Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалы и нормы научного исследования как компонент оснований научного поиска




Научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования как основание научного познания. Влияние

 

философии на развитие науки.

 

К ф-ским основаниям науки относят

1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. исследования 3. Ф-ские принципы и идеи.

 

1. Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элементарных объектов, их

 

взаимодействиях, пространственно-временных хар-ках). Складывается в результате синтеза знаний,

 

получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих

 

стадиях исторического развития науки. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окруж. миром,

 

соединение абстракции (теория) с наглядными формами. Картина реальности обеспечивает систематизацию

 

знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины

 

(фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на к-рые опираются и с к-рыми должны быть

 

принципы картины реальности.

2. Идеалы и нормы н. исследования – схема освоения объектов, характеристики к-рых представлены в

 

теор.-эмпирической форме. Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на

 

вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен получить

 

в рез-те их осуществеления и каким способом получить этот продукт. Выделяют

1) идеалы и нормы объяснения и описания;

2) --//-- доказательности и обоснования знания;

3) --//-- построения организации знания.

 

3. Ф. идеи и принципы. Ф – внешний взгляд на здание науки (и не только науки), на ее фундамент.

 

Именно ф. предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении (при науч. революции). В

 

качестве фундамента для научной надстройки выступают ф-ские идеи и принципы.

Наука ценностно нейтральна по отношению к миру. Для науки нет понятий «плохой» или «хороший» и

 

т.п. А это очень важно для мировоззрения, где такие понятия являются центральными. Именно ф. вносит

 

основной вклад в формирование мировоззрения, к-рое присуще каждому человеку, в том числе и ученому, и

 

«руководит» его деятельностью.

 

СОЦИОБИОЛОГИЯ — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной

 

организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (

 

экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С.

 

— американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с

 

точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью

 

понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

 

Постпозитивизм - критический рационализм, научный реализм и ряд других философских и социологических

 

концепций:

- возникших в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма;

- утверждающих невозможность жесткого разграничения между метафизикой и наукой;

- признающих определяющую роль в познании теоретического знания.

 

Interpretation

От лат.Interpretatio - толкование

Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на

 

конкретном языке.

 

Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения

 

и подлежащих анализу.

 

Sociobiology

От лат.Societas - общество + греч.Bios - жизнь + Logos - учение

Социобиология - научное направление, признающее основную роль в объяснении социального поведения живых

 

существ генетического фактора.

 

От лат.Cognitio - знание

Когнитивная карта - субъективная картина:

- создающаяся в результате активных действий в окружающей среде;

- имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко;

- локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

Считается, что когнитивные карты создают контекст для формирования других предметных отражений.

Видами когнитивных карт являются:

- карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; и

- карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

 

Когнитивная социология - социология социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп.

 

 

Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенными целями, которые возникают периодически в результате выдвижения конкретных научных проблем. Во-вторых, она ориентируется на общие ценностные установки познания, важнейшей из которых является достижение объективно научного знания о действительности. В-третьих, наука стремится выйти за рамки непосредственной практики, и она создает модели и теории, которые могут найти практическое применение лишь в будущем. Эти цели и ориентиры находят свое реальное выражение в идеалах и нормах научного исследования. Но на протяжении истории науки они не остаются неизменными, а испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и нормы научного исследования.

1) Аксиоматический идеал научности - Древняя Греция.

2) Галилей – идеалом стал экспериментальный метод

3) 17-18 века: идеалом стала непогрешимая вера в истинность научных законов

4) к. 19-нач. 20 вв.: неклассический идеал научности, относительность н. истин

5) Современность: постнеклассический идеал научности на основании принципов взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации материальных систем и структур.

В идеалах науки выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии и требования научного исследования и обоснования его результатов.

Идеалы и нормы непосредственно связаны с основными функциями науки:

- систематизация и организация научного знания

- описание и объяснению существующих фактов

- предсказание новых фактов

- обоснование и доказательство полученного знания.

Идеалы и нормы научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории. Для этого наука стремится перейти от менее общих законов и теорий, к более общим, раскрывающим более глубокие и существенные связи и отношения исследуемых явлений. Другими важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические формы требуют, чтобы объясняемый факт был логическим следствием объясняющего его закона или обобщения и тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту.

- Принцип простоты, благодаря которому удается выделить более общие и глубокие предпосылки существующего знания.

- Принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в количественной, математической форме.

- Принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, не умножай сущностей - принцип преемственности в развитии и организации научного знания и объединения его в единую, целостную систему.

С идеалом объяснения тесно связан процесс предсказания новых явлений и событий, который тоже опирается на существование объективных закономерностей.

Принцип достаточного обоснования Лейбница и принцип отсутствия противоречий – тоже основополагающие принципы.

Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Наибольшее воздействие на формирования метода оказывают нормы исследования, которые направляют и контролируют его ход. Кроме того, существуют также идеалы и нормы, которые имеют специфический характер и используются либо в отдельных, либо в сходных, взаимосвязанных науках. Нормы и требования экспериментальных наук должны отличаться от норм и требований абстрактных наук.

Что касается исторического характера идеалов и норм, то их уровень в каждый определенный период развития науки изменялся соответственно интеллектуальному климату, существующему в данном обществе, обусловленному потребностями его культуры и социально-экономической жизни. На первом уровне, когда наука формировалась как самостоятельная область познавательной деятельности, ее идеалы и нормы были ориентированы на выделение среди других способов познания: мифологического, обыденного, стихийно-эмпирического, религиозного. Уже в античной науке строго отделяли доказательное знание, от мнения. Поэтому подлинной наукой греки считали математику. Однако при изучении природы ограничивались простым наблюдением и описанием. С возникновением опытного естествознания в 17 веке формируются идеалы и нормы исследования природы, важнейшим требованием стала проверка гипотез с помощью специально поставленных экспериментов. Вплоть до конца 19 века основные идеалы классической науки не претерпели изменений. В конце 19- нач.20 веков произошла революция в естествознании, классические истины стали иметь относительный характер и возник неклассический идеал науки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.