Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключение составляют некоторыепризнаки, касающиеся биологии организ­ма, которые не поддаются влияниюсреды, например, группа крови, отпечатки пальцев, структура самого генотипа




Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.

Ответ: Это проблема включает такие вопросы, как социальная обусловленность филогенетического и онтогенетического развития человека, влияние социального фактора на адаптацию и экологию организма человека, на морфологию, физиологию, генетику и биохимию, на жизнедеятельность в норме и при патологии. Для медицины не менее важным является изучение зависимости перечисленных выше изменений отобраза жизни человека, условий труда, культуры, информационней окружения, всех макро- и микросоциальных факторов.

Важной стороной социально-биологической проблемы становиться вопрос о развитии, изменении человека в современных условиях изменяется ли сейчас эволюционно человек? Современная генетика человека и антропология в основном исходят из того, что в генотипическом, видовом отношении человек не изменяется. Он пребывает в сформировавшихся рамках вида homo sapiens. Макроэволюция у человека, т.е. возможность возникновения нового вида исчезла, антропогенез в своем развитии остановился, а вид homo sapiens находится в стабилизированном состоянии.

Эволюция человека происходит на всем про­тяжении его существования. Но она относится к социальной сто­роне его жизни. Что же касается биологической эволюции чело­века, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь, по крайней мере, решающее значение. Даже лю­ди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естествен­ного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

С возникновением человека и общества генетическая ин­формация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедея­тельности вида человек. Она заменяется социальной информа­цией.

Фенотип определяется взаимодействием организма с усло­виями среды, в которых протекает его развитие. Адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологиче­ской и социальной.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами спо­собности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Ге­нетическим материалом у человека, как и у других млекопи­тающих, является ДНК, которая находится в хромосомах.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социа­лизации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, про­водили среди зверей несколько лет. После возвращения их в че­ловеческое сообщество они не могли уже в полной мере навер­стать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести доста­точно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетель­ствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследова­ние, через передачу социальной программы в процессе воспита­ния и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтоге­незе человека важное значение имеют такие понятия, как гено­тип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организ­ма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих челове­ческихпоступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания.

Изучение важнейших физиологических и психосоматических про­явлений жизнедеятельности человека в настоящее время происходит в условиях постоянно нарастающего противоречия между биологи­ческими и социальными факторами, возникновения и усиления так называемой социально-биологической аритмии. Если биология и психофизиология человека по-прежнему остаются относительно устойчивым, консервативным началом, то его производственное, социально-экономическое, экологическое и информационное окруже­ние изменяется нарастающими темпами и за весьма короткий про­межуток времени. На протяжении всей эволюции животных сильный эмоциональный эффект всегда сопровождался активными физическими действиями. Ныне за отсутствие такой разрядки человек расплачивается выделением в организме катехоламинов, спазмами сосудов, нарушениями в кровообращении сосудов сердца и мозга. Все это оказывается благо­приятной предпосылкой для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и их роста. Технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов (хи­мические вещества, различные виды радиации и др.), перед которыми человек как представитель биологического вида оказался практичес­ки беззащитен. У него нет эволюционно выработанных механизмов защиты от воздействия тех факторов, с которыми он раньше не встре­чался. Серьезные требования к адаптационным возможностям чело­века предъявляет его «экологическая экспансия», т.е. освоение им неблагоприятных климатических зон, космического пространства, а в перспективе и дна мирового океана. Перестройку испытывает так­же аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретают моторизация современного производства и быта, насы­щение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое уве­личение числа межличностных контактов.

Существенное значение для здоровья населения имеет изменение образа жизни. Роль этого фактора особенно отчетливо выявляется в детском и пожилом возрасте. В частности, длительное пребывание в искусственной среде жилища способствует частым ангине, острым респираторным заболеваниям у детей, что может привести к ревма­тизму, хроническим легочным болезням и др. Не менее показательно влияние малоподвижного образа жизни на здоровье людей, особен­но если ограничение мышечной активности произошло резко (на­пример, в результате ухода на пенсию). Известно также, что у служа­щих инфаркт миокарда встречается в 2-3 раза чаще, чем у занятых физическим трудом.

Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).

Ответ: Однозначного ответа нет. Есть традиции в понимании истины, её связи с наукой и понимании истины в современном мире.

Аристотель - истина это знание, соответствующее действительности. В рамках его выделяют следующие кванторы: объективность и субъективность, абсолютность и относительность.

Религиозная версия - истина это Бог.

Универсальный критерии истины: практика. Практика никогда не может ни удостоверить, ни опровергнуть человеческие суждения. Какие свойства практики делают её универсальной?

Неосновные критерии истины (когда практика не даёт ответов): непротиворечивость, соответсвие, простота, красота. Эти критерии могут ошибаться.

Абсолютная (АИ) и относительная истина (ОИ) - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития наук;

2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о действительности, а также тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

По мере дальнейшего развития познания и практики представления о природе меняются, поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что не дают полного исчерпывающего знания об изучаемой области и содержат такие элементы, которые в процессе познания будут изменяться, заменяться новыми.

Критерием истины является практика, потому что она не материально-чувствительная деятельность людей, имеющая качество непосредственной действительности. Практика соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии проявляется истинность мысли.

Формы практической проверки истинности знаний: непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных абстрактных областей познания объективной формой оценки м.б. моделирование.

Цель научного познания - достижение истины

Путь к истине — это поиск зафиксированных в жизненном опы­те и познавательной деятельности человека свойств и отношений в объекте познания. Именно он должен быть сознательно и целенап­равленно выделен из множества фрагментов бытия и представлен в форме конкретной познавательной задачи. Последняя и является предметом научного познания, представляя собой определенный срез или аспект объекта познания. К примеру, объектом научного позна­ния и в анатомии, и в физиологии являются живые организмы, а пред­метом в анатомии — их строение, а в физиологии — их функциони­рование.

Мощный рывок науки за последние десятилетия открыл перед медиками перспективы направленного воздействия на наследствен­ность вплоть до конструирования ее с заранее заданными свойства­ми. Появились и новые возможности таких медицинских вмеша­тельств, которые избавляют от некоторых тяжелых наследственных болезней. Разработаны и получают массовое производство трудно­доступные прежде медикаменты — инсулин, человеческий гормон роста, новые антибиотики. После серии феноменальных открытий в области молекулярной генетики люди уже не только в порывах безу­держной фантазии, а вполне серьезно начинают задумываться о воз­можности продления человеческой жизни до 200, 300 лет и более.

«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь»[1], - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.

3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.