Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место ценностей в социально-гуманитарном познании




В 20 в. прошли дискуссии о месте и значении ценностей в СГ познании. Предмет обсуждения: ценность – это тормоз или движущая сила СГ познания? (аксиология – Н. о ценностях). Основное воздействие на ее формирование оказали немецкий философ Риккерт и историк, социолог М. Вебер.

Ценность – многозначное понятие, в целом представляющее собой отношение между представлением человека (субъекта), каким должен быть объект (по мнению человека) и фактическим состоянием самого объекта. Т.е. ценность подчеркивает значимость объекта, а не его фактическое существование, состояние. Ценность - это нечто, что значимо для человека, группы или общества.

3 вида ценностей:

  1. Предметная – это определенная значимость для человека той или иной вещи.
  2. Ценности сознания – это внутренние, порой латентные (скрытые) ценности, которые выполняют нормативные и предписывающие функции.
  3. Ценности, которые обслуживают процесс НП:

А) Социокультурные (мировоззренческие ценности),

Б) Когнитивно-методологические, которые участвуют в выработке определенных гипотез.

Сегодня тенденция возрастания процесса аксиологизации – это процесс проникновения субъективных элементов, моральных, этических ценностей в совокупность объективного НЗ. процесс замещения ценностями определенных элементов в структуре научной методологии.

В истории НЗ существовали различные подходы к аксиологизация:

  1. В кон. 20 в. согласились с тем, что ценность НЗ должна присутствовать.
  2. На сегодняшний день можно выделить несколько концепций:

А) Этическая – все ценности, обслуживающее НП можно объединить в кодекс научной этики, который будет в явной форме обслуживать гуманитарное сознание.

Б) Прагматическая – наполнение ценностями НП с целью выделения проблем общечеловеческого характера.

В) Стагнационная – должны быть выделены проблемы, на разработку которых должен быть наложен мораторий (например, проблемы клонирования).

Д) Прогностическая – связанна с формированием магистрального процесса, который должен снимать противоречия в системе человек, социум, биосфера.

СГ познание в значительно большей степени подвержено влиянию ценностных факторов, чем ест.-научное. Исследователь социальной сферы живет в социальном и ценностном мире. Ценностные факторы в НП могут выступать как позитивными, так и негативными компонентами научного поиска. В целом они организуют и упорядочивают познавательную деятельность, служат основой для взаимодействия Н., общества, исследователя. Без ценностных факторов функционирование науки невозможно. Ценностные начала выражают интересы, устремления общества, ученого, выступая мотивационной стороной Н.

Особенно велика роль ценностей на переломных этапах развития Н., когда приходится искать совершенно новые решения, выбирать между конкурирующими подходами, намечать направления дальнейших исследований. Незаменимы и при определении того, чем можно и чем нельзя заниматься в Н. (нельзя ставить, например, эксперименты на людях, клонировать человека - пусть пока).

Перефразируя одно крылатое выражение, можно сказать, что у того, кто пренебрегает ценностями, нет сердца, а у того, кто игнорирует научные достижения, нет головы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.