Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической науки и ее основные отрасли




Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства. Сравнительный анализ экстенсивного и интенсивного расширения производства

Типы расширенного воспроизводства общественного капитала. Экстенсивный (расширяющийся) рост выпуска продукции наиболее характерен для доиндустриальной стадии экономики, когда преобладал ручной труд в сельском хозяйстве. Увеличение объемов производства происходит за счет расширения масштабов применения трех традиционных факторов производства:

а) рабочей силы;

б) средств труда;

в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

Экстенсивный экономический рост – увеличение выпуска продукции путем расширения применения традиционных производственных факторов.

Интенсивный экономический рост – прямо противоположный тип расширенного воспроизводства общественного капитала. Если экстенсивное увеличение производства полностью исключает технический прогресс, то, напротив, интенсификация основывается на постоянном росте эффективности всех производственных факторов.

Педагогика, зародившись в недрах философии, прошла длительный путь развития и превратилась к настоящему времени в науку, накопившую большой теоретический и эмпирический материал, что потребовало известной дифференциации, выделения отдельных областей педагогических знаний.
История педагогики как особая отрасль педагогических знаний исследует вопросы развития воспитания как общественного явления и развития педагогических учений. Она показывает борьбу идеализма и материализма в педагогике, борьбу прогрессивных педагогов против реакционной педагогики, а также прослеживает пути отражения педагогических теорий на практике. История педагогики помогает не только увидеть, что советская педагогика - преемница прогрессивных идей педагогики прошлого, но и понять, почему она является качественно новым этапом развития марксистской педагогики.
Целенаправленное коммунистическое воспитание в нашей стране распространяется практически на все возрастные группы. В соответствии с этим педагогику принято разделять на дошкольную (включая педагогику раннего детства), школьную и педагогику взрослых.
Дошкольная педагогика исследует закономерности,воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) и разрабатывает программу и методы этой работы в дошкольных учреждениях (яслях, яслях-садах, детских садах), стремясь обеспечить единство воспитательных воздействий общественных дошкольных учреждений и семьи. Педагогика школы исследует закономерности обучения и воспитания детей в массовой средней школе.
Свою специфику имеет обучение и воспитание в школах и тернатах, в суворовских и нахимовских училищах, а также в профессионально-технических училищах и в средних специальных учебных заведениях.
Все более четко начинает оформляться педагогика высшей школы как отрасль педагогики взрослых, разрабатывающая вопросы теории и методики коммунистического воспитания молодежи в условиях высшего учебного заведения.
Некоторые из отраслей педагогической науки уже получили четкое оформление и разработаны достаточно глубоко (например, дошкольная педагогика, педагогика школы), другие находятся в процессе становления (педагогика высшей школы, производственная педагогика), выделение некоторых отраслей только еще начинается.
К отраслям педагогики относятся так называемые частные методики, изучающие закономерности преподавания и изучения конкретных наук. К. настоящему времени четко оформились методики преподавания основных учебных дисциплин, изучаемых в школе (методика преподавания физики, химии, географии, истории и т. д.), а также методики разделов, составляющих содержание воспитательно-образовательной работы детского сада (методика физического воспитания, нравственного воспитания, эстетического воспитания и т. д.). Начинает складываться и методика преподавания отдельных вузовских курсов (методика преподавания философии, педагогики, психологии и др.). Особую группу составляют педагогические науки, исследующие особенности обучения, воспитания и подготовки к трудовой деятельности детей с серьезными нарушениями зрения, слуха, речи, а также с психическими расстройствами, мешающими им заниматься в массовой школе. Эти отрасли педагогики объединены в группу, носящую название специальной педагогики или дефектологии.
Дефектология, в свою очередь, подразделяется на отдельные самостоятельные отрасли: вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с нарушениями речи - логопедия. Специальные области педагогической науки развиваются в нашей стране на совершенно новой психолого-педагогической материалистической основе. Советская дефектология исходит из оптимистической оценки познавательных возможностей детей с недостатками физического и умственного развития, считая, что эти возможности могут быть значительно повышены при правильном обучении и воспитании.
Все эти сформировавшиеся, оформляющиеся или только еще зарождающиеся отрасли педагогической науки связаны с особыми сферами осуществления педагогических воздействий. Их выделение указывает на отчетливо выраженную тенденцию к дифференциации педагогической науки. Появление новых отраслей - не только следствие дробления основной научной области и образования новых ответвлений: новые отрасли возникают и как промежуточные на стыке основной науки со смежными. Таким образом возникла педагогическая психология. Явление специализации и дифференциации педагогической науки, как и других наук, в условиях нарастания потока научной информации вполне закономерно. Это одна из форм распределения научного труда, одно из условий более глубокого проникновения в область изучаемых частных явлений, одно из средств решения научных проблем на высоком уровне.
Одновременно наблюдается процесс интеграции знаний, помогающий преодолеть некоторые отрицательные явления, связанные с дроблением наук, что отражает диалектическое единство противоположных тенденций: с одной стороны, появляются новые, «добавочные» науки, с другой стороны, в ходе этого процесса происходит стирание граней между отдельными науками, объединение их (или каких-то их разделов).
Особое значение приобретают науки, имеющие в своей основе некоторые общие подходы к различным явлениям. Так, большой обобщающей силой обладает кибернетика с ее идеей общности подхода к анализу и математическому выражению принципов управления процессами самой различной природы. Она помогает отвлечься от специфики каждой из научных дисциплин, взявших на вооружение идею и принципы кибернетики (например, таких, как биология, медицина, технические науки, педагогика), и привлекает внимание к тому общему, что лежит в основе процессов, изучаемых этими науками, к возможности управления ими.
Педагогической науке также в определенной мере свойственна интеграционная сила: отвлекаясь от специфики отдельных учебных дисциплин, изучаемых частными методиками, и особенностей организации учебно-воспитательной работы в разных учебных заведениях, педагогика устанавллвает общие закономерности обучения и воспитания различных групп учащихся. Так, в последние годы обращается большое внимание на разработку общих основ педагогики, выявление общих закономерностей теории обучения - дидактики и теории воспитания, которые должны учитываться при разработке ее частных отраслей.
Педагогика - наука развивающаяся. Для решения многих стоящих перед ней задач необходимо проводить дальнейшие специальные исследования.

 

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Интернет-Гномик www.i-gnom.ru

"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г.

2 Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания;

методы научно-педагогических исследований.

С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.

Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

– как ценность развивающегося человека и общества;

– как процесс обучения и воспитания человека;

– как результат процесса обучения и воспитания;

– как систему образования.

Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.

Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.

Одним из способов реализации педагогического взаимодействия является совместная деятельность педагогов и учащихся. Существует мнение, что при совместной (или коллективной) деятельности тормозится развитие личности. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии. Установлено, что среди единомышленников, объединенных общей деятельностью, человек чувствует себя более уверенно, испытывает состояние духовного подъема, осознает собственную значимость. Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.

3 Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.