КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности - осознанию себя полноценной личностью". [12] Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т.е. строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогом и одноклассниками, были разработаны следующие рекомендации: 1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты: Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс? Как сделать так, чтобы класс стал дружным? Какие традиции есть в нашем классе? Назови твои "можно" и "нельзя" в классе. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными? Ввести традицию обратной связи. В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого социальный педагог планирует воспитательную работу. Создать "ящик пожеланий". Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий. Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир". Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни. Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны. 2. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми. Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. 3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества. 4. Распределение между учащимися поручений. Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять. дежурные по классу, по школе, по этажу; медицинская служба класса - фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят; библиотечная служба класса - помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса; дежурные по столовой и гардеробу; хозяйственная служба класса; служба озеленения; сценарная группа и т.д. От социального педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Социальный педагог должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное - социальный педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. [16] Заключение
В курсовой работе рассмотрены формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Также рассмотрены понятия коллектив, ученический коллектив, сплоченность. Описаны этапы развития ученического коллектива. Изучена работа социального педагога в школе по формированию ученического коллектива. Формирование сплоченности ученического коллектива является одной из задач в работе социального педагога. Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива главная роль принадлежит социальному педагогу. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни. В работе представлен анализ опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива на основе программы изучения опыта. Также разработаны рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива. 28 3. Педагогическое руководство коллективом Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись по внимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (A. T. Куракин). Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом. В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила: 1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива. 2. Коллектив - динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками. 3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний - важнейшая обязанность классного руководителя. 4. Формализм - злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются. 5. Показатель правильного руководства - наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения. 6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали). 7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. 8. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений - неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае ребята фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным. 9. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.). 10. Положение ученика и коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в. благоприятном, а в другом - в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус. 11. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения 29 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «Управление образовательными системами» являются формирование понятий, суждений, необходимых для реализации в профессиональной деятельности через усвоение студентами системой знаний об управлении образовательными системами, приобретении умений в области управления образованием, позволяющим эффективно строить педагогическую и другую профессиональную деятельность. В ходе освоения дисциплины у магистров формируются не только знания и умения в области управления образовательными системами, а также личностно-профессиональные качества, профессиональные позиции. Задачи дисциплины: а) углубленное изучение методологических и теоретических основ отраслевой науки: - дать представление об образовательном учреждении как о социально педагогической системе; - информировать об особенностях системного подхода в управлении социально-педагогическими системами; - информировать об основах самоменеджмента, спектра своих ограничений, осуществление правил самоконтроля; б) формирование умений и навыков самостоятельной научно- исследовательской и научно-педагогической деятельности: овладеть умениями и навыками сохранения целостности системы, находить механизмы коммуникаций между системными элементами; сформировать навыки взаимодействия системы с факторами внешней и внутренней среды; вырабатывать активную жизненную позицию по отношению к процессам, происходящим в системе. 1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП. Курс «Управление образовательными системами» относится к разделу «Курсы по выбору студента» образовательной составляющей М.3. (Вариативная часть), обеспечивает подготовку магистров к профессиональной деятельности. Магистрам, изучающим курс «Управление образовательными системами» необходимо владеть знаниями по ранее изученным дисциплинам «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Менеджмент в образовании», «Управление профессиональным становлением педагогического коллектива». Дисциплина изучается на _____ курсе (ах). 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: изучить основные понятия и принципы теории социального управления; осмыслить назначение, функции управления образовательными системами; осмыслить разные точки зрения на сущность управления. осмыслить сущность управления образованием; рассмотреть специфические характеристики управления системой образования в РФ; изучить основные принципы, методы, формы и функции управления педагогическими системами; знание принципов государственной политики в области образования; изучить закономерности системы образования в РФ и органы управления образованием; систематизировать знания об образовательных учреждениях, их типов и организационной структуре осмыслить сущность управления учебными заведениями как целостной системы, проследить специфические закономерности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, изучить сущность управления учреждениями среднего специального, профессионального образования. изучить особенности планирования работы образовательного учреждения; осмыслить содержание работы учебного заведения. уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию личности; ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы; изучить особенности управления развитием воспитательной системы; определить специфику способов и средств управления развитием воспитательной системы усвоить сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя; развивать прогностические, исследовательские умения; осознать, что субъектный опыт учения есть цель и результат управленческой деятельности преподавателя и управления самим обучающимся своим учением; усвоить сущность понятия «рефлексивное управление»; изучить стадии рефлексивного управления. сформировать свои подходы к организации образовательного процесса; изучить интерактивные технологии обучения; раскрыть сущность технологии проектного обучения; проанализировать состояние компьютерных обучающих технологий. осмыслить значение термина «мониторинг»; изучить способы осуществления мониторинга; рассмотреть формы мониторинга профессионально-образовательного процесса.1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Поскольку курс «Управление образовательными системами» является практикоориентированным, основными образовательными технологиями, используемыми при его реализации являются технологии проблемного и развивающего обучения (проблемные лекции, дискуссии, тренинги и др.)) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения № Аудиторные занятия п/п Наименование Раздела, темы Всего трудо- емкость Всего Лекций Практ Лабор Самост. Работа 1. Общие основы управления образованием 9 1 8 2. Сущность, основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами 8 8 3. Система образования в РФ и зарубежом 9 1 8 4. Система управления учебными заведениями различного типа и вида 9 1 8 5. Управление развитием воспитательной системы 10 1 1 8 6 Управление учением как самоуправляемой системой 9 1 8 7 Сущность и особенности инновационного управления 8 8 8 Мониторинг как аспект управленческой деятельности 10 1 1 8 ИТОГО: 72 8 4 4 64 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Общие основы управления образованием. Основные понятия общей теории социального управления. Принципы общей теории социального управления. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления Тема 2. Сущность, основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Сущность управления образованием. Основные принципы управления педагогическими системами. Методы, формы и функции управления педагогическими системами Тема 3. Система образования в РФ и зарубежом. Принципы государственной политики в области образования. Система образования в РФ и органы управления образованием. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура. Особенности системы образования в Европе, США, Израиле.Тема 4. Система управления учебными заведениями различного типа и вида. Управление учебными заведениями как целостная система. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Управление негосударственными образовательными учреждениями. Управление учреждениями среднего специального, профессионального образования. Общие требования к планированию работы образовательного учреждения. Содержание плана работы учебного заведения. Планирование методической работы Тема 5. Управление развитием воспитательной системы. Сущность, содержание и структура воспитательной системы. Структура воспитательной системы. Определение уровня сформированности воспитательной системы. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы. Способы и средства управления развитием воспитательной системы Тема 6. Управление учением как самоуправляемой системой. Сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя. Подходы к управлению учением. Субъектный опыт учащегося как цель и результат управления учением. Рефлексивное управление учением Тема 7. Сущность и особенности инновационного управления. Педагогические инновации. Инновационные образовательные учреждения. Интерактивные технологии обучения. Сущность и особенности инновационного управления. Тема 8. Мониторинг как аспект управленческой деятельности. Управление педагогический образование мониторинг. Понятие мониторинга. Способы осуществления мониторинга. Мониторинг профессионально-образовательного процесса. Мониторинг профессионального развития личности 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯКОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Вопросы для итоговой аттестации по дисциплине К теме 1. 1. Проследите путь развития теории социального управления. 2. Что является существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современном мире? 3. Как понималось управление до 80-х гг. прошлого века? 4. Как характеризуется управление в 80-е гг.? 5. Что понимают под управлением на современном этапе? 6. Объясните значение понятий «управление» и «менеджмент»? 7. Что понималось первоначально под словом «management»? Какие существуют общепризнанные школы менеджмента? Что является привлекательными в них? Специфика национальной школы менеджмента? 8. Назовите основные принципы менеджмента. 9. Назовите разновидности менеджмента и раскройте сущность каждого из них. 10. Кто такой менеджер? Можно ли считать менеджером современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения?11. Педагогический менеджмент — это: а) …; б) …? 12. В чем специфика педагогического менеджмента? 13. Что является предметом, продуктом, орудием, результатом труда менеджера образовательного процесса? 14. Что является общим предметом внутришкольного, внутривузовского управления? 15. Что рассматривается частными предметами внутришкольного, внутривузовского управления? 16. На какие группы подразделяют все исследования во внутришкольном, во внутривузовском управлении? Какие задачи выполняют они? подразделяют на две группы: описательно-объяснительного и формирующего типов. К теме 2. 1. Раскройте сущность управления образованием. 2. Как осуществляется управление системой образования в РФ? 3. Что являются объектами и субъектами управления? 4. Лежащее в основе педагогической теории управления понятие управление отражает несколько принципиальных моментов. Назовите их. 5. Что включает в себя управление образованием? 6. Назовите основные принципы управления и дайте характеристику каждому их них. 7. Классифицируйте принципы педагогического менеджмента по В. П. Симонову. 8. Назовите методы и формы управления педагогическими системами. 9. Назовите и охарактеризуйте функции управления педагогическими системами 10. Как осуществляется управление системой образования зарубежом? К теме 3. 1. Создайте схему «вертикали» управления образованием в РФ. 2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения. 3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства РФ. 4. В чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой? 5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений. К теме 4. 1. Раскройте суть управления педагогической системой. 2. Назовите субъекты управления и их роль в осуществлении управленческого воздействия на систему образования. 3. Почему необходимо участие государства и его органов в управлении образованием? 4. Какие функциям выполняет государство в управлении образованием?5. Каким образом осуществляется управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями в РФ? 6. Каким образом осуществляется общее руководство государственным или муниципальным учреждением среднего специального, профессионального образования? 7. Что является важнейшей частью организационной структуры управления функционированием и развитием образовательного учреждения? 8. В образовательном учреждении можно выделить различные типы управляющих структур. Назовите их. 9. Назовите общие требования к планированию работы образовательного учреждения. 10. Как определяется содержание плана работы учебного заведения? 11. Какие недостатки имеют в практике планирования работы учреждений? 12. Задачи работы коллектива на год в зависимости от их сложности решаются через систему мероприятий, которые ложатся в основу содержания плана. Каковы его ведущие разделы? 13. Назовите основные направления работы методических комиссий? 14. Какова роль методического кабинета в организации методической работы в образовательном учреждении? Укажите основные направления его деятельности. К теме 5. 1. Кем был предложен термин «воспитательная система»? 2. Дайте определение ВС. 3. В чем состоит задача ВС? 4. Назовите признаки ВС, общих с другими социальными системами и специфическими признаками ее. 5. Назовите составные части ВС. 6. Что понимается под системой воспитательной работы? 7. Таким образом, каждый ребенок и каждый взрослый является субъектом системообразующей деятельности. 8. Как осуществляется управление ВС? 9. Назовите виды воспитательных систем. 10. Какие группы оценок используют для определения уровня сформированности ВС образовательного учреждения? 11. Назовите тенденции развития ВС. 12. С чем связано развитие ВС в конечном итоге? 13. Может ли существовать ВС постоянно? 14. Назовите факторы существования и развития ВС. 15. Какова роль процесса обучения в развитии ВС? 16. В чем сущность и специфика управления развитием воспитательной системы? 17. Назовите способы и средства управления развитием воспитательной системы.18. Укажите некоторые ошибки в управлении воспитательной системой. Как же избежать этих ошибок? К теме 6. 1. Что является исходной единицей анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все аспекты управления? 2. Какие функции включает в себя структура управленческой деятельности преподавателя? 3. Предложите рабочее определение понятия «управление учением». 4. Выделите основные умения управления учением. 5. Укажите виды управления учением обучающегося. 6. Проанализируйте значение термина «подход» (по М.М. Поташнику). 7. Охарактеризуйте основные подходы, которые обеспечивают управление учением. 8. В чем суть и недостатки ситуационного подхода к управлением учением? 9. В чем суть системного подхода к управлению? 10. В чем суть синергетического подхода к управлению? 11. В чем суть компетентностного подхода к управлению? 12. Что является предметом учения? 13. Назовите средства деятельности учения. 14. В чем состоит задача индивидуально-ориентированного подхода к учению? 15. Что является сущностной характеристикой рефлексивного управления? 16. Что лежит в основе технологии рефлексивного управления? 17. Назовите и разъясните суть конструктивных и неконструктивных воздействий преподавателя? 18. Рассмотрите своеобразный алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии. К теме 7. 1. Объясните сущность инновационной деятельности преподавателя. 2. Какие технологии относятся к инновационным технологиям обучения? 3. Какое обучение называется интерактивным в психологической теории? 4. С чем состоит сущность интерактивных технологий обучения? 5. Каковы роли обучающего и обучаемых, а также роль информации в интерактивных технологиях обучения? 6. На какие виды делятся все технологии интерактивного обучения? 7. Назовите и охарактеризуйте некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения (Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная и т.д.) 8. Объясните сущность методики кооперативного обучения (учебного сотрудничества, мозговой штурм, дидактическая игра). К теме 8. 1. Какую трактовку в последнее время имеет термин «мониторинг»? 2. Назовите ряд отличительных особенностей мониторинга. 3. Что выступают в качестве объектов мониторинга в системе образования? 4. Мониторинг развития личности обучаемых, их учебной и учебно- профессиональной деятельности реализуется по двум направлениям. Назовите и разъясните их суть. 5. Что является главной целью мониторинга? 6. Сгруппируйте и разъясните сущность способов осуществления мониторинга 7. В чем суть и содержание образовательного мониторинга? 8. Какие формы мониторинга существуют? 9. Назовите основные задачи мониторинга учебно-воспитательного процесса. 10. Какова роль метода наблюдения в мониторинге мотивации учения? 4.2. Задания для самостоятельной работы Самостоятельная работа предусмотрена на этапе подготовки магистрами итоговых работ. Магистр на базе материала лекций и практических занятий разрабатывает одну из тем применительно к своей специальности, учебному заведению, обобщает личный и привнесенный опыт. Для организации самостоятельной работы слушателям предоставлен пакет материалов в электронной форме.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |