Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

H. 65 – смерть. Поздняя зрелость




G. 26-64 года. Средняя зрелость.

F. 20-25 лет. Ранняя зрелость.

E. 12-19 лет. Подростковая стадия.

D. 6-12 лет. Латентная стадия.

C. 3-6 лет. Локомоторно-генитальная стадия.

B. 1-3 года. Мышечно-анальная стадия.

A. 1-й год жизни. Оральная стадия.

Сенсорное развитие, формирование базового доверия/недоверия к миру.

Формирование автономии/чувства стыда, сомнения.

Формирование инициативности/чувства вины.

Развитие трудолюбия/чувства неполноценности.

Основа Эго-идентичности/ролевого смещения (неопределённости).

Стадия направлена на чувство интимности/изоляции.

Чувство продуктивности/застоя.

Эго-интеграция/отчаяние, чувство тщетности существования и всей прожитой жизни.

В процессе формирования личности обществу и человеку придаётся равное значение. На первых 4-х стадиях определённое влияние, а именно – влияние социума. Решение конфликтов зависит от самого человека (на более поздних стадиях).

Гуманистическое направление (Маслоу, Роджерс).

Источник развития личности – врождённая тенденция к самоактуализации, а сам процесс развития – это развёртывание, реализация этих тенденций.

В психике человека существуют 2 врождённых тенденции:

1) самоактуализация – содержит изначально заложенные, но ещё нераскрытые, характеристики личности;

2) организмический отслеживающий процесс, призванный контролировать процесс развития.

На основе этих тенденций у человека возникает структура «Я», включающая Я-идеальное и Я-реальное. Они находятся в сложных отношениях: от полной гармонии до вражды.

Цель развития – реализовать врождённый потенциал, быть полноценно функционирующей личностью, человеком, который испытывает свои способности и соответствует истинной природе.

Личность развивается в течение всей жизни. Личность обладает полной свободой воли. Целостность личности характеризуется естественностью поведения, ориентировкой в решении проблем, чистотой и свежестью восприятия, частым переживанием пиковых чувств, искренним желанием помочь человечеству. Глубокие личностные отношения и высокие моральные стандарты.

Абрахам Маслоу, гуманистическая психология:

Личность – это иерархически организованная система потребностей, вершиной развития которой является понятие самоактуализации. Структура личности образована иерархией потребностей. Индивиды всегда стремятся к личностному росту – концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Люди обладают способностью решать, какими они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности.

Карл Роджерс:

Ядром личности является Я–концепция.

Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Я-концепция включает в себя как реальные, так и идеальные представления о себе, то есть представления о должном себе.

Эрих Фромм:

Структура личности определяется возможностью удовлетворения основных социальных потребностей и формирует «основные социальные характеры».

Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.

К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

Поведенческие теории личности.

Существуют 2 направления поведенческих теорий личности: рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами Уотсона и Скиннера. Главный источник развития личности – среда. В личности нет ничего от генетической и психологической наследственности.

Личность является предметом научения, а её свойства – это обобщённые поведенческие рефлексы и социальные навыки. По заказу можно сформировать любой тип личности. Личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Наиболее важными являются ранние годы жизни.

Согласно поведенческим теориям, человек практически полностью лишён свободы воли. Поведение детерминируется внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен, в нём всё от среды. Личность полностью объективируется (проявляется) в поведенческих реакциях. Наше поведение – есть личность. В качестве элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. Список социальных навыков (черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом и научением, при этом свойства личности и требования социального окружения человека совпадают.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов самоэффективности и субъективной значимости, с другой стороны. Структура личности – сложноорганизованная иерархия рефлексов, социальных навыков, в которых ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности и субъективной значимости.

Б.Ф.Скиннер, необихевирзим:

Психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности и подчинена законам стимула и реакции. Поэтому возможно программирование поведения человека путем управления стимулами.

Личность – это набор реакций. Каждая личность строится во времени – элемент за элементом – и люди отличаются друг от друга только потому, что опыт их прошлого научения разный. Скиннер различает два типа поведения стимульное поведение (Павловские условные рефлексы) и оперантное научение.

Альберт Бандура, необихевиоризм:

Личность – это совокупность всех паттернов поведения человека. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия:

• личностных факторов, включая мышление и познавательную способность,

• явлений окружающей среды

• действий самого человека.

