Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ сравнения в АХД




Сравнение как один из научных способов познания использу­ется в АХД наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставле­нии однородных объектов для нахождения черт сходства либо разли­чий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и осо­бенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономер­ности их развития. Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении». В анализе применяются следующие типы сравнений. 1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых пока­зателей и определить тенденции и закономерности развития эко­номических процессов. 2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения пла­на, определения неиспользованных резервов предприятия. 3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (мате­риалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необ­ходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их исполь­зования в процессе производства и определения утерянных воз­можностей увеличения выпуска продукции и снижения себестои­мости 4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участ­ков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные воз­можности предприятия. Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный ана­лиз, в процессе которого показатели анализируемого предприятия

 

59. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности.

 

Содержание относительных и средних величин. Их использование в практике экономической и аналитической работы. Виды относительных и средних величин и особенности их использования для оценки результатов хозяйствования.
Экономические явления, которые изучаются в АХД, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации. интенсивности, эффективности.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.
Относительная величина выполнения плана - это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах.
Для характеики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом уровень показателя следующего года относится к предыдущему.
Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала и т.д.
Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.
Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью
средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.
При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

60. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности.

 

Широкое применение в АХД находит группировка информацииделение массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и ана­литические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помо­щью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрас­ту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продук­ции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группи­ровки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одно­му признаку, а потом внутри каждой группы — по другому призна­ку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровне­вые группировки. Они позволяют изучать разнообразные и слож­ные взаимосвязи.

При построении группировок нужно очень серьезно относить­ся к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть пред­ставлена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группиров­ки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировоч-ным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глу­боко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизиро­вать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.