КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)
Трубопроводная система КТК, соединяющая Тенгизское месторождение в Западном Казахстане с терминалом в Южной Озерейвке вблизи Новороссийска на российском побережье Черного моря, яв ляется крупнейшим инвестиционным проектом с участием иностранного капитала на территории СНГ. Проект ведет свою историю с 1992 г. — времени создания КТК тремя государствами – Россией, Казахстаном и Оманом. В 1996 в целях ускорения реализации проекта было принято решение о реорганизации КТК с включением в него нефтедобывающих компаний. Был подписан Договор о создании закрытых акционерных обществ «КТК-Р» (российская часть) и «КТК-К» (казахстанская часть). В мае 1997 г. Россией, Казахстаном и Оманом, а также 8 нефтедобывающими ком-па!гиями~бь1ло подписано согдашщше о финансировании проекта. Акционерный капитал консорциума был поделен между правительствами и нефтяными компаниями по принципу «50: 50»(при этом на долю России приходилось 24% акций, Казахстана— 19%, Омана— 7%). Добывающие компании в составе консорциума взяли на себя обязательства по обеспечению 100% финансирования строительства неф-тепроводной системы КТК в обмен на возможность приобретения 50% акций консорциума. Компания «Шеврон» является крупнейшим частным акционером в КТК, который финансирует 30% стоимости проекта, т.е. около 780 млн. долл. США. «Шеврону» также принадлежит 50% компании «Тенгизшевройл», которая является крупнейшим клиентом КТК. B настоящее время акционерный капитал в КТК распределяется следующим образом: • Россия - 24% • Казахстан - 19% • Султанат Оман - 7% • Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15% • LUKARCO B.V. — 12,5% • Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5% • Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5% • Agip International (N.A.) N.V. — 2% • BG Overseas Holding Limited — 2% • Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75% • Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%. Основные конкурентные российским проекты в Каспийском регионе Баку — Тбилиси - Джейхан В настоящее время главным претендентом на основной маршрут экспорта нефти из Каспийского региона и конкурентом российскому нефтепроводу Баку — Новороссийск является трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан для поставки на мировой рынок нефти с азербайджанских месторождений Азери, Чираг, Гюнешли к нефтяным терминалам в турецком порту Джейхан на Средиземном море через территорию Грузии и восточной Турции. Протяженность трубопровода — 1767 км (азербайджанский участок - 443 км, грузинский - 248 км, турецкий — 1076 км), плановая пропускная способность трубопровода — 50 млн. т нефти в год. Проект усиленно лоббировался госдепартаментом США и правительствами Азербайджана, Грузии и Турции. Согласно мнению сто- I ройников маршрута Баку-Джейхан, главное его преимущество состоит в том, что он позволит избежать резкого роста танкерных перевозок через Черное море и перегруженные воды турецких проливов и обеспечит прямой доступ к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Следует отметить, что в случае проекта Баку — Джейхан геополитический фактор значительно преобладает над экономическими расчетами. Транспортировка нефти с каспийских месторождений на средиземноморское побережье Турции, партнера США по НАТО, позволяет США диверсифицировать источники поставок энергоносителей и ослабить зависимость от импорта нефти из Персидского залива, а также значительно усилить свое экономическое и политическое влияние в Центральноазиатском и Кавказском регионах. Грузия и Азербайджан поддерживают этот проект по понятным причинам: в случае снижения мировых цен на нефть ее транзит может приносить доходы, сопоставимые с прибылью от ее продажи, плюс политические дивиденды. Заинтересованность Турции, где спрос на энергоносители динамично растет, также понятна: Анкара стремится втянуть постсоветские государства Прикаспия в сферу своего влияния. Одной из проблем реализации данного проекта остается «нахождение» необходимых количеств нефти для загрузки трубопровода. Проект Баку — Джейхан рентабелен при транспортировке 45-50 млн. т нефти в год в течение 40-50 лет. Однако уже сегодня существуют сомнения относительно объемов добычи азербайджанской нефти, а вопрос с потенциальными поставками из Казахстана осложняется нерешенностью маршрута транспортировки - танкерами из Актау в Баку или трубопроводом по дну Каспия (Транскаспийский нефтепровод). Создание танкерного флота требует больших капиталовложений, а прокладка трубопровода по дну Каспия может угрожать экологическому балансу на Каспии, поэтому против сооружения подводного трубопровода выступают Россия и Иран. Очевидно, что в отношении маршрута Баку — Джейхан имели значение не соображения экономической целесообразности, а политическая конъюнктура. Приведенные в книге А.А. Конопляника «Каспийская нефть на Евразийском перекрестке. Предварительный анализ экономических перспектив» расчеты «цены отсечения» каспийской нефти (без учета налоговой составляющей, но включая (помимо совокупных издержек по добыче и транспортировке) норму рентабельности, равную 15%), показали, что для рынка Западной Европы примерно равную экономичность имеют варианты экспорта азербайджанской нефти по маршрутам Баку — Новороссийск и Баку — Супса, затем идет экспорт казахстанской нефти по трубопроводу КТК. Все три указанных маршрута экспорта нефти Каспийского региона на западноевропейский рынок оказались более конкурентоспособными, чем маршрут Баку — Джейхан, причем как в случае более дешевого варианта — через черноморские проливы, так и при необходимости использования более дорогого комбинированного маршрута «море — трубопровод» в обход проливов, т.е. строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Данные расчеты, однако, основывались на тенденции сохранения в ближайшие годы низких цен на нефть (в пределах 10-15 долл. за баррель), и именно при таком уровне цен экономическая целесообразность маршрута Баку — Джейхан оказывалась более чем сомнительной. Поэтому в течение нескольких лет проект не был реализован. Однако в условиях изменившейся конъюнктуры мирового рынка и роста цен на нефть инвестиционные риски существенно снизились, и соответственно выросли шансы привлечь к проекту частное финансирование. Стоимость трубопровода Баку — Джейхан составила более 2,95 млрд. долл. США. В структуре финансирования примерно 30% составляет акционерный капитал (средства участников консорциума нефтедобывающих компаний, работающих на Каспии) и еще 70% - заемное финансирование, в т.ч. займы ЕБРР и МФК (по 250 млн. долл.), Японского банка международного сотрудничества - 450 млн. долл., ЭКСИМ-банка США (150 млн. долл.), Американской корпорации по частным инвестициям за рубежом (ОПИК) - 100 млн. долл. В число консорциума нефтедобывающих компаний - участников проекта входят британская компания «Бритиш Петролеум» (30,1%), Государственная нефтяная корпорация Азербайджана «ГНКАР» (25%), американская «Юнокал» (8,9%), норвежская «Статойл» (8,71%), турецкая «ТРАО» (6,53%о), итальянская «ЭНИ» и французская «Тоталфи-наэлф» (по 5%), японская «Иточу» (3,4%), американские «КонокоФи-липс» (2,5%>) и «Амерада Хесс» (2,36%). Строительство началось в апреле 2003 г., а в мае 2005 г. трубопровод был сдан в эксплуатацию. Следует отметить, что США активно поддерживали еще один проект — Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Турцию, который с целью оптимизации затрат рассматривался в едином транспортном коридоре с нефтепроводом Баку — Джейхан. Однако сооружение газопровода «Голубой Поток» остановило возможную реализацию этого проекта.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |