Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование социально- гуманитарной методологии




Классическая научная картина мира.

Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, — мифологической, религиозной, философской.

Классическая картина мира (основана на физических теориях (механики) Галилея и Ньютона и очень часто называется механической картиной мира, от времен Галилея до конца XIX в). Ее основу составляли: классическая концепция истины, корпускулярное строение вещества (материи), субстанциональное понимание времени и пространства.

Согласно классической концепции истины, можно достичь однозначного соответствия высказывания и объективной реальности. В соответствии с этим процесс научного познания представлялся как планомерное исключение из научного знания всего субъективного (избавление от «идолов») и прогрессивный рост объективного, независимого от субъекта знания.

Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Случайность и вероятность в объективном мире, согласно этому принципу не существует. Случайность есть результат нашего незнания всех причин.

С точки зрения классической картины мира, вещество (материя) состоит из неделимых корпускул (частиц), или, другими словами, из атомов. Фундаментальным, атрибутивным свойством вещества-материи считается масса. Масса выступает не только константным свойством механики, но и характеристикой, определяющей химические свойства атомов.

Время и пространство рассматривались как независимые от материи и движения субстанции, в которых разворачиваются все физические, природные процессы.

 

Система социально-гуманитарных наук начинает складываться в эпоху индустриализма. Как и другие науки, они имели свои истоки еще в древности, в накапливаемых знаниях о человеке, различных способах социального поведения, условиях воспроизводства тех или иных социальных общностей. Но в строгом смысле слова социальные и гуманитарные науки формировались в XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Именно в эпоху индустриализма объектно-предметное отношение к человеку и человеческим общностям становится доминирующим в техногенной культуре. Целью социально-гуманитарных наук провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Господство механики и математики было обусловлено зрелостью этих отраслей знания и успешным их развитием. Следствием данного факта является стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том числе социальные. Таким образом, в гуманитарные науки постепенно проникали математические методы познания. Однако к концу XIX – началу XX в. стало уже очевидным, что социально-гуманитарные науки должны иметь свой собственный методологический фундамент. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления: баденская школа неокантианства и философия жизни.«Философия жизни» – это направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были Дильтей, Зиммель, Шпенглер и др. Эта школа возникла как реакция на кризис механистического естествознания. Социальное познание и сформировавшиеся социально-гуманитарные науки имеют ряд особенностей. 1. Социальное познание ориентировано на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, выявление законов, причин и источников этого развития.2. Акцент познания смещен на индивидуальное на основе общего, закономерного.3. В предмет социального познания постоянно включен субъект, т.е. человек.4. Социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.5. Наличие неразрывной связи социального познания с ценностями, мировоззренческими компонентами.6. Важнейшей характеристикой социально-гуманитарного познания является процедура понимания.7. Социальное познание преимущественно ориентировано на качественную сторону изучаемой им действительности.

Ø Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания его духовной жизни; целостное восприятие внутреннего мира с сохранением чувственно-смысловых оттенков.

Ø Исследовательский диалог - вопросно-ответный метод (беседа), раскрывающий проблему с помощью диалектики в специфической форме человеческого взаимодействия (говорения, слушания и понимания); постижение смысловой логики диалога в гуманитарном исследовании приравнивают к получению значимых результатов в эксперименте.

Ø Нарративное интервью - особая концепция интервью; в его основу положена способность людей выступать в роли рассказчиков, при этом акцентирована важная для социально-гуманитарного исследования позиция видения жизненных событий с точки зрения автора, представленная сообразно его интуитивной компетентности относительно правил ведения рассказа; применяется с целью обнаружения имплицитной информации об особенностях самопрезентации и презентации жизненного опыта автора рассказа.

Ø Биографический метод - исследование субъективной стороны общественной жизни человека, основанный на личных документах, содержащих помимо описаний социальной ситуации личный взгляд биографа на происходящее.

Ø Идеографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий (особый приём фиксирования опыта).

Ø Реконструктивный метод - нормативно-семиотическое средство "достраивания" объекта до полного социокультурного факта в исторической синхронии и диахронии; скрупулёзное полнобытийное собирание объекта.

 

17.1. Чувственные компоненты сознания:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.