КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представления о природе и структуре интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
В отечественной психологии: Интеллект – это вся познавательная деятельность человека (в широком смысле). Интеллект – это наиболее обобщённое понятие, характеризующее сферу умственных способностей (в узком понятии). 2 понимания: 1. Интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями. 2. Интеллект выступает в приспосабливаемости к новой ситуации, в использовании приобретённого опыта. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет раскрыть закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них, предвидеть наступающие изменения и преобразующие действительность. Холодная: 4 базовых свойства интеллекта: 1. Уровневые свойства характеризуют достигнутый уровень отдельных познавательных функций. 2. Комбинаторные – характеризуют способность к выявлению и формированию разного рода связей и отношений. Эти свойства приобретаются с опытом. 3. Процессуальные – характеризуют приёмы интеллектуальной деятельности. 4. Регуляторные – характеризуют эффекты управления, контроля, координации психических процессов (деятельности?). Акимова: «Основой интеллекта является активность. Любой интеллектуальный акт предполагает активность». Голубева: «Активность и саморегуляция – базовые факторы, которые обеспечивают интеллектуальную продуктивность и работоспособность». В зарубежной психологии: Штерн: «Интеллект – это некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Благодаря этому решение проблемы у человека может быть осуществлено здесь и теперь, без внешних поведенческих проб, правильно или одноразово. Пробы, проверка гипотез происходит во внутреннем плане». Полани относит интеллект к одному из видов приобретения знаний, но на взгляд большинства учёных приобретение знаний выступает лишь служебным моментом. Ж.Пиаже: «Развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности и структурировании равновесных отношений между индивидом и средой». Стенберг впервые предпринял попытку определить, что такое интеллект на уровне описания поведения. Метод: факторный анализ суждений экспертов -> 3 формы интеллектуального поведения: 1. Вербальный интеллект – запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное. 2. Способность решать проблему. 3. Практический интеллект – умение добиваться поставленных целей. Спирмен. Проблемы профессиональных способностей. При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику мышления, памяти и т.д., тесно связаны. Лица, успешно выполнившие тесты по мышлению, также успешно выполняют другие тесты. Успех любой интеллектуальной работы определяют: 1. Некий общий фактор, общую способность – генеральный фактор. 2. Способность, связанная со специфической деятельностью. Генеральный фактор – это общая умственная энергия, которой наделены люди и которая влияет на успех выполнения любой деятельности. Этот фактор, проявляясь в действиях, протекает в умственном плане. Он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды. Айзенк. 3 составляющих интеллекта: · Биологический интеллект (А) – в его основе структуры и функции головного мозга, без них невозможно никакое познавательное поведение, они отвечают за индивидуальные различия. · Психометрический интеллект (IQ) – познавательные особенности человека, измеряемые обычными тестами и характеризуемые коэффициентом интеллекта. Здесь во многом сказываются культурные факторы: воспитание, образование, экономический статус. Зависит от биологического интеллекта. · Социальный интеллект (В) – критическая обработка информации, выработка стратегии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |