КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психическое отображение действительности - начало сознания
Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности. Ответ: Формирование сознания начинается с непосредственного соприкосновения человека с предметами, вещами и явлениями материального мира и продолжается за счет взаимодействия с ними и с культурными ценностями. Его важнейшими особенностями стали использование сложных орудий труда и его разделение. Труд приобретал творческий характер. В итоге у человека качественно изменилась психика, став способной субъективно оценивать предметы, вещи и явления мира. Психика человека обрела такие качества, как ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, эмоции, воля, совесть и т.д.Именно они и стали источником становления способности человека к идеальному отображению объектов мира и выражению социокультурных отношений в виде представлений, образов, понятий, а затем созидания идей, теорий, концептов, идеалов и т.д. У человека развилась и способность к вербальному (лат. verbum — слово) освоению природы и общества. В условиях новой морально-психологической атмосферы и интеллектуального климата инициируется вербальный акт идеального воспроизведения действительности. В процессе эволюции у человека как живого существа сформировалась членораздельная речь, а некие смысловые звуки затем перешли в слова. Усложнение человеческого языка и развитие у него артикулярного аппарата создали условия для становления второй сигнальной системы, которая обеспечила переход от взаимодействия с предметами к оперированию понятиями и категориями. Сознание как высшая форма субъективно-творческого состоянии человека органично связано с его социокультурным бытием, формами мышления, языком символов и смыслов. В сознании базовым основанием является знание — вся совокупность чувственных образов и умозрительных понятий, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной степени ясное и отчетливое понимание всего того, с чем человек сталкивается в жизни и созидательной деятельности. Отсюда суть человеческого сознания — в понимании смысла всех накопленных знаний и умений. Они составляют как бы отфильтрованные критичным мышлением все нечеткие представления, смутные образы и многообразные мнения о чем-либо и о ком-либо. Человеческое мышление творчески конструирует из многообразия хаотичной информации о вещах, предметах, явлениях природного мира и общества научную картину мира в виде понятий, категории, концептов, теорий. Оценивая сознание человека как социально-психический феномен понимания сути и смысла мира, общества и самого себя, философия акцентирует внимание, прежде всего на его становлении и развитии. Человек не рождается с развитым сознанием. Благодаря воспитанию образованию у него раскрываются способности к эмоционально-явственному и умственному созерцанию сущности природы и общества. Конечно, сознание — продукт и природы, и общества, но оно творится, прежде всего, самим человеком. Именно он, овладевая духовной культурной общества и насыщая свою память разной информацией, с детства формирует свое сознание. Возникает ли сознание одновременно с чувственным восприятием вещей, предметов и явлений мира, зависит от психического состояния организма. Психическое состояние организма, базовая основа сознания личности, формируется с раннего детства, при активном общении с детьми, матерью, отцом и другими взрослыми. Науке известны случаи, когда ребенок, лишенный до определенного возраста возможности общаться со сверстниками и взрослыми людьми, терял врожденную способность по-человечески воспринимать мир и строить на этом основании свое социальное поведение. У него по сути не развивалось сознание. Исследовательский интерес у ученых, врачей, психологов и философов вызывают дети, в воспитании которых взрослые люди по тем или иным причинам не принимали участия, — это реальные прототипы киплинговского Маугли. У них, как правило, человеческим осталось лишь тело, тогда как психическое состояние соответствовало таковому животных, среди которых им пришлось выживать. Младенец, попавший к животным, если при определенных обстоятельствах и выживал физически, то уже никогда не смог стать человеком в традиционном смысле, т.е. обладать сознанием. Для этого ребенку еще в раннем периоде жизни необходимо пройти активную социализацию или «очеловечение» человеком. Сознание — это результат длительного саморазвития человечества: совершенствования его биологических и психологических функций, но особенно общественных связей и отношений. Исключительно важную роль в этом сыграли возникновение второй сигнальной системы, развитие понятийного мышления и, конечно, появление осмысленной речи. Выделяются 4 мыслительные функции сознания: предметная (технологическая), образная (художественная), практическая (социальная), понятийная (концептуальная). Но этим не исчерпывается функциональная сфера разнообразных видов мыслительной активности психики. Есть также творческая сфера мыслительной деятельности человека, которая способствует созиданию принципиально нового, человеческого мира - мира его духовной и материальной культуры. Это сфера деятельности человеческого разума. Уже сам факт его функционирования предусматривает не только умение оперировать понятиями, категориями и даже не столько приобретать и сохранять информацию о вещах, явлениях в памяти, но ещё и осознавать смысл, уточнять сущность и назначение тех или иных вещей, явлений и т.д. Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии З.Фрейда, теория специфического конфликта Ф.Александера, теория стресса Г.Селье и др.) Ответ: Психосоматическая проблема — это проблема диалектики, интимного взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального, это естественно-научный, нейрофизиологопсихологический аспект основного вопроса философии. Психосоматическая проблема имеет и еще один важный аспект — общемедицинский и клинический как часть общемедицинского. Общемедицинский аспект проблемы подразумевает соотношение и взаимовлияние психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический же относится лишь к патологии, болезни человека. Уже в медицине Древнего Китая, Индии, Греции не только знали, но и широко опирались на принцип взаимовлияния телесного и психического. Платон, например, в «Хармидах» писал: «...величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела, врачи для души, но одно неотделимо от другого... Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |