Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система энергетической безопасности и роль государства




Энергетический сектор и его роль в обеспечении национальной безопасности страны. Стимулирование и регулирование инвестиционного процесса в ТЭК.

Типовые соглашения

В дополнение к укреплению международного правового режима ведется работа по согласованию типовых документов, способных помочь решению оперативных вопросов. Речь идет о разработке ряда типовых соглашений и других не имеющих юридической силы доку­ментов, включая руководства и кодексы поведения. Такие докумен­ты должны способствовать быстрой выработке решений, связанных с привлечением инвестиций в трансграничные системы транзита энер­гоносителей и с повышением оптимальности функционирования и мо­дернизации существующих транзитных сооружений.


Политика ЕС и МЭА в области обеспечения энергетической безопасности

В условиях глобализации энергетических рынков и роста взаимо­зависимости поставщиков и потребителей энергоресурсов происхо­дят, как уже отмечалось, существенные изменения в энергетических стратегиях ведущих промышленно развитых стран, являющихся ос­новными импортерами углеводородного сырья с использованием тран­зита. Наиболее существенные изменения происходят на европейс­ком рынке, охваченном процессом либерализации энергетической отрасли. Значительный интерес при этом представляет анализ энер­гетической политики стран Европейского Союза и стран-поставщи­ков энергоресурсов на этот рынок, с точки зрения обеспечения энер­гетической безопасности стран-импортеров и экспортеров, при ди­версификации маршрутов транспортировки и гарантии надежности и долгосрочности поставок основных энергоресурсов.

Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов имеет первосте­пенное значение для Европы вследствие ее географического положения, а также месторасположения основных поставщиков. Зависимость от им­порта энергоносителей была ярко продемонстрирована во время нефтяно­го кризиса 70-х годов, который обусловил необходимость разработки ско­ординированной политиски европейских стран в области энергетики, тран­зита и обеспечения надежности поставок на европейский рынок.

Основными принципами энергетической политики ЕС являются: поддержание конкуренции, охрана окружающей среды и обеспечение стабильности и бесперебойности поставок энергоресурсов на евро­пейский рынок.

Угрозы надежности поставок энергоресурсов могут возникать в свя­зи с такими факторами, как срыв поставок по техническим причинам (например, авария на трубопроводе или остановка компрессора), ком­мерческий риск и разрывы контрактов, неспособность экспортера вы­полнять контрактные обязательства, а также политические риски.

Технические перебои в поставках могут возникать, например, вследствие аварий на трубопроводах (чаще всего из-за коррозии или случайных повреждений). Риск возникновения аварий пропорциона­лен расстоянию, на которое происходит транспортировка природного газа, и измеряется в км-годах. Уровень в 1 х 10000 км/год означает, что на трубопроводе протяженностью 1000 км авария возникает один раз в 10 лет, или на трубопроводе протяженностью 2000 км - один раз в 5 лет и т.д. Это довольно приблизительная характеристика надежности трубопроводов, поскольку они значительно отличаются по своим характеристикам и условиям транспортировки. Тем не менее, надежность австралийских трубопроводов оценивается в 1 х 10 000 км/лет, американских- 1-2 х 10000 км/лет, трубопроводов ОАО «Газ­пром» - 2,2 х 10000 км/лет. Надежность трубопроводов оценивается также по их характеристикам (возраст, качество материала), а так­же уровню техобслуживания и контроля.

Важным аспектом является также наличие запасных маршру­тов, что сокращает риск полного прекращения подачи нефти и газа. Кроме того, аварии могут возникать и на сооружениях в системе тру­бопроводов (например, на компрессорных станциях или терминалах СПГ). Обычно на устранение таких повреждений требуется 1-2 дня, и несколько больше времени требуется для ликвидации последствий аварий на морских трубопроводах.

Если рассматривать политические угрозы стабильности экспор­тных поставок энергоносителей, то, в первую очередь, стоит оценить надежность поставок. Что касается экспорта газа, который транс­портируется в ЕС на большие расстояния из стран (за исключением Норвегии) вне европейской экономической зоны - России и Алжи­ра, — важным моментом является определение степени надежности стран-экспортеров и транзитных стран. В этих целях были разрабо­таны некоторые экспортные и транзитные рейтинги, которым, впро­чем, не следует придавать слишком большого значения.

Россия и Алжир имеют схожие экспортные рейтинги. Однако зна­чительное различие между ними заключается в оценке ключевых транзитных стран. Так, Тунис и Марокко, через которые Алжир транс­портирует газ соответственно в Италию и Испанию, имеют более высокий рейтинг, чем у Алжира; таким образом, риск срыва экспорт­ных поставок выше в самом Алжире, а не в транзитных странах. В отличие от Алжира, у России более высокий рейтинг, чем у транзит­ной Украины, что означает более высокий риск срыва экспортных поставок на Украине, а не в России.

И для России, и для Алжира экспорт природного газа является зна­чительным источником доходов в твердой валюте. Любые угрозы ста­бильности поставок газа негативно влияют на имидж этих стран на меж­дународных финансовых рынках и снижают кредитный рейтинг.

Оценка стран-поставщиков с позиций надежности поставок с точки зрения ЕС

Возможности России в области экспорта газа велики, как с точ­ки зрения запасов, так и учитывая то обстоятельство, что с 90-х го­дов упал внутренний спрос на газ.

Следует также отметить интеграцию между ОАО «Газпром» и европейской газовой промышленностью. ОАО «Газпром» учре­дил ряд СП в странах Европы, а также заключил ряд соглашений о стратегическом партнерстве с ведущими газовыми компания­ми Европы.

В этом смысле Россия является долгосрочным гарантом обес­печения энергетической безопасности в Европе.

По сравнению с другими источниками, российский газ транспор­тируется на самые большие расстояния. Россия экспортирует газ через транзитные страны, и их возможное влияние на стабильность поставок газа составляет существенную часть общего влияния на безопасность поставок.

У ОАО «Газпром» существуют комбинированные (транзит/про­дажа газа) отношения с газовыми компаниями Украины, Белоруссии, Словакии, Польши, Болгарии и Румынии. У некоторых стран есть долги «Газпрому» за поставленный газ.

Как известно, Украина является чрезвычайно важным элемен­том транзитной структуры России, поскольку через нее осуществля­ется дальнейший транзит на европейский рынок. В предшествующие годы между ОАО «Газпром» и Украиной существовали сложные от­ношения, связанные с незаконным отбором газа и неплатежами за поставленный газ. Однако многие вопросы решаются на правитель­ственном уровне, и транспорт экспортного газа важен для обеих стран, что снижает угрозу срыва поставок.

Трубопроводная система на Украине является достаточно раз­ветвленной и постоянно расширяется. Любые технические неполад­ки могут быть устранены в течение дней или недель. Имеются мощ­ности по хранению газа объемом 30 млрд. куб. м. в 12 ПХГ, что может обеспечить производительность до 250 млн. куб. м./день. Это приблизительно равно объемам газа, транспортируемого Россией в Европу, таким образом, эти резервы могут быть использованы в слу­чае перебоев в поставках газа.

Политические риски, относящиеся к остальным транзитным стра­нам, относительно невелики. Это укрепляет стабильность экспорт­ных поставок природного газа из России в Европу.

В отличие от украинской, трасса через Белоруссию спроектиро­вана как транзитная и поэтому более надежна в случае возникно­вения перебоев в местном газоснабжении.

Финляндия и Греция имеют отдельные трубопроводы для транс­порта газа из России. Газ в Финляндию поступает по экспортному трубопроводу от Санкт-Петербурга. Кроме того, для увеличения про­пускной способности проложена вторая нитка, что повышает надеж­ность поставок.

В Грецию российский газ поступает через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию к болгарско-греческой границе. Болгарская газотранспортная система требует расширения, поэтому греческая сторона ставит под сомнение возможность транспорта максималь­ного объема, предусмотренного контрактами. Тем не менее, пробле­ма не требует немедленного решения, поскольку газовый рынок Гре­ции еще недостаточно развит.

Алжир имеет значительный потенциал добычи газа, хотя более 50% добываемого газа закачивается в пласты для увеличения добы­чи нефти. Ключевым элементом газовой инфраструктуры является огромное месторождение Хасси-Эр'Мелль, на котором текущий объем добычи газа достигает 93 млрд. куб. м/год, из которых 66 млрд. куб. м/год может закачиваться обратно.

С точки зрения укрепления интеграции европейской и алжирской газовой промышленности, в целях повышения уровня политической стабильности, перспективно участие европейских компаний в разведке, обустройстве алжирских месторождений и добыче газа. Компания «Сонатрак» уже заключила соглашения о стратегическом партнер­стве с «БП-Амоко», «Тоталь», «Репсол», «АРКО», «АДЖИП».

Алжир имеет хорошо развитую трубопроводную систему для транспорта нефти и газа от месторождений до заводов СПГ в портах Арзу и Скикда, а также экспорта в Италию через Тунис по Транссре­диземноморскому газопроводу и в Испанию и Португалию через Ма­рокко по трубопроводу ГМЕ (Газодук Магриб Европа).

Политические риски, связанные с транзитными странами, неве­лики, поскольку между ними и Алжиром нет споров по поводу объе­мов газа или транзитных тарифов. В настоящее время Марокко полу­чает 1 млрд. куб. м/год природного газа из Алжира как плату за тран­зит. Тунис — 0,3 млрд. куб. м/год.

Что касается безопасности поставок, то, хотя технические слож­ности, угрожающие бесперебойности поставок газа, вряд ли могут возникнуть одновременно на всех трех экспортных трубопроводах, тем не менее, невозможно осуществить замену объемов газа из од­ного трубопровода на другой, поскольку нет прямого соединения Ис­пания - Франция — Италия. Однако Франция и Испания имеют дос­таточные резервы СПГ, которые могут быть использованы в случае серьезных перебоев в поставках природного газа.

Итак, можно определить ряд рисков, связанных с угрозой ста­бильности поставок газа внутри стран ЕС.

В отношении поставок российского газа наибольший риск свя­зан с вероятностью прекращения экспорта вследствие сложностей в отношениях с транзитными странами, особенно с Украиной. Суще­ствуют как технические, так и политические риски, хотя последние могут привести к более продолжительному прерыванию поставок газа. Определенной гарантией стабильности поставок может послужить магистральный газопровод «Ямал - Европа» и расширение экспорт­ных маршрутов в Европу.

Для поставок алжирского газа наибольшим риском является по­литическая нестабильность в стране. Положительным фактором яв­ляется заинтересованность Алжира в увеличении доходов от экспор­та углеводородов, поскольку с 1998 г. он выплачивает внешний долг, который на конец 1996 г. составлял чуть менее 70% ВНП. Алжирс­кое правительство планирует реформирование экономики, но энерге­тический сектор и в будущем останется основным.

Норвегия рассматривается как часть внутреннего газового рынка Европы с низкими политическими или техническими рисками. Она поставляет газ в европейские страны по долгосрочным контрактам через развитую сеть трубопроводов, проходящих по Норвежскому, Северному и Балтийскому морям.

Таким образом, с технической точки зрения бесперебойность и стабильность поставок газа в Европу из внешних источников достиг­нута благодаря наличию ряда разветвленных трубопроводных сис­тем с лупингами или вторыми нитками (Россия, Алжир) и разнообра­зию маршрутов поставок газа (Норвегия, Алжир).

Необходимо отметить, что для ЕС важнейшей задачей является обеспечение и упрочнение стабильности экспорта газа, связанное с внешними поставщиками.

Необходимо укреплять межгосударственные отношения с тем, чтобы уменьшить политические и технические риски (например, по­средством инвестиций или оказания технической помощи транзит­ным или газодобывающим странам). Для России же в условиях ли­берализации европейского газового рынка особенно важно сохранить и упрочить свои позиции как основного игрока на нем не только с позиции сохранения своей доли, но и возможности вхождения во все звенья цепочки «производитель-потребитель».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.