Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями научного знания




Педагогика, будучи частью изначально единой науки, развивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными дисциплинами. Педагогика связана с 1) психологией: психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. А воспитание – целенаправленное изменение психики. Результаты пед деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых (память);2) физиологией – раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Это необходимо учитывать при воспитании и обучении; 3) социологией. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать пед явления в ракурсе другой науки;4) философией – в ней педагогика находит опорные методологические положения. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию пед явлений и процессов, поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Философия помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления;5)медицинскими науками. Ставится задача разработать специальную систему обучения и воспитания больных школьников. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития помогают педагогам постичь свой предмет во всех его связях. Педагогика связана с точными и техническими науками: на их стыке возникли кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке – на острие интеграционных преобразований.

Для развития любой науки очень важно получение достоверной информации, которая дает возможность устанавливать причинно-следственные связи и закономерности изучаемых явлений. Такую информацию можно получить, используя соответствующие научные методы исследования. Метод – путь и способ получения достоверной информации. Методология – совокупность научных принципов и способов исследования. Методол. уровни: 1) общий – философский; 2) общенаучный – использует методы исследования, присущие многим наукам (системный, деятельностный подход); 3) конкретно-научный. Для педагогики подходы: а)личностный – гл. цель: развитие личности, отношение к ней как к субъекту; б)полисубъектный рассматривает все пед. процессы во всех взаимосвязях и учитывает огромное значение межличностного общения в формировании личности. Особое место - этнологический подход. в)антропологический – педагогика должна опираться на знания всех наук о человеке, обществе и среде; 4 )конкретные методы исследования: а) теоретические: интеллектуальные: анализ, синтез, обобщение; *работа с литературой: реферирование, аннотирование, конспектирование; б)математические: определение средних величин, шкалирование, ранжирование, статистическая обработка; в)эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ деятельности и продуктов деятельности.

Немало современных пед систем созданы на эклектической основе – соединении идей и подходов различных философских течений. Бихевиоризм: главная задача школы – научить определенным навыкам поведения, общения, выработать определенное отношение. Скиннер – основоположник программированного обучения. Весь материал делится на порции, каждый этап заканчивается проверкой. Каждый идет своим темпом. Обучение осуществляется по формуле «стимул-реакция».

Экзистенциализм: Больноу. Главная задача воспитания – сохранить неповторимость каждой личности, ее уникальность. Для этого необходимо по возможности давать индивидуальное воспитание и образование, избегать нахождения ребенка в коллективе. Главное – подготовленность человека к осознанию личной свободы. Чувство свободы должно дополняться чувством ответственности за себя и окружающих. Выступали против серьезных математических знаний. Не нужно давать систему глубоких знаний, они нужны только специалистам. Нужно дать ребенку возможность выбрать, получать те или иные знания или нет. Серьезных глубоких знаний по гуманитарным предметам также не нужно. Изучение этих предметов должно помочь ребенку понять себя. Это несколько утопическая теория. Используются только отдельные ее положения.

Неопозитивизм – зародилось на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом», представители: П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг.

Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека.

Прагматизм: Дж. Дьюи. Главная пед идея состоит в том, что необходимо воспитывать ребенка и давать ему знания только в практической деятельности. Объем знаний должен определяться спонтанно возникающими интересами ребенка. Задача учителя – через создание пед ситуаций давать основу для формирования позитивных интересов. Разработали новый метод обучения – метод проектов. Надо давать такое воспитание, чтобы для ребенка была польза и научить его понимать, что такое польза. Эта идея реализуется через организацию жизни в школе по принципу: школа – общество в миниатюре, то есть в школе есть президент, шерифы. Ребенок выбирает для себя соц статус в школе.

Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Этапы эксперимента:

1.теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

2.методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

3.собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

4.аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий

Инновационные процессы. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности:

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.