Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)




Трубопроводная система КТК, соединяющая Тенгизское место­рождение в Западном Казахстане с терминалом в Южной Озерейвке вблизи Новороссийска на российском побережье Черного моря, яв ляется крупнейшим инвестиционным проектом с участием иностранного капитала на территории СНГ.

Проект ведет свою историю с 1992 г. — времени создания КТК тремя государствами – Россией, Казахстаном и Оманом. В 1996 в целях ускорения реализации проекта было принято решение о реорга­низации КТК с включением в него нефтедобывающих компаний. Был подписан Договор о создании закрытых акционерных обществ «КТК-Р» (российская часть) и «КТК-К» (казахстанская часть). В мае 1997 г. Россией, Казахстаном и Оманом, а также 8 нефтедобывающими ком-па!гиями~бь1ло подписано согдашщше о финансировании проекта. Ак­ционерный капитал консорциума был поделен между правительства­ми и нефтяными компаниями по принципу «50: 50»(при этом на долю России приходилось 24% акций, Казахстана— 19%, Омана— 7%). Добывающие компании в составе консорциума взяли на себя обяза­тельства по обеспечению 100% финансирования строительства неф-тепроводной системы КТК в обмен на возможность приобретения 50% акций консорциума. Компания «Шеврон» является крупнейшим частным акционером в КТК, который финансирует 30% стоимости проекта, т.е. около 780 млн. долл. США. «Шеврону» также принадле­жит 50% компании «Тенгизшевройл», которая является крупнейшим клиентом КТК.

B настоящее время акционерный капитал в КТК распределяется следующим образом:

• Россия - 24%

• Казахстан - 19%

• Султанат Оман - 7%

• Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%

• LUKARCO B.V. — 12,5%

• Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%

• Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%

• Agip International (N.A.) N.V. — 2%

• BG Overseas Holding Limited — 2%

• Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%

• Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

Основные конкурентные российским проекты в Каспийском регионе

Баку — Тбилиси - Джейхан

В настоящее время главным претендентом на основной маршрут экспорта нефти из Каспийского региона и конкурентом российскому нефтепроводу Баку — Новороссийск является трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан для поставки на мировой рынок нефти с азер­байджанских месторождений Азери, Чираг, Гюнешли к нефтяным терминалам в турецком порту Джейхан на Средиземном море через территорию Грузии и восточной Турции.

Протяженность трубопровода — 1767 км (азербайджанский уча­сток - 443 км, грузинский - 248 км, турецкий — 1076 км), плановая пропускная способность трубопровода — 50 млн. т нефти в год.

Проект усиленно лоббировался госдепартаментом США и пра­вительствами Азербайджана, Грузии и Турции. Согласно мнению сто- I ройников маршрута Баку-Джейхан, главное его преимущество состо­ит в том, что он позволит избежать резкого роста танкерных перево­зок через Черное море и перегруженные воды турецких проливов и обеспечит прямой доступ к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Следует отметить, что в случае проекта Баку — Джейхан геополитический фактор значительно преобладает над экономичес­кими расчетами. Транспортировка нефти с каспийских месторожде­ний на средиземноморское побережье Турции, партнера США по НАТО, позволяет США диверсифицировать источники поставок энер­гоносителей и ослабить зависимость от импорта нефти из Персидс­кого залива, а также значительно усилить свое экономическое и поли­тическое влияние в Центральноазиатском и Кавказском регионах. Грузия и Азербайджан поддерживают этот проект по понятным при­чинам: в случае снижения мировых цен на нефть ее транзит может приносить доходы, сопоставимые с прибылью от ее продажи, плюс политические дивиденды. Заинтересованность Турции, где спрос на энергоносители динамично растет, также понятна: Анкара стремит­ся втянуть постсоветские государства Прикаспия в сферу своего влияния.

Одной из проблем реализации данного проекта остается «нахож­дение» необходимых количеств нефти для загрузки трубопровода. Проект Баку — Джейхан рентабелен при транспортировке 45-50 млн. т нефти в год в течение 40-50 лет. Однако уже сегодня существуют сомнения относительно объемов добычи азербайджанской нефти, а вопрос с потенциальными поставками из Казахстана осложняется не­решенностью маршрута транспортировки - танкерами из Актау в Баку или трубопроводом по дну Каспия (Транскаспийский нефтепровод). Создание танкерного флота требует больших капиталовложений, а прокладка трубопровода по дну Каспия может угрожать экологичес­кому балансу на Каспии, поэтому против сооружения подводного тру­бопровода выступают Россия и Иран.

Очевидно, что в отношении маршрута Баку — Джейхан име­ли значение не соображения экономической целесообразности, а политическая конъюнктура. Приведенные в книге А.А. Конопля­ника «Каспийская нефть на Евразийском перекрестке. Предвари­тельный анализ экономических перспектив» расчеты «цены отсе­чения» каспийской нефти (без учета налоговой составляющей, но включая (помимо совокупных издержек по добыче и транспортировке) норму рентабельности, равную 15%), показали, что для рынка Западной Европы примерно равную экономичность имеют варианты экспорта азербайджанской нефти по маршрутам Баку — Новороссийск и Баку — Супса, затем идет экспорт казахстанс­кой нефти по трубопроводу КТК. Все три указанных маршрута экспорта нефти Каспийского региона на западноевропейский ры­нок оказались более конкурентоспособными, чем маршрут Баку — Джейхан, причем как в случае более дешевого варианта — через черноморские проливы, так и при необходимости использования более дорогого комбинированного маршрута «море — трубопро­вод» в обход проливов, т.е. строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Данные расчеты, однако, основывались на тен­денции сохранения в ближайшие годы низких цен на нефть (в пре­делах 10-15 долл. за баррель), и именно при таком уровне цен экономическая целесообразность маршрута Баку — Джейхан ока­зывалась более чем сомнительной. Поэтому в течение несколь­ких лет проект не был реализован. Однако в условиях изменив­шейся конъюнктуры мирового рынка и роста цен на нефть инвес­тиционные риски существенно снизились, и соответственно вы­росли шансы привлечь к проекту частное финансирование.

Стоимость трубопровода Баку — Джейхан составила более 2,95 млрд. долл. США. В структуре финансирования примерно 30% со­ставляет акционерный капитал (средства участников консорциума неф­тедобывающих компаний, работающих на Каспии) и еще 70% - за­емное финансирование, в т.ч. займы ЕБРР и МФК (по 250 млн. долл.), Японского банка международного сотрудничества - 450 млн. долл., ЭКСИМ-банка США (150 млн. долл.), Американской корпорации по частным инвестициям за рубежом (ОПИК) - 100 млн. долл. В число консорциума нефтедобывающих компаний - участников проекта вхо­дят британская компания «Бритиш Петролеум» (30,1%), Государ­ственная нефтяная корпорация Азербайджана «ГНКАР» (25%), аме­риканская «Юнокал» (8,9%), норвежская «Статойл» (8,71%), турец­кая «ТРАО» (6,53%о), итальянская «ЭНИ» и французская «Тоталфи-наэлф» (по 5%), японская «Иточу» (3,4%), американские «КонокоФи-липс» (2,5%>) и «Амерада Хесс» (2,36%).

Строительство началось в апреле 2003 г., а в мае 2005 г. трубо­провод был сдан в эксплуатацию.

Следует отметить, что США активно поддерживали еще один проект — Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Турцию, который с целью оптимизации затрат рассматривался в едином транс­портном коридоре с нефтепроводом Баку — Джейхан. Однако соору­жение газопровода «Голубой Поток» остановило возможную реали­зацию этого проекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.