Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое отображение действительности - начало сознания




Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.

Ответ: Формирование сознания начинается с непосредственного со­прикосновения человека с предметами, вещами и явлениями материального мира и продолжается за счет взаимодействия с ними и с куль­турными ценностями. Его важнейшими особенностями стали исполь­зование сложных орудий труда и его разделение. Труд приобретал творческий характер. В итоге у человека качественно изменилась психика, став способной субъективно оценивать предметы, вещи и явле­ния мира. Психика человека обрела такие качества, как ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, эмоции, воля, совесть и т.д.Именно они и стали источником становления способности человека к идеальному отображению объектов мира и выражению социо­культурных отношений в виде представлений, образов, понятий, а затем созидания идей, теорий, концептов, идеалов и т.д. У человека развилась и способность к вербальному (лат. verbum — слово) освое­нию природы и общества.

В условиях новой морально-психологической атмосферы и интел­лектуального климата инициируется вербальный акт идеального воспроизведения действительности. В процессе эволюции у челове­ка как живого существа сформировалась членораздельная речь, а некие смысловые звуки затем перешли в слова. Усложнение человеческого языка и развитие у него артикулярного аппарата создали условия для становления второй сигнальной системы, которая обеспечила переход от взаимодействия с предметами к оперированию понятиями и категориями.

Сознание как высшая форма субъективно-творческого состоянии человека органично связано с его социокультурным бытием, формами мышления, языком символов и смыслов. В сознании базовым основанием является знание — вся совокупность чувственных образов и умозрительных понятий, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной степени ясное и отчетливое понимание всего того, с чем человек сталкивается в жизни и созидательной деятельности. Отсюда суть человеческого сознания — в понимании смысла всех накопленных знаний и умений. Они составляют как бы отфильтрованные критичным мышлением все нечеткие представления, смутные образы и многообразные мнения о чем-либо и о ком-либо. Человеческое мышление творчески конструирует из многообразия хаотичной информации о вещах, предметах, явлениях природного мира и общества научную картину мира в виде понятий, категории, концептов, теорий.

Оценивая сознание человека как социально-психический феномен понимания сути и смысла мира, общества и самого себя, философия акцентирует внимание, прежде всего на его становлении и развитии. Человек не рождается с развитым сознанием. Благодаря воспитанию образованию у него раскрываются способности к эмоционально-явственному и умственному созерцанию сущности природы и общества. Конечно, сознание — продукт и природы, и общества, но оно творится, прежде всего, самим человеком. Именно он, овладевая духовной культурной общества и насыщая свою память разной информацией, с детства формирует свое сознание. Возникает ли сознание одновременно с чувственным восприятием вещей, предметов и явлений мира, зависит от психического состояния организма. Психическое состояние организма, базовая основа сознания личности, формируется с раннего детства, при активном общении с детьми, матерью, отцом и другими взрослыми. Науке известны случаи, когда ребенок, лишенный до определенного возраста возможности общаться со сверстниками и взрослыми людьми, терял врожденную способность по-человечески воспринимать мир и строить на этом основании свое социальное поведение. У него по сути не развивалось сознание.

Исследовательский интерес у ученых, врачей, психологов и философов вызывают дети, в воспитании которых взрослые люди по тем или иным причинам не принимали участия, — это реальные прототипы киплинговского Маугли. У них, как правило, человеческим ос­талось лишь тело, тогда как психическое состояние соответствовало таковому животных, среди которых им пришлось выживать. Младенец, попавший к животным, если при определенных обстоятельствах и выживал физически, то уже никогда не смог стать чело­веком в традиционном смысле, т.е. обладать сознанием. Для этого ребенку еще в раннем периоде жизни необходимо пройти активную социализацию или «очеловечение» человеком.

Сознание — это результат длительного саморазвития человечества: совершенствования его биологических и психологических функций, но особенно общественных связей и отношений. Исключительно важную роль в этом сыграли возникновение второй сигнальной системы, развитие понятийного мышления и, конечно, появление осмысленной речи.

Выделяются 4 мыслительные функции сознания: предметная (тех­нологическая), образная (художественная), практическая (соци­альная), понятийная (концептуальная). Но этим не исчерпывается функциональная сфера разнообразных видов мыслительной актив­ности психики. Есть также творческая сфера мыслительной деятель­ности человека, которая способствует созиданию принципиаль­но нового, человеческого мира - мира его духовной и материальной культуры. Это сфера деятельности человеческого разума. Уже сам факт его функционирования предусматривает не только умение оперировать понятиями, категориями и даже не столько приобретать и сохранять информацию о вещах, явлениях в памяти, но ещё и осознавать смысл, уточнять сущность и назначение тех или иных вещей, явлений и т.д.

Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии З.Фрейда, теория специфического конфликта Ф.Александера, теория стресса Г.Селье и др.)

Ответ: Психосоматическая проблема — это проблема диалектики, интимного взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального, это естественно-научный, нейрофизиологопсихологический аспект основного вопроса философии. Психосоматическая проблема имеет и еще один важный аспект — общемедицинский и клинический как часть общемедицинского. Общемедицинский аспект проблемы подразумевает соотношение и взаимовлияние психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический же относится лишь к патологии, болезни человека.

Уже в медицине Древнего Китая, Индии, Греции не только знали, но и широко опирались на принцип взаимовлияния телесного и психического. Платон, например, в «Хармидах» писал: «...величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела, врачи для души, но одно неотделимо от другого... Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.