Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм)




Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.

Ответ: В настоящее время патологический процесс трактуется как «закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора».

Патологический процесс — реакция, быстро развивающаяся во времени. Медленно развивающийся патологический процесс пред­ставляет собой «патологическое состояние», например, состояние организма при развитии соединительнотканного рубца, после утра­ты части тела. В отличие от болезни патологический процесс и па­тологическое состояние имеют местное (локальное) значение, так как при этом еще (или уже) отсутствует реакция всего организма на патогенный фактор.

Т.о. болезнь представляет собой как субъективно, так и объективно проявляющуюся (т. е. клинически выраженную) совокупность симптомов (признаков) активности механизмов сохранения гомеостаза организма при их функционировании за пре­делами нормы. Для клинициста «болезнь» — понятие функциональ­ное, отражающее состояние функции адаптивных механизмов регу­ляции организма.

НОЗОЛОГИЯ (греч. nosos болезнь + logos учение) - учение о болезнях, их классификации и номенклатуре. Базисным понятием нозологии является нозологическая единица (нозологическая форма) - определенная болезнь, которую выделяют в качестве самостоятельной единицы на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-анатомических проявлений, отражающих преимущественное поражение тех или иных органов и систем организма. Представление о нозологических единицах не является стабильным; оно изменяется по мере уточнения этиологии и патогенеза болезней, под влиянием прогресса микробиологии, иммунологии, генетики, патологической анатомии и физиологии и др. При этом появляются новые нозологические формы, а некоторые из существовавших ранее могут утрачивать значение нозологических форм.

Антинозологизм (antinoso-logismus; анти- + греч. nosos - единица, болезнь) - направление в биологии, отрицающее существование отдельных нозологических форм.

Ответ: Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей — Конфуций разработал концепцию «неба», которое означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер.
Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание, прежде всего на нравственное поведение человека.

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности.

В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога».

Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение) — направление в психологии, объясняющее психические процессы физическими явлениями. Опирается на основы позитивизма, т.е все позитивные явления д.б. выделены из наблюдаемых фактов. Любое психическое явление можно заменить психическим термином.

Теория тождества – отождествляют психические явления с нейрофизиологическими явлениями.

Функционализм [лат. functio – исполнение] – направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Ф. не может объяснить субъективный характер переживаний.

Дуализм – все телесные объекты относятся к материальной субстанции, духовные объекты к идеальной субстанции и взаимодополняют друг друга. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.