КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеалы и нормы научного исследования как компонент оснований научного поиска
Научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования как основание научного познания. Влияние
философии на развитие науки.
К ф-ским основаниям науки относят 1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. исследования 3. Ф-ские принципы и идеи.
1. Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элементарных объектов, их
взаимодействиях, пространственно-временных хар-ках). Складывается в результате синтеза знаний,
получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих
стадиях исторического развития науки. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окруж. миром,
соединение абстракции (теория) с наглядными формами. Картина реальности обеспечивает систематизацию
знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины
(фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на к-рые опираются и с к-рыми должны быть
принципы картины реальности. 2. Идеалы и нормы н. исследования – схема освоения объектов, характеристики к-рых представлены в
теор.-эмпирической форме. Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на
вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен получить
в рез-те их осуществеления и каким способом получить этот продукт. Выделяют 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) --//-- доказательности и обоснования знания; 3) --//-- построения организации знания.
3. Ф. идеи и принципы. Ф – внешний взгляд на здание науки (и не только науки), на ее фундамент.
Именно ф. предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении (при науч. революции). В
качестве фундамента для научной надстройки выступают ф-ские идеи и принципы. Наука ценностно нейтральна по отношению к миру. Для науки нет понятий «плохой» или «хороший» и
т.п. А это очень важно для мировоззрения, где такие понятия являются центральными. Именно ф. вносит
основной вклад в формирование мировоззрения, к-рое присуще каждому человеку, в том числе и ученому, и
«руководит» его деятельностью.
СОЦИОБИОЛОГИЯ — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной
организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (
экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С.
— американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с
точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью
понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.
Постпозитивизм - критический рационализм, научный реализм и ряд других философских и социологических
концепций: - возникших в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма; - утверждающих невозможность жесткого разграничения между метафизикой и наукой; - признающих определяющую роль в познании теоретического знания.
Interpretation От лат.Interpretatio - толкование Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на
конкретном языке.
Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения
и подлежащих анализу.
Sociobiology От лат.Societas - общество + греч.Bios - жизнь + Logos - учение Социобиология - научное направление, признающее основную роль в объяснении социального поведения живых
существ генетического фактора.
От лат.Cognitio - знание Когнитивная карта - субъективная картина: - создающаяся в результате активных действий в окружающей среде; - имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко; - локализующая отдельные воспринимаемые предметы. Считается, что когнитивные карты создают контекст для формирования других предметных отражений. Видами когнитивных карт являются: - карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; и - карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Когнитивная социология - социология социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп.
Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования. Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенными целями, которые возникают периодически в результате выдвижения конкретных научных проблем. Во-вторых, она ориентируется на общие ценностные установки познания, важнейшей из которых является достижение объективно научного знания о действительности. В-третьих, наука стремится выйти за рамки непосредственной практики, и она создает модели и теории, которые могут найти практическое применение лишь в будущем. Эти цели и ориентиры находят свое реальное выражение в идеалах и нормах научного исследования. Но на протяжении истории науки они не остаются неизменными, а испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и нормы научного исследования. 1) Аксиоматический идеал научности - Древняя Греция. 2) Галилей – идеалом стал экспериментальный метод 3) 17-18 века: идеалом стала непогрешимая вера в истинность научных законов 4) к. 19-нач. 20 вв.: неклассический идеал научности, относительность н. истин 5) Современность: постнеклассический идеал научности на основании принципов взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации материальных систем и структур. В идеалах науки выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии и требования научного исследования и обоснования его результатов. Идеалы и нормы непосредственно связаны с основными функциями науки: - систематизация и организация научного знания - описание и объяснению существующих фактов - предсказание новых фактов - обоснование и доказательство полученного знания. Идеалы и нормы научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории. Для этого наука стремится перейти от менее общих законов и теорий, к более общим, раскрывающим более глубокие и существенные связи и отношения исследуемых явлений. Другими важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические формы требуют, чтобы объясняемый факт был логическим следствием объясняющего его закона или обобщения и тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту. - Принцип простоты, благодаря которому удается выделить более общие и глубокие предпосылки существующего знания. - Принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в количественной, математической форме. - Принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, не умножай сущностей - принцип преемственности в развитии и организации научного знания и объединения его в единую, целостную систему. С идеалом объяснения тесно связан процесс предсказания новых явлений и событий, который тоже опирается на существование объективных закономерностей. Принцип достаточного обоснования Лейбница и принцип отсутствия противоречий – тоже основополагающие принципы. Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Наибольшее воздействие на формирования метода оказывают нормы исследования, которые направляют и контролируют его ход. Кроме того, существуют также идеалы и нормы, которые имеют специфический характер и используются либо в отдельных, либо в сходных, взаимосвязанных науках. Нормы и требования экспериментальных наук должны отличаться от норм и требований абстрактных наук. Что касается исторического характера идеалов и норм, то их уровень в каждый определенный период развития науки изменялся соответственно интеллектуальному климату, существующему в данном обществе, обусловленному потребностями его культуры и социально-экономической жизни. На первом уровне, когда наука формировалась как самостоятельная область познавательной деятельности, ее идеалы и нормы были ориентированы на выделение среди других способов познания: мифологического, обыденного, стихийно-эмпирического, религиозного. Уже в античной науке строго отделяли доказательное знание, от мнения. Поэтому подлинной наукой греки считали математику. Однако при изучении природы ограничивались простым наблюдением и описанием. С возникновением опытного естествознания в 17 веке формируются идеалы и нормы исследования природы, важнейшим требованием стала проверка гипотез с помощью специально поставленных экспериментов. Вплоть до конца 19 века основные идеалы классической науки не претерпели изменений. В конце 19- нач.20 веков произошла революция в естествознании, классические истины стали иметь относительный характер и возник неклассический идеал науки.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |