слоев доступ к образованию был закрыт. 12-15вв. появляются городские школы и университеты. Сначала они находятся под контролем церкви, она урезала программу, утверждала кандидатуры учителей. Программа городских школ- более прикладная:латынь, арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. В конце 11 – начале 12в. Отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые становятся первыми университетами (Сорбонна, Оксфорд). Наднациональный, демократический характер, обучение платное. Университеты – альтернатива схоластике, вырождавшейся в «науку пустых слов».

Возрождение: принцип гуманистической педагогики. 3 типа учебных заведений:элементарного образования, повышенного общего, высшего. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества.

Ян Амос Коменский (1592-1670) основал основные принципы организации системы образования: школа должна быть всеобщей, равной (для мальчиков и девочек), единой. Разработал классно-урочную систему, принципы и правила дидактики: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, доступности, прочности, связанности обучения с жизнью.

К.Д. Ушинский (1824-1870). Принцип народности – объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания. В русской школе – приоритет родного языка как предмета. Овладение пед наукой – мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца. Процесс обучения – передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками. 2 стадии:1)доведение знания до определенной системы: последовательное восприятие предметов и явлений, сравнение и сопоставление, выработка предварительных понятий, приведение понятий в систему;2)обобщение и закрепление приобретенных знаний и умений. Процесс обучения строится на дидактических принципах:сознательность и активность, наглядность, последовательность, доступность, прочность.

Структура педагогики:1) общая педагогика изучает основные принципы и закономерности развития образования; 2) возрастная изучает особенности обучения и воспитания на разных этапах возрастного развития: а)дошкольная; б)педагогика школы; в)андрогогика; г)герондогогика; 3) специальная (коррекционная) занимается изучением особенностей обучения и воспитания детей с недостатками развития: а)сурдопедагогика (с нарушениями слуха); б)тифлопедагогика (зрения); в)олигофренопедагогика (умственного развития);г)логопедия (речи);4) история и философия пед мысли:а)сравнительная педагогика школы изучает особенности развития образования и воспитания в различных странах и государствах в разные историч периоды;б)изучение пед наследия;5) частные методики преподавания изучают особенности преподавания различных дисциплин;6) исправительно-трудовая занимается вопросом воспитания и обучения детей с отклоняющимся поведением; 7) этнопедагогика занимается учетом национальных традиций в воспитании и обучении;8) семейная педагогика изучает особенности семейного воспитания;9)соц педагогика изучает воспитательное воздействие, которое оказывает окружающая среда.

Педагогика связана с 1)психологией: психология изучает законы развития психики человека. Пед-ка разрабатывает законы управления развитием личности. А воспитание – целенаправленное изменение психики. Результаты пед деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых (память);2)физиологией – раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Это необходимо учитывать при воспитании и обучении; 3)социологией. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать пед явления в ракурсе другой науки;4)философией – в ней педагогика находит опорные методологические положения;5)медицинскими науками. Ставится задача разработать специальную систему обучения и воспитания больных школьников.

Ушинский считал, что выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, "истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета”. Задачу педагогики Ушинский видел в "изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы "открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты”.

Задачи педагогики:1)вскрытие закономерностей в областях образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;2)изучение и обобщение практики, опыта пед деятельности;3)разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;4)прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;5)внедрение результатов исследований в практику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.