Джулиан Роттер, необихевиоризм:

Ядро личности, её свобода воли представлена в понятии локуса контроля.

Локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.

Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения.

Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы).

Когнитивные теории личности.

Основоположник – Келли.

Личность состоит из набора понятийных систем, моделей, которые называются конструктами, которые человека использует для оптимального взаимодействия со средой. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Валидность, то есть применимость конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что произойдёт в будущем.

Главный источник развития личности – среда и социальное окружение, но при этом подчёркивается влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Человек сравнивается с учёным, проверяющим гипотезы о природе вещей, и делающий прогноз будущих событий.

Главное понятие – конструкт, который включает в себя особенности всех известных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и речи. Благодаря конструктам человек познаёт мир и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, - личностные. Личностные конструкты – своеобразный классификатор (шаблон) нашего восприятия других людей и себя. Келли считает, что каждый человек строит и проверяет гипотезы, решает проблемы, пользуясь определёнными конструктами. Одни конструкты пригодны для описания узкого круга событий, другие – обладают широким диапазоном применимости.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, - суперординатными. Те конструкты, которые медленнее, - субординатными. Келли считает, что дружба, любовь, нормальные взаимоотношения между людьми возможны лишь тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Если конструкты не совпадают, то успешное общение не состоится.

Конструктивная система человека не является статистическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение жизни. Конструктивная система, которая сложилась у человека, содержит в себе определённые ограничения, т.е. личность обладает ограниченной свободой воли.

Внутренний мир человека субъективен. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Келли выделял 2 типа целостной личности:

1. Когнитивно-сложная личность – имеет большое количество конструктов.

2. Когнитивно-простая личность – имеет небольшое количество конструктов.

Когнитивно-сложная личность отличается следующими характеристиками:

· Более высокий уровень самооценки;

· Более адаптивна к новым ситуациям;

· Лучше справляется со стрессом;

· Имеет хорошее психическое здоровье.

Таким образом, личность – система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности – индивидуально-своеобразная иерархия конструктов.

Гордон Олпорт:

Основа личности – проприум, чувство внутреннего единства.

Структура личности образована её чертами (индивидуальными диспозициями).

Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию.

Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, получившие название центральные диспозиции – это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичными диспозициями. В эту рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека.

Реймонд Кеттел:

Структура личности определяется её чертами. Черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.

Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении.

Ганс Айзенк:

Элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Отечественные теории:

I. Б.Г.Ананьев. Концепция человекознания.

Рассматривал человека в контексте понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность». То Б.Г.Ананьеву, человеческая эволюция – единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный (обусловленный) историческими условиями жизни человека в обществе.

Индивидуальность – продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует её и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность – составляющая индивидуальности или её характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.

«Если личность – вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – глубина личности и субъекта».

Человека можно рассмотреть как открытую и, одновременно, закрытую систему. Как открытая система, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие свойств личности (социальных свойств личности) и, как субъект деятельности преобразует действительность. Человек, как закрытая система, имеет внутренние взаимосвязи свойств личности, индивида и субъекта, которые составляют ядро личности или её самосознание и Я.

Развитие индивидуальности – внутренний, противоречивый и неравномерный процесс. Внутренние противоречия развития личности обуславливают смену её общественных функций, ролей, состояний и свойств.

Структура личности. В личности Б.Г.Ананьев различал интериндивидуальную структуру – то социальное целое, которому принадлежит личность с её общественными связями и взаимоотношениями к деятельности. Интраиндивидуальная структура – включает 5 иерархически связанных подструктур: психические процессы и состояния, свойства личности, сенсорные и мнемические функции, мотивация с потребностями и установками. Т.е. интраиндивидуальная структура – это внутренние психические образования внутри Я. Совокупность свойств этой структуры составляет характер.

Характер – система свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, самому себе, реализующаяся в поведении.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Сюда включаются все социальные характеристики человека.

II. Л.С.Выготский. Культурно-историческая концепция.

1. Социальная среда – не фактор, а источник развития личности.

2. В развитии выделяются 2 переплетённые линии:

· Развитие следует путём естественного созревания;

· Состоит в овладении культурными способами поведения и мышления.

3. Вспомогательными средствами в организации поведенческого мышления являются системы знаков-символов.

4. Овладение ребёнком связью между знаком и значением, использование речи знаменует возникновение новых психологических функций, которые лежат в основе высших психических процессов.

5. Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями (знаками) характеризуется тем, что каждая из высших психических функций первое время имеет форму внешней деятельности и лишь затем из интерпсихической переходит в интрапсихическую.

6. Это превращение проходит несколько стадий:

· Начальная – другой человек с помощью определённого средства управляет поведением ребёнка, направляя реализацию его какой-либо натуральной функции.

· Ребёнок становится субъектом, используя данное психологическое орудие, и направляет поведение объекта.

· Ребёнок применяет к самому себе определённые способы управления поведением, которые раньше применялись взрослыми к ребёнку.

Вращивание функции во внутрь происходит благодаря интериоризации.

Личность – понятие социальное, в нём представлено историческое в человеке. Понятие не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребёнка и его культурным развитием. Личность не врождённа и возникает в результате культурного развития. Первичными условиями развития личности являются задатки и наследственность; вторичными – окружающая среда и приобретённые признаки; третичными – рефлексия и самооформление.

В своём развитии личность проходит ряд изменений, которые имеют стадиальную природу. Стабильные процессы развития личности сменяются критическими моментами, во время которых происходит формирование психологических новообразований, которые качественно меняют функционирование личности. Критический период – это норма, без которой невозможно «обновление».

III. Теория отношений В.Мясищева. «Психология отношений».

Основное положение – личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляет единство отражения, с одной стороны, объективной действительности и, с другой стороны, отношение к ней. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Среди них, в первую очередь, выделяют:

1. Отношения с миром природы и миром вещей.

2. Отношения с людьми и общественными явлениями.

3. Отношения личности с самой собой как субъектом деятельности.

Система отношений определяется всей историей развития человека. Она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания.

Отношения определяются рядом признаков: избирательность, активность, сознательность и целостно-личностный характер. Важнейшими видами отношений В.Мясищев считает потребности, мотивы, эмоциональные отношения – среди них привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия и другие; интересы, оценки, убеждения. Доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим личностный путь личности, - направленность.

Высшая степень развития личности и её отношения определяются уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Особую роль в личности отводится характеру. Характер – система отношений и способ их осуществления человеком.

Эти положения легли в основу патогенетической концепции неврозов. Невроз рассматривается как болезнь личности, вызванная изменениями в системе её отношений.

IV. Теория деятельности А.Н.Леонтьева.

Теория деятельности рассматривает личность в контексте порождения функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Основное понятие – деятельность, при этом генетически исходной рассматривается внешняя предметная чувственно-практическая деятельность, от которой производные – все виды внутренней психической деятельности индивидуального сознания.

Первоначально, деятельность детерминируется предметом, а затем его образом. Единицами деятельности рассматриваются потребность, мотив и цель. С ними соотносятся деятельность, действие и операция. С изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.

Центральным понятием, которое раскрывает вопрос регуляции деятельности и её мотивации, - смысл. А.Н.Леонтьев вводит понятие «личностный смысл» и определяет его как «значение для меня». Личностный смысл – это то, что приобретает для человека определённое значение. Личностный смысл внутренне связан с деятельностью.

Личность – внутренний момент деятельности. Это есть некоторое неповторимое единство, которое исполняет роль интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Личность формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Впервые личность возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделённый природными свойствами и способностями; личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

Личность рождается дважды: 1) когда у ребёнка проявляется в равных формах полимотивированность (система мотивов) и соподчинение его действий; 2) когда возникает сознание. Становление личности – становление её личностных смыслов. Личность – это то, что человек создаёт из себя, утверждая свою человеческую жизнь.

V. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна.

С.Л.Рубинштейн – первый, кто включил человека в структуру его бытия, и рассматривал его как активного преобразующего бытие субъекта.

Сознание – выражение отношения субъекта к миру как возможность его самоопределения. Психика и сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно-опосредованной. Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром.

С.Л.Рубинштейн разработал структуру личности. Она определяется через 3 единства:

1. Что человек хочет? – направленность личности как её мотивационно-потребностная сфера.

2. Что человек может? – способности и дарования.

3. Что человек есть? – характер.

Эти модальности образуют целое, они проявляются и формируются в процессе жизни.

Личность необходимо рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути, ибо жизнь является для человека проблемой. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, соотношение добра и зла и даже смерти и бессмертия -> особое значение ответственности человека за собственную жизнь

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.